Азы создания икебаны

Уроки японского. Искусство икебаны

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Икебана в стиле морибана

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.

Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.

Когда все раздражает… составь икебану!

Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.

От такого презента сложно отказаться

Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.

Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

Создание икебаны

Материалы для создания композиции и ее роль в дизайне интерьера. Искусство икебаны как символ воплощения высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета. Символы икебаны: небо, земля, человек.

РубрикаКультура и искусство
Видпрактическая работа
Языкрусский
Дата добавления19.05.2015
Размер файла211,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Деревце из физалиса

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Пермский агропромышленный техникум»

по дисциплине «Основы дизайна и композиций»

студентка группы Ф11-14

искусство икебана букет

1. Исторические сведения

2. Определение данного вида искусства

3. Материалы для создания композиции

4. Изготовление композиций

5. Икебана из природных и искусственных материалов. Материалы и инструменты

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что искусство икебаны является одним из самых популярных в Японии и считается символом воплощения высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kadф («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Постепенно икебана развилась в отдельную школу. Во время обучения учитель соблюдает полное молчание, а ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета, который является своеобразной медитацией. Ученик должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит. Составные части букета образуют собой символы, а их расположение указывает на жизнь и движение. Основные символы икебаны: небо, земля, человек.

В наши дни икебана стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония и каллиграфия. Каждая японка при подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны. В Японии икебана имеет такое же большое значение в дизайне интерьера, как картины, статуэтки и другие произведения искусства. С помощью икебаны создается невидимая, воистину мистическая связь между внутренней частью дома и природой за его пределами.

Икебана – это ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. Ваза или сосуд – также часть оформления икебаны. Ёмкость может быть низкой и наполненной камушками. Еще один наиважнейший компонент икебаны – пустота.

Цель работы: Создать икебану, посвящённую началу весны

изучить историю появления икебаны;

изучить основные виды и материалы для создания композиций;

разработать эскизы будущей композиции.

1. Исторические сведения

В переводе с японского языка слово «икебана» означает «жизнь в цветах» или «живые цветы» («ике» – жизнь, «бана» – цветы). Однако не правы те, кто утверждает, будто происхождение искусства формирования букетов берет свое начало в Стране восходящего солнца. На самом деле исторической родиной икебаны является Индия: здесь традиция возложения на алтарь в храмах цветущих растений олицетворяла собой преклонение простых смертных перед лицом Высшей справедливости. После национальный обряд переняли жители Поднебесной, а приблизительно в VI веке искусство составления композиций из цветов попало на японскую землю вместе с буддизмом. Только спустя четыре столетия икебана пробрела современные черты, но продолжала носить чисто религиозный характер. Букеты вышли за пределы священных зданий лишь в XV веке. С этого момента создание цветочных композиций превратилось в светское занятие. Правда, пока икебана была прерогативой исключительно богатых слоев населения.

Надо отметить, что цветочное искусство не стояло на месте, подвергаясь непрерывной коррекции в сторону упрощения. Большую роль в этом процессе сыграл правитель Йошимаза. Кстати, именно он открыл доступ к традиционному занятию обычным людям. Сегодня икебана продолжает наполнять жизнь японцев особым смыслом. Нынешняя эпоха накладывает свой отпечаток на стиль цветочных композиций: классическая безмятежность постепенно уходит в прошлое, уступая место динамичным, более эмоциональным формам. Но, как и прежде японские букеты не являются предметами декора – это отражение философского взгляда на мир.

Россия познакомилась с цветочным искусством в 1968 году, во времена СССР. Конечно, у нас такой популярностью, как в Стране восходящего солнца, составление композиций из цветов не пользуется, но все же, находятся любители, с удовольствием вкладывающие в создание букетов душу.

2. Определение данного вида искусства

Икебана – японское традиционное искусство аранжировки срезанных цветов в вазах. Икебана, если перевести на русский язык, обозначает “Жизнь цветов” (Ике – “жизнь”, Бана – “цветы”). В наше время икебана прочно вошла в направление фитодизайн. Прошло то время, когда икебаной занимались лишь избранные мастера Востока. Сегодня икебана доступна всем и даже используется в качестве одного из направлений фитодизайна офиса.

Для того, чтобы получить удивительный дизайнерский элемент, коим являются растения в вазе, необходимо уяснить некоторые принципы. Классическая икебана представляет собой живую конструкцию ассиметричной треугольной формы, то есть состоит из трех элементов. Первый, «син», самая длинная сторона фигуры – является воплощением небесного начала. Следующий компонент «хикае», самая короткая сторона – означает землю, место обитания рода человеческого. И, наконец, последняя составляющая букета «соэ», средняя его часть олицетворяет человека, живущего на земле под небом. Совокупность перечисленных элементов – не что иное, как остов икебаны.

Но на этом создание композиции не заканчивается, ведь между основными ветками нужно еще поместить дополнительные растения – дзюси. Форма букета может быть либо наклонной, либо прямостоячей. Залог успеха икебаны – правильно подобранная главная ветка, а также максимальная изогнутость цветочной композиции.

3. Материалы для создания композиции

Немаловажным в создании букетов и композиций является правильный выбор дополнительных компонентов. Конечно, основную эстетическую функцию икебаны выполняют цветы разнообразных размеров, форм и оттенков. Но именно инородные включения превращают обыденный букет в маленький шедевр.

Кроме того, часто возникает надобность как-то скрыть, замаскировать вспомогательные конструкции букета: разнообразные крепления, соединения, каркасы. И в этом случае вам помогут дополнительные материалы, как природные, так и искусственные.

И наконец, именно аксессуары способны расставить акценты в икебане, создать необходимое настроение, выразить характер композиции и максимально приблизить ее к интерьеру.

Все дополнительные материалы можно условно разделить на две большие подгруппы: природные и искусственные. К природным относятся различные минералы и их производные: песок, камни, керамика, а также растительные компоненты: коряжки, ракушки, мох, веточки и т. д.

Искусственные аксессуары включают в себя все те украшения, имеющие фабричное происхождение или же сделанные вами из пластика, ткани, стекла, целлофана и т. д.

4. Изготовление композиций

Чтобы правильно воспринять икебану и понять ее, необходимо знать основные законы этого искусства. Такие составляющие икебаны, как цвет, форма и пространственная структура, способствуют восприятию ее в качестве единого целого.

Конструирование икебаны, как и иероглифа, основано на сочетании элементов, каждый из которых несет определенный смысл. Основой построения икебаны и показателем ее стиля служат форма и характер выбранного сосуда. Конкретную объемную композицию призван образовывать растительный материал главный конструктивный элемент икебаны. Он включает в себя ветки, цветы, травы. Японцы считают все элементы икебаны активными и обладающими жизненной силой, что также является одним из ее признаков. Большую роль играет правильное расположение элементов икебаны, что позволяет более полно выразить жизненную силу растения. Главная ветвь является как бы продолжением вазы и играет роль ствола, питающего живительной силой каждый элемент композиции; почти горизонтальные ветки олицетворяют гармонию противостоящих сил, равновесие; воплощают жизнь растения живые соки, идущие по ветвям и по стволу.

Основу икебаны составляет композиция линий. Японцы любят чистоту линий, их изящество и выразительность и часто используют в композициях ветки с бутонами. Надо отметить, что характерной особенностью икебаны является асимметрия. Элементы, составляющие такую композицию, имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трехмерность, поэтому в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу трех плоскостей: одна линия А символ неба, руководящее начало (син), другая линия В человек (соэ) и третья линия С символ земли (хикаэ). Главные элементы букетасин, соэ и хикаэ составляют его скелет. Эти линии могут быть ветками или цветами.

Если мысленно провести линию, соединяющую верхушки растений, получится разносторонний треугольник, именно он и лежит в основе асимметричной гармонии любой икебаны, а сама композиция состоит из нечетного числа цветов. Японские мастера по этому поводу говорят: Только асимметрия и нечетность основы красивого. Поэтому икебана не бывает круглой, а ее элементы никогда не могут быть равны по высоте и располагаться симметрично (приложение рис. 1).

В японской аранжировке часто используются ветки хвойных пород с четким графическим силуэтом. Если берутся ветки лиственных пород, то они должны быть, как правило, без листьев или с распустившимися почками.

Кроме основных линий, в композиции могут участвовать вспомогательные элементы, которые называют помощниками (дзюси). Японцы называют это мясом букета.

Задачей помощников является усиление впечатления от основных ветвей композиции, и отбираются они в основном из того же материала, что и сама ветка-хозяин. Иногда количество веток-помощников не ограничивается, и они могут быть поставлены к любой основной ветке.

Оптическая связь концов основных ветвей всегда создает треугольник с неравными углами. Длина трех ветвей строго определена. Основная самая высокая ветвь, а, отображающая небо, имеет длину, составляющую полторы суммы диаметра и высоты вазы, не считая той части, которая в вазу погружена. Высота ветки или цветка, отображающего человека, равна 3/4 высоты основной ветви (неба), а высота самого низкого растения с, отображающего землю, равна 3/4 высоты стебля среднего растения, следующего за самым высоким (приложение рис. 2).

От расположения растений в композиции под различными углами создается тем самым ее объемность. Самую высокую ветвь или стебель ставят по центру с наклоном по вертикали на 10° 150 влево и немного вперед, второй, который пониже, левее первого с наклоном 40° 450 и с еще большим наклоном вперед, третий, самый короткий, отклоняют вправо по вертикали на 60° 750. Эта четкая расстановка стеблей строго рассчитана и является правилом икебаны, которое создает гармоничное единство элементов в композиции (приложение рис. 3).

Важнейшим элементом икебаны является небо, от его направления и динамики зависит эффект всей композиции. Опорой для неба служит человек, он должен соответствовать небу по форме и направленности. Земля уравновешивает композицию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим. Для дополнения такой композиции используют вспомогательные ветки и цветы. Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок, поэтому основную роль вместе с выбором линий играет подбор цветов, контрастирующих с ними по окраске и форме. Существует правило, что к белым цветам и веткам с белыми цветками ставятся красные цветы, а к красным цветам растения зеленой или светлой окраски. Далее мы приведем все правила, которые желательно знать, чтобы овладеть искусством составления икебаны. Некоторые из них уже упоминались на страницах этой книги, и это не случайно ведь немало приемов и хитростей, применяемых в аранжировке цветов, взято у японских мастеров. Итак, наберитесь терпения, вам придется ознакомиться с так называемыми заповедями традиционной икебаны. Их всего пятьдесят.

Красивые цветы не одно и то же, что и красивая икебана. Цветы свою красоту покажут только после того, как их правильно поставят.

Читайте также:  Стеллаж своими руками

Правильная икебана должна соответствовать эпохе и поводу, по которому делается.

Дух икебаны не стареет, но каждый создает ее по-своему.

Даже в одной ветке и в одном цветке должна быть отражена дикая природа.

5. Икебана из природных и искусственных материалов. Материалы и инструменты

Ветки (2 шт.) 1 длинная с несколькими разветвлениями, 2 маленькая со свисающим концом вниз.

Мыльница на ножка (1 шт.)

Цветная бумага (2 листа) нежно-розового цвета

Свечка (1 шт) свечка среднего размера, широкая

Правила составления икебаны

Составление оригинальных букетов – это настоящее искусство, которому не может научиться каждый желающий без природного дара чувствовать и понимать язык цветов и видеть их настоящую красоту. У истинного мастера икебаны это чутье заложено генетически. Ведь очень непросто увидеть гармоничную композицию, состоящую из различных видов цветов и сухих веток, которые сами по себе не представляют никакой ценности, а в букете играют важную роль и имеют свое значение. Идеально составленный букет и умело подобранный к нему сосуд могут передать не только настроение составителя, но и его мысли, переживания, чувства.

Профессионально составленная цветочная композиция – это как произведение искусства, потому что в ней каждое растение, его цвет и форма объединяются одной мыслью, общим значением. В букете все имеет свое место расположения и гармонирует друг с другом. Такой гармонии и идеального сочетания предметов можно достигнуть только с многолетним опытом работы и с помощью специальных технических приемов. Создание индивидуального пространства, массы, особого фона и различных линий – это и есть те секреты икебаны, которые понятны только настоящему мастеру.

Значение линий

Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину. Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны. Например, равнодушное и холодное отношение можно передать горизонтальными линиями, большую радость и хороший душевный настрой – диагональными, а вот горе и скорбь при помощи диагоналей, направленных вниз.

В каждой цветочной композиции линии являются основой для создания гармоничного букета. Когда разнообразные материалы (например, сухие ветки, опавшие или сорванные листья и др.) полностью заполняют все пространство между линиями, то назначение икебаны считается достигнутым, так как она становится индивидуальностью.

Значение цветовой массы

Цветовая масса в букете – это то же самое, что основной фон в картине. Главный цвет композиции обычно располагают у ее основания, а для его создания используют большое количество мелких цветов (одинакового оттенка) или ветки с лиственных и хвойных растений. После выбора основного цвета (или нескольких цветовых масс) на цветочную картину наносятся многочисленные штрихи при помощи других растительных экземпляров. Очень важно, чтобы цветочные массы, если их в икебане несколько, идеально подходили к друг другу.

Такие цветущие растения, как бегонии, гиацинты, крокусы, фиалки, герань, герберы чаще всего применяются для создания цветовой массы.

Значение цвета

Сочетание цветов и оттенков – это тоже целая наука, потому что цвет способен менять настроение человека в лучшую или худшую сторону, вызывать разные чувства и влиять на общее состояние.

Такие яркие цвета, как оранжевый, желтый и красный, вызывают положительные эмоции и пробуждают теплые чувства. Японские мастера икебаны очень часто используют золотистый и желтый цвет в качестве основы композиции, так как они словно увеличивают остальные предметы букета и привлекают внимание ко всей картине в целом.

Синий, фиолетовый и голубой цвета используют в сдержанных по настроению и чувствам букетах, потому что они считаются холодными.

Очень востребованными и популярными являются композиции, основанные на контрасте цветовых оттенков. Необходимо учитывать классические сочетания и сопоставления цветов, которые гармонично смотрятся друг с другом – голубой и оранжевый, желтый и фиолетовый, синий и красный, белый и черный, белый и красный, черный и красный.

Зеленый цвет в икебане связывает между собой все остальные цвета и считается нейтральным.

При составлении цветочной композиции необходимо учитывать сочетание окраски цветов, основного фона и емкости, в которой она будет находиться.

Техника Икебаны

Основываясь на строгих правилах икебаны, можно дать волю собственной фантазии. Но для начала надо овладеть тремя базовыми навыками.

– Применение хасами. При обрезке растений обычно пользуются этим инструментом.

– Придание растениям нужной формы. Основой эффект икебаны достигается путем сгибания веток и стеблей в соответствии с задачей композиции.

– Фиксация растений. Икебана должна быть прочно закреплена.

Обрезка

Обрезка превратится в довольно простую задачу, как только художник освоит азы обращения с хасами. Несколько полезных советов, приведенных далее, помогут вам освоить технику обрезки.

Обрабатывайте растительный материал, следуя правилам.

Инструменты

Ножницы. Напервых порах можно обойтись обычными ножницами. Но профессионал без колебаний отдаст предпочтение специальным ножницам, которые используются при создании икебаны, -хасами. Срез, сделанный этим инструментом, получается очень чистым и аккуратным.

Другие полезные предметы. Для создания икебаны понадобится пульверизатор, веревка, плоскогубцы и декоративные камешки.Во время работы аккуратно придерживайте (чтобы не повредить) ту часть материала, которая будет использоваться для составления икебаны. На начальном этапе стебли должны быть немного длиннее, чем необходимо. Обрезать их вы всегда успеете! Обрезайте растение, держа стебель под водой. Так оно дольше останется свежим. Толстые стебли обрезайте по диагонали, чтобы они могли впитать как можно больше влаги. Кроме того, их будет удобнее насаживать на кэндзан. Концы толстых ветвей следует расщепить – тогда их легче будет насадить на кэндзан.

Ко сметическая обрезка

Растения слегка подстригают, удаляя поврежденный материал, увядшие лепестки или нижние

листья. Используя ко сметическую обрезку, мастер может придать икебане совершенно новый смысл. J Стебли цветов. С каждого стебля осторожно отщипывают нижние листья, обнажая не менее 2/3 его длины, чтобы придать композиции линейную форму.

Zi Ветви. Ветки тоже необходимо очистить от лишних листьев, форма, цвет, положение в композиции каждой ветки, соотношение ее с другими элементами имеет символический смысл. Это необходимо учитывать при удалении листьев и придании окончательного силуэта компоненту.

Сгибание растений

Искусство придания нужной формы стеблям п веткам – очень важная часть икебаны. В соответствии с правилами икебаны, прежде чем приступить к обработке растений, следует погрузиться в определенное состояние, отрешиться от суетного мира. Придание правильной формы веткам и стеблям напрямую зависит от мастерства художника. У каждой ветки есть свой предел прочности, поэтому начинающим следует выбирать достаточно гибкий материал. Удерживая ветку вертикально, ее аккуратно сгибают, придерживая большими и указательными пальцами обеих рук. По мере сгибания ветка может слегка затрещать – это значит, что она поддается воздействию и принимает нужную форму.

Фиксация

Ветку обрезают под углом и при необходимости расщепляют конец. Затем ее насаживают на кэндзан так, чтобы сторона среза располагалась противоположно предполагаемому направлению наклона. После того как ветка будет прочно зафиксирована, берутся за ее основание и придают компоненту нужное положение. Аналогичным образом закрепляют стебли цветов, но действуют при этом еще осторожнее. На мягких стеблях делают прямой ровный срез и сразу насаживают растение на кэндзан, придавая ему желаемый наклон. Тяжелые соцветия или сильно наклоненные ветви могут перевернуть кэндзан. Чтобы этого не случилось, присоедините к первому кэндзану еще два-три.

РАСТЕНИЯ

При создании икебаны используют самый разный растительный материал. Подойдут:

– Аукуба японская (для крупных композиций).

– Азалия с ее легкими элегантными цветами.

– Кизильник разных сортов с ягодами.

– фатсия (аралия) японская с красивыми листьями.

– Верба (у нес гибкие ветви).

– Садовые растения с семенами, например щавель.

– Хризантема. Ее используют для создания линии Земли.

Морибана

В икебане стиля морибана есть возможность воссоздать часть ландшафта в сосуде с водой. Для композиций этого стиля характерна особая непринужденность и естественность Cocуда здесь играет роль корней растения, а не стебля или ствола. Эти корни служат надежной опорой, они выдерживают достаточно высокие растения и позволяют принимать им самые сложные изгибы. Три основные ветки в икебане стиля морибана располагают словно в пустом пространстве, несколько приподнятом над поверхностью воды. В композициях используется значительно больше, чем, например, в нагэирэ, вспомогательных элементов, так называемых заполнителей. Кэндзан кладут сбоку контейнера. Длину основной ветки (Небо) определяют так: величину, равную су мме диаметра и высоты контейнера, умножают на полтора. Элемент, который символизирует Небо, размещают на заднем плане. Ветка, олицетворяющая Человека, должна располагаться под углом 45. Между ветками размещают цветы и листья, которых не должно быть слишком много. После этого на переднем плане прикрепляют ветку, олицетворяющую Землю (самую короткую), наклоняя ее под углом 60. В идеале линия Человека должна составлять три четверти длины линии Неба, а линия Земли – три четверти длины линии Человека. При необходимости для маскировки кэндзана используют

дополнительные листья и побеги. После этого

композицию ставят в отведенном для нее месте, заливают в сосуд .чистую свежую воду и внимательно о сматривают икебану со всех сторон, чтобы тут же удалить замеченные изъяны. Икебану считают удавшейся, если она тянется к тому, кто на нее смотрит. Согласно концепции икебаны, смотрящий на композицию и является ее центром (фокусом).

Нагэирэ

Этот стиль немного сложнее, чем морибана. Срезанные цветы свободно опираются о края высокого сосуда, представая в своей первозданной красоте. Чтобы добиться такого эффекта, необходимы специальные подпорки кубари. Это могут быть две прямые деревянные палочки или вилка (расщеп). Они должны быть чуть длиннее диаметра контейнера. Кубари опускают в сосуд, подпирая ими стенки и располагая крест-накрест. Очень важную роль играет в нагэирэ обрезка: она помогает добиться необходимого объема и равновесия материалов. При сравнении этого стиля со стилем морнбана можно заметить, что в нагэирэ линия Неба располагается более горизонтально, а линия Человека имеет меньший угол наклона, она немного удалена от центра композиции. В то же время линию Земли обозначают более крупным цветком, чтобы уравновесить более низкую линию Неба. Композиция в стиле нагэирэ оставляет впечатление легкости, а стиль морнбана характеризуется объемом и глубиной.

Икебана своими руками: идеи и техники создания природного декора интерьера

Икебана, созданная своими руками – лучшее украшение вашего интерьера.

Она создает ощущение тепла и уюта, размеренной и спокойной обстановки.

Чтобы сделать букет самостоятельно, не нужно много времени, средств и материалов. Все что необходимо – это проявить максимум фантазии и креатива.

Икебана: Древнее искусство из Японии

Дословно «икебана» – это искусство, мастерство аранжировки цветов. При этом используются как живые цветы, так и высушенные сухоцветы.

При создании букетов придерживаются строгих заповедей, которые опираются на опыт великих японских мастеров. Прежде чем приступить к созданию традиционной японской икебаны полезно их узнать:

  • чтобы добиться идеальной икебаны не обязательно использовать красивые цветы. Залог гармоничного букета – правильное соотношение элементов.
  • при создании композиции учитывается время года и случай, по которому она создается;

  • приступать к созданию цветочного букета нужно в прекрасном расположении духа, в полном спокойствии и умиротворении. Только тогда результат работы вас по-настоящему порадует.
  • количество цветов в японской икебане не имеет значения, их может быть четное и нечетное количество.
Читайте также:  Увлекательное женское хобби

Традиционные правила создания икебаны

Правила создания японских букетов из сухоцветов складывались многие столетия. Великие мастера искусства аранжировки цветов определили ключевые моменты, которых необходимо придерживаться для получения красивой икебаны.

  • основной акцент делается на центральном элементе, который задает тон всей композиции. Это может быть крупный цветок, листья, веточки.

  • динамичное распределение цветов в букете – одно из главных условий идеального букета. Элементы икебаны располагаются под определенным углом к вазе или друг к другу. Для достижения такого эффекта японцы предпочитают использовать изогнутые стебли цветов, витиеватые плетеные сухоцветы.

  • ассиметрия также важна для идеальной композиции. Не обязательно создавать вычурные букеты, достаточно символично отразить в них 3 главных составляющих японской культуры – небо, землю и человека.

Простейшая икебана за 5 минут

Для создания самой простой икебаны понадобятся:

  • орхидея – 2 шт.
  • тинга
  • узкая высокая ваза высотой от 30 см и выше
  • декоративные элементы – стеклянные шарики, декоративный песок
  • ножницы или секатор

  1. В вазу поместить стеклянные шарики или декоративный песок, заполнив ее наполовину.
  2. Вставить в наполнитель 2 ветки яркой орхидеи. Расположить веточки таким образом, чтобы одна из них размещалась под углом 15 градусов вправо относительно стола, а другая на 15 градусов влево.

3. Одна веточка должна быть выше другой на 15 см.

4. Завершаем создание икебаны веточкой тинги, которая должна располагаться между орхидеями с небольшим наклоном в сторону меньшей из них.

Осеняя икебана своими руками

Идеи для создания осенней японского букета дарит нам сама природа. Для создания икебаны на осеннюю тему понадобится:

  • декоративная тыква – лучше круглой формы
  • ветвистые веточки без листьев
  • веточки рябины
  • декоративные элементы по желанию – листья, шишки, блеск для комнатных цветов
  • клеевой пистолет

Процедура создания осенней икебаны:

  1. Основной элемент икебаны – декоративная тыква. Ее нужно заранее подготовить – аккуратно срезать дно так, чтобы оно было максимально ровным. Далее очистить тыкву от семечек и сделать сверху отверстие для веточек.
  2. Используя клеевой пистолет, приклейте шишки к веточкам

3. После полного высыхания клея, поместите основу композиции на тыкве.

4. Центральные элементы икебаны готовы, самое время оформить второстепенные. Для этого вставьте в центральную часть композиции ветки рябины, располагая их как можно динамичнее – под углом к тыкве, на разной высоте друг от друга.

Завершающий шаг – оформление икебаны сухими листьями. Приклейте их с помощью термопистолета.

Важно не только создать икебану, но и правильно ее преподнести. Лучшим украшением осенней икебаны будет подушка из сухих листьев, украшенная несколькими каштанами. Именно на такую основу устанавливается само творение.

Новогодняя икебана своими руками

Икебана, созданная с новогодним настроением, будет самым необычным украшением вашего дома. К тому же, такая композиция актуальна на протяжении всего года.

Используем следующие материалы:

  • ветки сосны или другого хвойного дерева
  • толстая бечевка
  • сухое сорго
  • декоративные элементы – елочные игрушки, шишки, веточки облепихи, лилии
  • термопистолет

Порядок создания композиции:

  1. Толстую бечевку закрутить кольцом, диаметр которого зависит от количества украшений и желания мастера. Длина бечевки берется в расчете на то, что ее должно хватить на несколько оборотов.
  2. Используя клеевой пистолет, приклейте в одной точке подготовленной основы шишки и ветки хвойников.

  1. Украсьте остальное пространство кольца из бечевки небольшими елочными игрушками и цветами.
  2. Чтобы икебана выглядела празднично, покройте ее сверху золотистой краской или блестками.

Существует масса вариаций новогодней икебаны. Красочность и уникальность каждой композиции зависит от фантазии мастера и используемых им материалов. К примеру, вместо елочных игрушек можно использовать физалис, ветки облепихи или рябины.

Икебана в цитрусовом стиле

Для создания яркой витаминной композиции нам понадобятся:

  • корочки апельсина, мандарина, лайма заранее подготовленные и подсушенные
  • листья и цветы лаванды
  • шишки хвойников – сосны, кедра или ольхи.

Важно заранее подготовить элементы витаминной икебаны. Корки цитрусовых должны быть высушены и очищены от жилок.

Чтобы ваша композиция источала манящий аромат фруктов достаточно поместить шишки в полиэтиленовый пакет и капнуть в него несколько капель цитрусового эфирного масла.

Процесс создания витаминной икебаны предельно прост. Подготовленные элементы выкладываются в плоскую стеклянную посуду, равномерно распределяя их для получения целостной композиции.

Икебану сверху посыпают молотым имбирем или лепестками гортензии. Будьте уверены, что витаминная икебана не только украсить ваш дом, но и наполнит его бодрящим цитрусовым ароматом.

Осенняя икебана в тыкве

Тыква – прекрасная основа для создания осенней икебаны. Она устойчива на любой поверхности, имеет яркий цвет, который гармонирует с другими элементами композиции. И главное, благодаря специфической структуре полости тыквы, в нее можно вставить любые веточки, листья или цветы.

Для создания композиции необходимы:

  • тыква небольшого размера – обязательно круглая
  • букет из осенних листьев и цветов в желтой и оранжевой цветовой гамме
  • ягоды рябины

  1. Как и в прошлой мастер-классе с тыквой, ее необходимо подготовить – обрезать дно для большей устойчивости.
  2. Очистите полость тыквы от жилок и косточек. Теперь основа для икебаны готова.

3. Подготовьте цветы, осенние листья, ветки рябины. Для этого обрежьте стебли таким образом, чтобы они помещались в полость сосуда и были чуть выше, чем глубина тыквы.

4. Далее наступает абсолютно творческий этап, где отсутствуют какие-либо строгие правила. Разместите подготовленные элементы в тыкве, равномерно распределяя их по ее поверхности.

Старайтесь группировать листья и веточки таким образом, чтобы между ними не было просветов.

Композиция со свечкой

Часто японские мастера отступают от классических правил создания икебаны и используют кроме живых цветов такие декоративные элементы как свечи или пластмассовые фигурки птиц и насекомых.

  • декоративная тыква небольшого размера
  • толстая белая свеча (это основа композиции)
  • натуральные украшения – листья рябины, физалиса, облепихи на ветке.
  • шишки ольхи, сосны или кедра

Этапы сборки букета:

  1. Тыкву очистить от семечек, срезать дно, сверху сделать отверстия для свечки.
  2. Вставить свечку в тыкву так, чтобы она была на поверхности на 2/3 своего размера.

3. Декорировать пространство вокруг свечки с помощью листьев рябины или облепихи, плодов физалиса.

4. С помощью термопистолета приклеить еловые шишки.

В качестве основы для икебаны со свечкой можно использовать неглубокий горшочек, декоративные плетенные корзинки.

Икебана-панно своими руками

Для создания настенной икебаны понадобятся:

  • мешковина или другая фактурная грубая ткань
  • сухие ветки со сложным плетением
  • листья, камыши, мох
  • декоративные насекомые или птички

Порядок оформления икебаны-панно:

  1. С помощью клея ПВА, термопистолета приклеиваем мешковину на подготовленную основу.
  2. Расположите на ткани элементы икебаны – веточки, сухоцветы, листья, коряги, мох.

Важно заранее продумать расположение каждой детали композиции на панно, именно тогда результат получится гармоничным и целостным.Остается только украсить панно декоративными цветами, птичками, ягодами рябины, цветами физалиса.

Оставьте панно в горизонтальном положении до полного просушивания клея и украсьте им любую стену вашего дома.

Икебана – непривычное для нас украшение, которое удивляет своей оригинальностью и красотой. Кроме того, созданный своими руками букет в данной технике, будет прекрасным подарком к любому знаменательному событию.

Сайт для начинающих флористов и для тех кто любит цветы и букеты. Все о флористике цветов. Уроки флористики. Стили флористики. Основы составления композиций. Правила составления букетов. Цветочный этикет.

Рубрики

Икебана: основные принципы составления своими руками

Перед новым годом я затронула тему составления композиций икебана. И, так как все больше людей интересуются японским искусством составления композиций из цветов – икебана, я хочу продолжить эту тему. Поэтому сегодня рассмотрим, как сделать классическую икебану своими руками.

Существуют множество школ и стилей, о которых я уже писала здесь. Тем не менее, какой бы стиль Вы не выбрали, есть базовые принципы составления икебаны, которые необходимо знать, чтобы сделать традиционную японскую икебану своими руками.

Основу икебаны составляют три основных линии – элемента – Син, Сое, Хикае. Син означает небо, Сое – человек, а Хикае – земля. Существуют также дополнительные линии – дзюси, которые короче основных и связывают всю композицию воедино.

И так, вот три классических правила составления икебаны:

Во-первых, все элементы в икебане устанавливаются асимметрично, и представляют собой как бы треугольник. Треугольник — основа икебаны, но есть тонкости элементы икебаны не должны находиться в одной плоскости.

Во-вторых, пропорции трех основных линий композиции предопределяются размерами вазы, а именно — его диаметром и высотой.

В-третьих, выбор сосуда имеет очень важное значение, так он не должен быть ярким чтобы не отвлекать от композиции. Желательно выбрать однотонный сосуд, который будет сочетаться с используемым растительным материалом. В роли вазы можно использовать любые сосуды: стеклянные, фарфоровые, деревянные, плетеные корзины, да все что угодно, вплоть до самых необычных предметов (ковшики для воды, детские игрушки и т.д.). Наиболее популярные формы ваз:

– плоские, типа тарелки или блюда (прямоугольные, круглые, овальные). Такие вазы используют в стиле Морибана;

– высокие, типа кувшина или бутылки, больше подходят для Нагэире.

Теперь давайте поговорим о том, как рассчитать длину элементов икебаны.

Мы уже знаем, что для этого необходимо знать высоту (h) и диаметр (d) вазы, в которой будет составляться икебана. Разные школы предлагают разные варианты расчетов. Например:

Школа Охара: син=h+d*1,5, сое=2/3 син, а хикае=1/3 син или 2/3 сое. Школа Согецу: син=(h+d)*1,5, сое=3/4 син, а хикае=3/4 сое.

Расчет первого и последующих элементов также зависит от стиля икебаны. Мы в принципе можем пользоваться общей формулой, где длина первого элемента Син определяется таким образом: (h+d)*1,5. Длина второго элемента Сое это 2/3 линии Син (небо), а длина Хикае составляет 2/3 длины Сое. Учтите, что размер элементов рассчитывается от горловины сосуда без учета длины стебля, находящегося внутри.

От угла наклона линии Син зависит форма композиции. Конструктивно линия Сое (человек) должна быть наклонена в ту же сторону, что и Син. Третий самый короткий элемент – Хикае помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклонены Сое и Син. В конце добавляется дополнительный растительный материал так называемые дзюси. Но, помните, что дзюси не должны быть длиннее и ярче основных элементов.

Икебана относится к линейному стилю флористики, основными принципами которого является наличие свободного пространства в пределах композиции и четкость линий. Поэтому не старайтесь сделать икебану пышной или нагроможденной.

Все элементы закрепляются в композиции при помощи кензана. Как пользоваться кензаном и способы крепления цветов в нем читайте здесь. Если Вы собираетесь сделать икебану из искусственных или сухих цветов, то вместо кензана возможно использовать флористическую пену.

Несмотря на то, что икебана строится по правилам, научиться делать икебану своими руками не так то просто. Составление икебаны это искусство, которое откроет Вам путь в мир прекрасного, а в замен потребует максимальной отдачи и усердия. Начинайте пробовать составлять композиции из простых и скромных растений или даже из искусственных цветов, и я уверена у Вас все получится.

Я поздравляю всех читателей и посетителей сайта Все о флористике с Новым 2011 годом и Рождеством. Желаю Вам удачи во всех начинаниях, творческих успехов, крепкого здоровья и пусть Ваши мечты начнут сбываться с первых дней наступившего года.

Ссылка на основную публикацию