Интересное о витражах

Интересное о витражах

Разбитый при ограблении витраж оказался дороже всего украденного

Католический собор в Меце подвергся необычному ограблению: разбитый в ходе нападения витраж оказался дороже похищенного имущества. Среди украденных вещей – перстни с религиозными изображениями и памятные медали из латуни, представленные в магазине собора.

Бывает, что ограблению стоило бы присудить приз за нелепость, подобный премии Дарвина, выдаваемой за самую глупую смерть.

Именно такое произошло с субботы на воскресенье во французском городе Мец. В церкви святого Этьена воры разбили церковный витраж работы Марка Шагала. Преступники, проделав дыру в одном из витражей собора святого Этьена, пробрались внутрь храма и похитили несколько десятков медальонов и перстней из магазина собора.

Не стоит отказывать бандитам в изобретательности: полиция считает, что они были либо чересчур худыми, либо очень опытными, поскольку им удалось пролезть в дыру в витраже размером лишь 35 на 65 см, находившуюся, к тому же, на высоте около 3 метров, а затем спуститься в храм по колонне.

Однако все их усилия оказались бессмысленными: ценные экспонаты были заперты в сейфе Казначейства, а горе-ворам достались вещи ценой в пределах от 3 до 8 евро, так что общая сумма улова тянет примерно на 300 евро.

Но самое печальное и в то же время смешное в этой истории состоит в том, что разбитое стекло – один из знаменитых витражей, выполненных Марком Шагалом в 1963 году в ходе работ по восстановлению храма, пострадавшего во время Второй мировой войны.

Бесценный витраж изображает сцену первородного греха: Еву, держащую яблоко. Библейские сюжеты были одной из сквозных тем в творчестве Шагала, а в увлечении витражами отразилась его попытка осуществить синтез архитектуры и живописи. Сам Шагал называл их «прозрачной перегородкой между своим сердцем и сердцевиной мироздания», и собор в Меце стал его первой работой в этой области. Позднее он расписывал синагогу в Иерусалиме, в1964 году сделал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке, затем придумал проект внутреннего оформления Paris Opera и писал фрески для New York Metropolitan Opera.

Что касается ограбления, то министр культуры Франции Кристин Альбанел выступила с осуждением этого «акта вандализма», подчеркнув, что витраж обязательно восстановят, а его реставрация будет оплачена из государственного бюджета, департаментом архитектуры. Также Альбанел напомнила о том, что, согласно новому законодательству, наказание за такого рода преступления может достигать 7 лет тюрьмы и штрафа в размере 100 000 евро.

“Витраж для Иерусалимского университета”. 1962

Выпускники филиала МГГУ в Уфе изготовят витражи для мечети «Ихлас»

Выпускными работами студентов кафедры дизайна, изобразительного искусства и технологии Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета им М.А.Шолохова станет изготовление витражей для уфимской мечети «Ихлас».

Выпускным заданием для двух студентов кафедры дизайна, изобразительного искусства и технологии Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, стало создание витражей

Витражом задумали украсить пять оконных проемов мечети. Стекла обретут узоры с персидскими мотивами, – сообщают в Уфимском филиале МГГУ.

Иранский художник-каллиграф Али Ганджи, которого пригласили в Уфу выполнять живописные работы в мечети, руководил преддипломной практикой студентов. Его работы также выполнены по мотивам персидских орнаментов.

Студенты прошли преддипломную практику, и сегодня стены мечети «Ихлас» уже украшены строками из Священного Корана.

Симпсоны на витражах

Нью-йоркский художник Джозеф Кавальери (Joseph Cavalieri) представил первую партию из серии витражей, которые будут посвящены популярному мультипликационному сериалу «Симпсоны» (The Simpsons) в связи с его 20-летней годовщины.

В настоящее время для обозрения доступны 7 работ, а в общей сложности их планируется 20. Серия получила название «Пропущенный эпизод». Сюжеты для витражей Кавальери представляют собой переработку классических средневековых сцен.

“Этот стеклянный витраж, который называется “В момент смерти”, стал первым произведением искусства, которое создал креативный Джозеф. Теперь он висит в офисе Джона Фринка, одного из авторов шоу “Симпсоны”. Он заплатил за эту работу 3 000 долларов. Его невероятно поразила эта картина с Бартом и Лизой.

Вот и не скажи после этого, что мир населен неординарными художниками с необычными талантами, которые видят мир исключительно через свое творчество.
Серия “Симпсоны” является далеко не первой попыткой Кавальери, по его собственным словам, сделать витражи снова популярными. «Сейчас люди видят витражи только в церквях. Моя цель — принести эту замечательную средневековую технику в каждый дом, начать своего рода стеклянный реннесанс», — заявляет художник.

10 невероятных витражей самой различной тематики со всего мира

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. «Вирусы гриппа»

На основании научных статей и очень красивых микрофотографий художница Дженни Хэммонд создала витраж с изображениями вирусов гриппа. В верхней части витража размещены рисунки, отражающие путь передачи вируса: птицы – свиньи – человек. Красный фон, на котором изображены вирусные частицы, символизирует лихорадку, сопровождающую заболевание. Показано также, как вирусные частицы проникают в дыхательные пути и размножаются.

2. Витраж в Королевской часовне Св. Кэтрин

Королевская часовня Св. Кэтрин является гарнизонной церковью, и в ознаменование 300-летия королевской артиллерии для нее был изготовлен витраж, на котором изображен военный вертолет «Мерлин», лодки и солдаты, пробирающиеся по берегу. Священник полка считает, что такой необычный витраж способствует интеграции христианской веры в полковую жизнь.

3. «Ондатра и цыпленок»

Один из необычных витражей находится в Епископальной церкви Св. Филиппа в штате Мэриленд. Он был сделан по просьбе одного из прихожан в память его умершей жены Амелии. На нем изображен священнослужитель, преподобный Томас, который помог организовать англиканскую церковь в Мэриленде в начале 1700-х годов, а в ногах у него – ондатра. Местное животное ондатра было выбрано по просьбе прихожанина, который хотел видеть на витраже еще что-то характерное для Восточной береговой зоны.

4. Витражи на рентгеновских снимках от Вима Дельвуа

Витражи эпатажного бельгийского художника Вима Дельвуа весьма необычны. Вместо стекол он использует в них рентгеновские снимки скелетов, отдельных костей и черепов, создавая из них произведения искусства. Даже самые обычные по тематике витражи, изображающие сцены из Библии (распятие, поклонение волхвов и другие), Вим Дельвуа создает из этого необычного материала.

5. Витраж в Колледже Калхауна Йельского

Витраж в Колледже Калхауна Йельского университета прославился тем, что его специально разбил чернокожий мойщик посуды за недостойный сюжет, «расистский» и «унижающий достоинство». На этом витраже были изображены два раба на хлопковой плантации, несущие хлопок в своих корзинах. После инцидента этот сотрудник был уволен. Но по официальной версии руководства университета поводом для его увольнения стало то, что осколки стекол создали угрозу безопасности прохожих.

6. «Флаг Конфедерации»

На витражах окон в Вашингтонском Национальном кафедральном Соборе в честь генералов Джексона и Ли изображены два флага Конфедерации. Эти флаги использовались во время Гражданской войны Севера и Юга в США и поэтому напоминают о временах рабства и расовой дискриминации. Еще в 1958 году декан Собора Гэри Холл поставил вопрос об удалении флагов с окон и заменой их на однотонное стекло. В 2016 году представители церкви сообщили, что флаги все же будут убраны, этот вопрос прорабатывается.

7. Солнечные батареи

Стеклянные фасады, автором создания которых является Сара Холл, представляют собой солнечные батареи различных размеров, расположенные между слоями цветного стекла. Они будут установлены в одном из соборов Канады. Эти фасады совмещают в себе функциональность солнечных батарей и красоту ручной росписи по стеклу. После завершения установки, как ожидается, за счет солнечных батарей будет производиться около 2,500 киловатт часов энергии в год, при этом потребность собора в электричестве будет покрыта полностью. Оставшаяся энергия будет питать энергосистему города.

8. Мемориал Американского легиона

27 мая 2013 года командир «поста» Американского легиона в Графтоне Джим Аренц и бывший командир Ол Ричардс открыли памятную доску-витраж с изображением пилота бомбардировщика B-24 лейтенанта Роя Хармса, погибшего вместе с членами экипажа во Второй мировой войне при очередном вылете. Между фигурами матроса и солдата, которые представляют морские и воздушные силы, участвующие в войне, изображен бомбардировщик B-24, обращенный в сторону родного города Хармса. Создатель витража Гэри Элшофф назвал его ”Идти домой”.

9. «Маппариум»

Маппариум – это огромный полый стеклянный глобус в Бостонской библиотеке. На его внутреннюю поверхность с помощью витражей нанесена политическая карта мира 1934 года, когда архитектор Честер Линдсей Черчилль его создал. Всего на весь витраж ушло более 600 стекол. Стеклянные панели были сделаны сменными, что позволило бы при необходимости изменить границы на этой карте. Вопрос замены панелей несколько раз обсуждался, и в 1960-х годах Маппариум окончательно признали бесценным произведением искусства, в связи с чем его обновления стали недопустимыми.

10. «Модель Далека»

Далеки – мутанты-инопланетяне из британского научно-фантастического телесериала ”Доктор Кто”. Со времени появления они были представлены во множестве моделей и вариаций. Обычно их делают из металла, с одной телескопической рукой и куполом, в котором и находится сам мутант. Одну из таких моделей, необычную и привлекающую внимание, придумал Гари Пулман, автор нескольких фантастических романов. Его модель сделана из железа и покрыта витражными панелями с рисунками на религиозную тему. Вертикальные стекла витражей вокруг нижней половины этого существа напоминают выгнутые окна, состоящие из 4 стекол.

Читайте также:  Тонировка фар

И в продолжение темы специально для любителей так называемого хрупкого творчества стеклянные шедевры Аннaбель Верхoйе .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что мы знаем о витражах?

Что мы знаем о витражах?

Само слово «витраж» изначально не подразумевало под собой ничего особенного. В переводе с французского оно означает лишь «оконное стекло». В прежние времена ровный кусок цельного стекла считался большой роскошью для небогатого населения. Поэтому оконные проемы заполняли небольшими стеклышками, вставленными в мелкоячеистый переплет. Уже к Средним векам подобный способ остекления наполнился элементами красоты и изящества. Витражи превратились в неотъемлемую часть интерьера жилищ самых состоятельных господ.

В наше время витражи перекочевали с оконных проемов на потолочные плафоны, межкомнатные перегородки, фальшпроемы в стенах. Практически не существует такого интерьера, в который не смог бы вписаться витраж. Нередко он становится главной декоративной темой всего внутреннего убранства дома, связывая различные помещения в единый художественный контекст.

Специалисты утверждают, что большинство современных витражей производят из американского стекла. Именно в США в конце 19 столетия Тиффани и Ла Фарж разработали технологию многослойного стекла, позволившую добиться цветового разнообразия, недостижимого для средневековых мастеров. И именно в США по сей день активно развивается индустрия витражного стекла, регулярно предлагающая дизайнерам все новые фактуры. Например, стекло под названием «уроборас» имеет поверхность, напоминающую водную гладь, а стекла с дихроичным напылением производят эффект металлической поверхности.

Витражное искусство – это не только соединение различных по цвету и фактуре кусочков стекла. В последнее время очень популярен способ, при котором стекло измельчают в пудру, соединяют с клеем и расписывают этой смесью стеклянное полотно. После обжига получается сложная объемная фактура. Оригинально выглядят композиции или скульптуры из металла с фрагментарными включениями цветных стекол.

Возможности использования витражного стекла почти безграничны. Оно может разделять помещение на несколько зон, служить стойкой бара, плафоном, стеной в бассейне. С таким декоративным элементом интерьер никогда не покажется однообразным. Днем цветные стекла рассеивают свет и наполняют помещение радужными бликами. А вечером, при искусственном освещении они создадут атмосферу торжества, отражая свет ламп и мерцая, подобно драгоценным камням.

Естественно, традиционные витражи отличаются высокой стоимостью. Чтобы сделать это украшение интерьера более доступным, в середине прошлого века была разработана технология накладных витражей. Ее главное отличие от классической в том, что за основу берется цельное стекло, а цветные элементы наносятся на его поверхность с двух сторон. Это позволяет значительно повысить прочность изделия, ведь основа может быть различной толщины, что расширяет возможности применения витража для большинства поверхностей и проемов.

Еще один немаловажный плюс накладного витража – высокая скорость изготовления и, соответственно, более низкая стоимость, что делает такой декоративный элемент доступным для многих.

Оригинальны и интересны изделия, изготовленные при помощи фьюзинговой технологии, при которой отдельные кусочки цветного стекла сплавляются друг с другом в печи. В итоге получается практически монолитное изделие.

Выразительны и неповторимы витражи, изготовленные пескоструйным методом. Стекло обдается сильным потоком песка, из-за чего поверхность становится матовой. Чтобы нанести таким способом рисунок, используют трафарет. Весь процесс управляется компьютером.

Отдельную разновидность составляют витражи комбинированные, изготовленные путем сочетания различных технологий. Например, можно встретить комбинацию пескоструйной обработки, гравировки и нанесения керамических красок.

Несмотря на высокую стоимость и сложность работы, спрос на витражи постоянно растет. Композиции из цветных стеклышек украшают интерьер городских квартир, загородных коттеджей, торговых и развлекательных центров. А это значит, что для того, чтобы насладиться сказочной игрой света, больше не нужно стремиться в сооружения «пламенеющей готики». Сейчас витражное искусство доступно всем.

Новое в блогах

Немножко о витражах

Выполняю свое обещание познакомить заинтересовавшихся читателей с моим хобби поближе.

Я не стану углубляться в исторические факты, т.к. о витражном искусстве можно говорить бесконечно а подробной информации в интернете очень много.

Скажу лишь, что витражное искусство пришло к нам из глубокой древности.

“Витраж” в переводе с латинского “vitrum” означает “стекло”. Нет точных данных о том, где и когда появился первый витраж. Известно, что в Древнем Риме в архитектуре применяли кусочки дутого и литого стекла. В записях, датируемых V веком, говорится об окнах с цветными стеклами. Возможно, что речь идет именно о витражах.

Витраж, в отличии от таких видов творчества, как фреска или мозаика, способен не просто украсить интерьер, а полностью его преобразить, поскольку, в зависимости от освещения, в любой момент времени картина может быть совершенно иной.

Свет, проходящий сквозь витражное стекло, преломляется и повсюду распространяется разноцветными бликами, превращая унылый осенний пейзаж за окном в теплые лучи весеннего солнца.

Техник изготовления витражей достаточно много. Наравне с современными технологиями обработки стекла и нанесения рисунка, классические техники древних мастеров не утратили своей актуальности и в наше время. Процесс создания таких витражей практически не изменился. Речь идет о классических наборных витражах.Наборные витражи, дошедшие до нас из древности, только подтверждают, что эта техника была не только великолепна, но и долговечна. Наглядным свидетельством этому являются витражи, украшающие средневековые храмы Западной Европы.

По способу крепления стекол выделяют две техники изготовления наборного классического витража: крепление металлическим профилем (протяжкой) и техника Тиффани.

Протяжка – это металлический П- или Н- образный металлический профиль, изготовленный из свинца, меди, бронзы, латуни или мельхиора. Фрагменты стекла, вырезанные в соответствии с рисунком по шаблону, заключают в профиль, выкладывают, согласно рисунка, плотно прижав их друг к другу и спаивают с применением оловянного припоя и флюса сначала с одной, затем, перевернув, с другой стороны. После витраж заключают в боковую латунную протяжку, а свинцовый профиль покрывают патиной, в результате чего он начинает напоминать старую бронзу.

Вторая техника названа в честь ее изобретателя Льюиса Комфорта Тиффани , жившего во второй половине IXI века в США. Благодаря его разработкам появилась возможность создавать витражи со сложной деталировкой, отличающейся плавными и извилистыми линиями, а также появился способ создавать объемные объекты, такие, как абажуры к лампам и радиусные поверхности.

Теперь я по подробнее остановлюсь на этой технологии, т.к.свой витраж я выполнила именно в технике Тиффани. Весь процесс своей работы я не фотографировала, но три фотографии всё же есть.

Вся работа условно делится на следующие этапы:

  • Создается в карандаше рисунок будущей картины в нужном масштабе;
  • Рисунок очень точно копируется на картон.
  • Специальными ножницами с тремя лезвиями (два снизу, одно сверху) разрезают картон на фрагменты. Такие ножницы помогают вырезать фрагменты с учетом толщины медной фольги, которая будет находиться между фрагментами.
  • Каждый картонный фрагмент должен быть точно перенесён фломастером на витражное стекло согласно рисунка и цветовой палитры.
  • Фрагменты стекла вырезают стеклорезом и укладывают согласно рисунка.

  • Острый или неровный край фрагмента обтачивают на специальном станке.
  • Каждый фрагмент моют, обезжиривают и по всему контуру обклеивают специальной медной лентой липкой внутренней стороной.
  • .
  • Все фрагменты укладывают на идеально ровную поверхность согласно рисунку и пропаивают медные швы с помощью оловянно-свинцового припоя и флюса сначала с одной, а затем с другой стороны.
  • Витраж заключают в латунный П- образный профиль.
  • Витраж хорошо моют с помощью моющего средства, сушат.
  • Оловянные швы покрывают патиной нужного цвета. Я выбрала медную патину, поэтому швы моего витража приобрели цвет старой меди.
  • В завершении витраж покрывают финишным составом, который будет защищать витраж от влаги, а швы витража от окисления.

Интересное о витражах

Разделы сайта

Полезные ссылки

Партнеры проекта

Книга о витражах

Авторизация

Статистика сайта

большие воздушные шарики с доставкой

Классический витраж представляет собой набор цветных стекол, вырезанных по определенному шаблону и скрепленных специальным свинцовым, медным или латунным профилем. В классических витражах используется силикатное разноцветное стекло. С древних времен для скрепления стекол в витраже использовался свинцовый профиль. В технике классического витража изготовлены витражи многих памятников архитектуры: старинныех замков, древних храмов, соборов, костелах. Также, классические витражи используются в оформлении мебельных фасадов, межкомнатных дверей и окон.

Фьюзинг – это технология “вплавления” или “спекания” стекла под воздействием высоких температур в специальных печах. Фьюзинг-технология является родственной витражу, и считается одной из его разновидностей. Но, в отличии от классического витража, фьюзинг исключает использования металлического профиля.

Выбор стекла для фьюзинга – очень важный и ответственный процесс. От этого выбора зависит качество и стиль всей Вашей дальнейшей работы. Какое стекло можно использовать для фьюзинга ?
Вы можете использовать любое стекло, даже обычное оконное или бутылочное стекло. Но если Вы захотите объединить больше чем один лист стекла в своей работе, то Вы должны удостовериться, что стекло, которое Вы выбираете, “совместимо”. Совместимость стекол означает, что в спеченных стеклах после остывания не будет напряжений.

В рамках этой статьи нет необходимости описывать весь опыт, который был накоплен в разные времена мастерами по изготовлению витражей. Существуют самые различные способы создания витражей, как по сложности, так и по затратам. Мы остановимся на одном способе и поделимся с вами техникой, которую рекомендует компания Decra Led North Western Co. Чтобы создать витраж по этой технологии достаточно – обычного стекла, цветной самоклеящейся пленки, свинцовой ленты и нескольких вспомогательных инструментов.

Читайте также:  Красно-зеленое декорирование стола

Посмотрите подробную видео-инструкцию Decra Led о этапах и приемах работы при создании простого пленочного витража. Научитесь правильно работать с цветной пленкой и свинцовой лентой, а также использовать специальный инструмент.

Посмотрите подробную видео-инструкцию от компании Decra Led о тонкостях и особенностях работы с бевелсами (фацетами). Научитесь правильно работать с фацетированными элементами при создании пленочных витражей.

Существуют различные техники изготовления витражей в стиле «Тиффани». В этой статье мы рассмотрим самую трудоемкую технику, которая, однако, позволяет добиться самых превосходных результатов. Следуйте нашим советам, и вы сможете создать ваш первый витраж Тиффани.

Пескоструйный витраж
Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Витражи издавна используют для оформления помещений и придают им особую изысканность и утонченность.
Они создают в помещении необычную, таинственную атмосферу средневековья. Этот элемент декора помещения считался самым эксклюзивным и дорогим украшением, поэтому его могли себе позволить только самые богатые и состоятельные люди. Сейчас витражи тоже стоят не очень дешево, но их могут себе позволить многие из людей со средним достатком. Витражные стекла можно устанавливать не только в частных домах, но и в квартирах.
Каждый человек хочет создать в своем жилище уютную и красивую атмосферу, а витражные стекла, как раз, отвечают этим требованиям.

В былые времена витражи можно было встретить только во дворцах и соборах. Сегодня витражами декорируют объекты в интерьерах современных квартир и домов. Ими могут быть отделаны окна, двери, межкомнатные перегородки, мебель, подвесные потолки и многое другое.
За те столетия, которые существуют витражи, появилось много техник их изготовления. Это и неизменившиеся за века способы и появившиеся позднее, ставшие не менее популярными. Каждый метод по-своему уникален и неповторим, и заслуживает внимания.
В классических витражах, вырезанные по нужному рисунку стекла, соединяются специальным свинцовым, медным или латунным профилем. Такие витражи обладают отменными декоративными свойствами и долговечностью. Несмотря на то, что такие изделия являются самыми дорогими, на них существует стабильный спрос.

Можно сказать, что готический стиль искусства объединил всю Европу, т. к. именно готический стиль первым из всех предыдущих развивался одновременно во многих европейских странах. Именно благодаря готическому направлению впервые на смену мрачным, приземистым и громоздким зданиям того времени стали приходить утонченные сооружения, стремящиеся ввысь.
Время господства готического стиля в Европе длится с XIII по XV век. В основном он применялся в архитектуре, хотя и в дизайне интерьера он имеет существенно отличающиеся от остальных стилей, присущие только ему характерные черты: многоцветные готические витражи, огромные окна, световые эффекты. Конструктивные элементы подчеркнуто вертикальны, ажурные башни имеют гигантские размеры.

История витражного искусства. Часть 1

Мне витражи, пылавшие веками
в провалах стен, дано, словно в награду,
из ниши взять и ощутить руками
как бы свинца тяжелую прохладу.

Рудольф Хенц

Что такое «Квартальная статья»? Это статья, в которой кроме картинок, я стараюсь дать вам несколько большее. Это масштабная, не простая статья, где рассказывается история целого направления искусства, или о маститом художнике, или об истории целого города. Фото в этой статье не главное. Главное – информация. Подобные статьи должны быть интересны только увлеченным людям. Но и простые мои читатели смогут вынести очень много полезного для себя.

Условно, я назвал их «квартальными». Однако сроки могут отличаться. Например, прошлая статья про мозаики была опубликована больше полугода назад.

Первые квартальные статьи я посвящаю тем или иным направлениям монументального искусства: мозаика, витражи, чеканка, резьба по дереву, художественная ковка и сварка. Основной акцент сделан на историю этого конкретного направления, его виды и классификация, развитие в СССР. Но отдельной особенностью будет привязка примеров к моему родному городу Шахты. В других городах тоже не мало подобного, но фотографии там будут идти уже в категории «Калейдоскоп».

И в этот раз я расскажу вам о витражах!

Витра́ж (фр. Vitre — оконное стекло, от лат. Vitrum — стекло) — вид Монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение, и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. По одним данным оно зародилось еще до нашей эры – мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н.э. начало н.э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н.э., были застеклены цветными стеклами.

С давних пор витраж использовался в храмах.

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

Один из самых первых известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись прозрачными тончайшими пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.

В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры.

Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания. Позднее, примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились, так называемые, Аравийские стеклянные окна. Отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.

Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.

Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. Особенности средневекового процесса были изложены в трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году.

В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Активно проникать это увлечение стало в первой половине XIX века вместе с появлением здесь неоготических построек. Русские заказчики, в первую очередь аристократия, путешествовали по Европе, и вдохновившись увиденными во Франции и Германии витражами, хотели видеть нечто подобное и у себя дома. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). Однако, в силу ряда объективных факторов, изготавливать витражи не могли. И в подавляющем большинстве привозили из-за границы старинные средневековые произведения.

Спрос на витражи постепенно рос. Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века.

До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М.Э.Айнмиллером. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним, из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века.

Первые в Петербурге опыты по росписи стекла делались на Императорском стеклянном заводе. Там обжигали расписные стекла большого формата. Это были еще не классические свинцово-паечные витражи, собранные из кусочков разноцветных стекол — данные образцы представляли собой фигуративные композиции, расписанные полупрозрачными силикатными красками на цельном стекле, копии картин, исполненные в технике масляной живописи. Часть их экспонировалась на Петербургской промышленной выставке 1858 года, Петербургской мануфактурной выставке 1861 года, Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году.

В 1860-е годы ситуация чем-то напоминала сегодняшнюю. Были художники, которые только рисовали эскизы, а были те, которые и рисовали, и принимали участие в изготовлении. Важным событием стало открытие в 1899 году класса живописи по стеклу в ЦУТР барона Штиглица. Для России витражное искусство не было традиционным. Например, известный мастер Владимир Дмитриевич Сверчков изготавливал витражи в Мюнхене, где были все необходимые стекла и краски, а заодно и опытные мастера. У нас подобные условия для работы и производственный опыт стали возможны на отдельных крупных стекольных производствах только в начале XX века.

Читайте также:  Прихватка курочка крючком

Владимир Сверчков. Королева Катарина Монсдоттер и её дети: Сигрид и Густав, Кафедральный собор Турку.

Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж».

Даже несмотря на то, что основателями российских стекольных и витражных фирм были иностранцы, например, Адольф и Макс Франк, отечественная промышленность того времени так и не смогла полностью обеспечить их производства необходимыми материалами — пигментами для окраски стекол, красками для росписи. Промышленное оборудование также приходилось закупать за границей.

Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящён античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».
«Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру.

Витражи в Торговом Доме Елисеевых на Невском проспекте. Установлены в 1900-х, утрачены в 1930-х. Это был один из самых больших по площади витражей в Петербурге.. Ниже – то, что сохранилось.

Ресторан гостиницы «Европейская».

В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Они произвели настоящую революцию в сфере изготовления. До изобретенного им метода стекла в витражах соединялись при помощи свинцовых профилей, что не позволяло изготавливать тонкие и изящные работы, соединить таким способом кусочки стекла маленькой или витиеватой формы было практически невозможно. Изобретенный Тиффани способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, открыли новую страницу в истории художественного стеклоделия. А техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла. Витражи созданные по данной технологии широко применяются по сей день.

Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.

Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.
Спад в производстве витражей наметился вместе с угасанием стиля модерн с его растительной орнаментикой и богатым декором. Первая мировая война и последовавшая за ней революция окончательно прервали традиции в производстве витража, которые начали складываться в России. После 1917 года витраж стал официально восприниматься как элемент чуждой буржуазной культуры, и до 1960-х годов не получал широкого распространения в отечественной практике оформления интерьеров.

20-30-е годы ХХ века в СССР прошли под знаменем конструктивизма и рационализма.

Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и посёлки.

Однако, витражи не вписывались в новое направление. Более того, они считались излишними, и даже вредными.
В первый послевоенный период архитекторы активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города, архитекторы старались исправлять их старые недостатки.
Колоссальное внимание было уделено новым генеральным планам стертых с лица земли крупных городов.
Как писали советские критики 1970-х годов: «в сложном процессе выработки архитектуры восстановления городов, в целом безусловно положительном, назревала тем не менее опасность некоторой мании грандиозности, „принявшей эстафету“ от черт гигантомании, свойственной ряду произведений довоенной архитектуры. Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как украшательство».

Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развёртывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начинают появляться кварталы, застраиваемые домами из крупных бетонных блоков, внедряются индустриальные методы строительства, которые удешевляют. Однако усугублялись и отрицательные тенденции: в их число входит отделка фасада с незавершенностью дворов и внутриквартальных пространств. Последующая эпоха активно осуждала «фасадный» принцип стиля — обильное применение колоннад, лепнины, украшательство. И именно в этот период начался постепенный возврат интереса к витражному искусству. Безусловно, речь идет только о монументальном направлении. Первые витражи стали появляться в наиболее значимых зданиях. И по своему виду полностью соответствовали общей «грандиозности» того времени.

Конец этому роскошному стилю положило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (4 ноября 1955). На смену сталинскому ампиру после кончины вождя пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства. Парадокс заключается в том, что как раз тогда монументальное искусство достигло своего расцвета.

С середины 50-х годов в архитектуре начался новый этап “эра блочного строительства”. Важнейшее место занимает типовое жилищное строительство из крупнопанельных блоков. Архитекторы стремятся найти наиболее конструктивные решения, покончить не только с практикой украшательства, но и со скукой однообразных плоскостей, в результате чего здание, будь то общественное или жилое, органически бы вливалось в ансамбль города.

В искусстве в 60-е годы художники разрабатывают так называемый “суровый стиль”. (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому). Представители этого направления стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать “правду жизни”. Расширился диапазон тем – в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни” геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны. В поисках “правды жизни” эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения “сурового стиля” с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста.

Естественен интерес художников “сурового стиля” к жанру историческому и историко-революционному. Художникам иногда трудно выразить мысль с помощью только одной картины, они прибегают к многочастным произведениям-диптихам, триптихам.

Эти же тенденции монументализации образа, которые прослеживаются в искусстве этих лет, воплощаются и в монументальной живописи. Данный жанр в этот период широко распространился — благодаря развитию строительства и возможностям самой монументальной живописи.

Панно на торцах больших корпусов, росписи стен в фойе театров, рельефы на фасадах, скульптурные указатели, рельефы на решетках. Все это объединено единым стилем — лапидарным, условным, тяготеющим к знаковому выражению, к символике, эмблематике, преодолевающим описательность.

Начиная с 70-х годов, уделяется особое внимание декору общественных интерьеров. Ушли в прошлое росписи стены, лепные узоры, покрывающие своды потолков, капители колонн, портал, весь скульптурный декор – декоративные фризы, кессонные потолки с розетками и росписью, массивные карнизы. Возрос интерес к различного рода декоративным панно – мозаика, чеканка, ковка, витраж, гобелен – это своего рода связующая ниточка традиций в использовании декора и современной лаконичностью.

В этот период принципу «искусство принадлежит народу» подчинились и витражи, которые во все времена считались признаком роскоши. Они заполнили окна школ, всевозможных домов пионеров и научно-исследовательских институтов.

С конца 70-х годов активно развивается монументальный стиль, так как при строительстве общественных зданий было обязательным выделять средства на «художественную отделку». Сюжетами для создания мозаичных и витражных панно стали темы, вторившие идеологии того периода – космос, труд, советские достижения и другие. Грандиозные размашистые произведения, которым и всей стены мало – вот символ тех лет.

В Минске работали несколько витражных мастерских при художественном комбинате. Не было проблем с покупкой листового цветного стекла. Художники заказывали его в Брянске. Если нужны были какие-то особые оттенки, ехали в Ригу. На стеклозаводе «Нёман» была богатая палитра цветов, хорошие условия для отжига. Это давало возможность делать толстые стекла, до 5 сантиметров, — рассказывает художник Вероника Витковская. — Популярности витражей способствовала архитектура 1970-1980-х. Огромные окна в холлах и лестничных пролетах требовали особого оформления.

Национальные школы Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Закавказья в создании подобных панно использовали национальные традиции, производили эксперименты с формообразованием.

Пока всё. Продолжение во второй части.

Спасибо за прочтение! До новых встреч. Ваш, советский коллекционер.

Ссылка на основную публикацию