«Каменный» ландшафт

Оформление клумбы из дикого камня в ландшафтном дизайне

Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

В наши дни владельцы садовых участков отдают свое предпочтение клумбам из каменных пород. Каждый мечтает, чтобы его дача в плане дизайна отличалась стилем и уникальностью.

Создание живописных парковых композиций ландшафтные дизайнеры часто основывают на контрасте нежной растительности и диких камней.

Клумбы из камней можно создать при помощи различных материалов. О том, как создавать клумбы из камней, речь пойдет в этой статье.

Эту идею подхватили многие дачники и владельцы загородных коттеджей, и стали использовать в оформлении цветников обломки горных пород, валуны, гальку и прочие природные материалы.

Материал для клумбы

Камень естественного происхождения – материал, который отличается экологичностью и долговечностью. Клумбы из дикого камня имеют природный и лаконичный вид.

Важно! Нужно учесть, что отличия разных пород могут быть не только по форме и внешнему виду, но также по степени влияния на структуру почвы.

Можно выделить следующие разновидности природного камня:

  • Плитняк. Каменная порода имеет слоисто-пористое строение. Это тонкие плиты, разные по размеру и форме. Сделать цветник из этого материала довольно просто, для этого укладывают плитки в форме круга или прямоугольника и клумба готова. Этот материал устойчив к температурным перепадам и отличается своей долговечностью.
  • Бут. Этот материал представляет собой необработанный камень, который получают при изготовлении щебня. Материал имеет доступную цену и часто используется при проектировании ландшафтного дизайна.
  • Гранит. Является самой прочной горной породой. Его использование может быть практически вечным.
  • Ракушечник. Порода с мягкой, осадочной структурой. Она содержит раковины спресованных моллюсков. Со временем она начинает крошиться. Используют для растений, обитающих в кислой среде.
  • Вулканический туф. Он имеет пористое строение, хорошую дренажную систему. Растения в такой клумбе растут очень хорошо.
  • Речные и морские камни. Клумба имеет эстетичный внешний, благодаря округлыми размерами и одинаковой формой материала. Цветовая палитра имеет в своем составе оттенки серого красного розового и белого цвета.

Важно! Гранит делает почву кислой, поэтому для растений, растущих на известняковой почве, он не подходит.

Искусственный камень получают путем смешивания камней с акриловым составом и полиэфирными смолами. Таким образом имитируют гранит, песчаник, сланец.

Данный материал может похвастаться красотой. Он более дешевый, чем его природный аналог.

Основным преимуществом является однородный цвет и форма, что делает стыковку при сборке клумбы более легкой.

Поскольку присутствие камней обеспечит цветнику долю неординарности, композиция будет привлекать внимание, как в парадном палисаднике, так и на заднем дворе, возле места отдыха.

Из недостатков можно выделить ухудшение внешнего вида со временем, искусственный материал может испортиться от солнечного света, разницы температуры, химических веществ.

Особое внимание следует обратить на выбор растительности. Если клумба находится на открытом пространстве, в ней высаживаются солнцелюбивые растения, а если в тенистом месте, используются теневыносливые растения.

Виды цветников

  • Арабеск. Клумба имеет необычную форму, например, крылья бабочки. Для посадки используют невысокие растения, по форме напоминающие ковер. Размещение в клумбе делают по принципу симметрии.
  • Рокарий. Это крупный камень разнообразной формы одного вида. Их размещают в земле, чтобы придать клумбе устойчивость. Рядом все посыпают мелкой галькой. Здесь хорошо смотрятся посадки низких кустов, растения можжевельника, карликовой ели, мискантуса.
  • Японский стиль садового участка. Круглые камни, с наростами мха, располагают на расстоянии друг от друга. В этом дизайне используют, в основном, валуны и гальку. Посадку растений делают небольшими порциями.
  • Габион. Конструкция представляет собой сетку, куда засыпают небольшие камни. Плюсом данной клумбы является любая форма и размеры. Цветник экологичный, прочный, обладает хорошим дренажем для почвы и обойдется владельцу участка в небольшую сумму.

Другие разновидности

Альтернативой для вышеперечисленных видов цветников могут быть следующие виды:

  • Альпийская горка. Центром композиции является валун большого размера, кругом размещаются камни поменьше. Для посадки требуются растения горных сортов, имеющие очень хорошо развитую корневую систему.
  • Террасированный склон. Материал цветника имеет различную форму и высоту. Его производят из каменных осколков гранитной или кварцевой породы. На этой клумбе высаживают разные виды растений.

Расположение цветников не должно препятствовать передвижению по территории двора и сада.

Где расположить цветник

Грамотное расположение цветника позволит обеспечить наилучший внешний вид всего приусадебного участка.

Наиболее удачные места для устройства клумбы из камней, это палисадник под окнами дома, пространство у забора со стороны улицы, вдоль стены хозяйственной постройки.

Необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Правильно построенная клумба должна хорошо вписываться в садовый дизайн, не создавая при этом нагрузку на окружающий ландшафт.
  2. Необходимо обеспечить свободное перемещение на участке и полив цветника. Место для установки клумбы зависит от ее формы.
  3. Круглые, овальные или прямоугольные клумбы размещают на открытом участке.
  4. Конструкции прямоугольной формы можно установить около стены.
  5. Габион будет хорошо смотреться, если его разбить по длине стены или забора.
  6. Альпийская горка хорошо выглядит на открытых участках ландшафта, с маленьким перепадом высот.
  7. Цветник приподнятой формы будет являться хорошим центром всей композиции на участке.
  8. Для рокария идеально подходит ровная поверхность, которая хорошо просматривается.

Дизайнерские решения в ландшафте садового участка

Существуют различные дизайнерские решения в оформлении ландшафта при помощи каменной клумбы.

  1. При создании центра композиции можно установить большой валун, возле которого разбивают клумбу.
  2. Пара каменных клумб могут хорошо обрамлять садовые ступеньки.
  3. Симметрию клумбы оформляют при помощи тропинок и водоемов.
  4. Можно сделать простую конструкцию, используя каменный бордюр.
  5. В качестве декорирования можно использовать фонари на солнечных батареях.

Важно! Чтобы хорошо выполнить дизайн ландшафта на садовом участке, необходимо сделать эскиз будущего проекта с расчетом всех необходимых материалов.

Советы и рекомендации

  • Для дренажной системы обычно используют щебень, песок и гравий.
  • Чтобы клумба хорошо дополняла ландшафт, используют камни, которые хорошо сочетаются с дизайном участка.
  • Делают общий подбор цветов для клумбы – цветы, растущие в затененных местах, сажают рядом с цветами, которые любят свет.
  • При посадке растений учитывается размер цветника и его влажность.
  • Правильным решением будет использование одной большой клумбы, вместо двух маленьких.

Какой породы выбрать камни, зависит чаще всего от того, что именно можно купить (или найти в природе) в данной местности.

Ландшафтный дизайн несет в себе не только эстетическое, но и практическое значение. Грамотное проектирование приусадебного участка позволяет максимально использовать его пространство и сделать его уникальным.

Данное руководство поможет читателям в полной мере реализовать самые смелые дизайнерские решения на своем приусадебном участке. Выбор проекта и соблюдение рекомендаций позволит подчеркнуть внешний вид и красоту территории, что обеспечит практичный уход и эффективный полив растений на участке и будет постоянно радовать глаз его владельцев.

Достаточно найти подходящие материалы, подобрать растительность и задействовать фантазию.

ВИДЕО: Красивые клумбы из камней своими руками.

Ландшафтный камень в подмосковном саду: как сделать хорошо, а не просто “модно”

В ландшафтном дизайне используются любые природные ресурсы, но наибольшей популярностью для преображения территории пользуется натуральный камень.

Тверская, Ленинградская области, Карелия… Дивной красоты пейзажи в этих регионах очень часто «построены» на камнях или, по крайней мере, включают в себя каменистые породы. Камни тут как бы вырастают прямо из земли, абсолютно органично вписываются они и в любой рукотворный ландшафт.

Каменный ландшаф

  • Камень в природе и в рукотворном ландшафте
  • Когда не надо использовать камень

Другое дело — Московская область. Здесь редки естественные выходы горных пород, валуны ледникового происхождения погребены под отложениями более поздних эпох. Так что камня на поверхности нет, и его надо привозить. Но тяга к нему у владельцев садов и земель есть, и притом великая…

Расположить на газоне пару-тройку валунов причудливой формы каждый садовод считает чуть ли не своей прямой обязанностью. Что это, дань моде? Или потребность добавить в пейзаж недостающий элемент? Попробуем разобраться, а затем расскажем о видах привозного камня и способах его использования в садовых композициях и ландшафте в целом.

«То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой…». Строка известного стихотворения весьма точно, хотя и не исчерпывающе описывает подмосковный пейзаж. Берёза, ива, еловые леса, холмы, покрытые разнотравьем, перемежающиеся старицами и речными долинами — вот, собственно, основные подмосковные ландшафты. Живописно? Вполне. Может быть, не так пёстро, как в субтропиках, не так эффектно, как в Уссурийской тайге, зато просто, изысканно и даже одухотворённо.

Казалось бы, эта идиллия должна имитироваться и повторяться на загородных участках, выполненных в пейзажном стиле. Однако даже поверхностное знакомство с подмосковными садами показывает, что в них, как правило, нет места разнотравью и берёзовым рощам, а одну из главных ролей играет камень: просто глыбы, рокарии или альпийские горки, выложенные бутовым камнем подпорные стенки.

Камень в природе и в рукотворном ландшафте

Каменистые ландшафты по происхождению бывают горными или ледниковыми. Валуны и глыбы разных размеров практически повсеместно встречаются в предгорных областях. Однако Московская область расположена на Русской равнине, на значительном удалении от горных вершин.

Ледниковые ландшафты также богаты камнем. Его в своей толще переносит отступающий ледник и оставляет по всему фронту в виде окатанных валунов, называемых «бараньими лбами». Обилие их отличает природу Карелии, Пскова, Выборга, других территорий последнего Валдайского оледенения.

Однако Москва и область расположены в зоне более раннего московского оледенения, и поэтому ледниковые отложения здесь перекрыты покровными суглинками, которые и являются основными почвообразующими породами и в которых включения камней практически нет.

Каменистые ландшафты также встречаются в местностях, где эрозия прорезает различные окаменевшие осадочные породы – известняки и песчаники. Это Воронежский кряж, Ростовская область, но не Московская…

Другими словами, получается, что камень – элемент для подмосковного пейзажа если не чуждый, то уж как минимум нехарактерный. Не использовался камень и на заре русского садово-паркового искусства на рубеже XVII–XVIII веков. Глыбы весьма непредсказуемых форм никак не вписывались в строгие каноны регулярного стиля, в котором были решены первые русские ансамбли.

Куда более почётное место камень занимал на Востоке. Там он не только был одной из составляющих практически любого сада, но и имел глубокий философский смысл. Сад воспринимался как живой организм, кровью его считалась вода, а камни играли важную роль скелета. В Японии при монастырях и по сей день чрезвычайно распространены сады, где камень является основным или даже единственным компонентом.

С продвижением пейзажного стиля на запад ландшафтный камень всё чаще стал появляться в европейских садах. Кроме того, набиравший популярность английский пейзажный стиль многое унаследовал от итальянских садов, где камень был необходимым элементом в силу особенностей местности. Таким образом, стало расти число композиционных решений и архитектурных форм, основанных на использовании «дикого» камня. В саду появляются такие элементы как альпинарий и рокарий (каменистый сад).

В устройстве альпинария камень играет и важную архитектурную роль – без опорного камня, как правило, сложно создать холм необходимой высоты. В садах появляются валуны, гравийные россыпи… В водных сооружениях сама природа указала на необходимость использования разного вида «дикого» камня.

Камень всё активнее входит и в современное ландшафтное искусство. Тропинки «Step-by-step» из плитняка или отёсанных валунов всё чаще встречаются как вариант второстепенных дорожек. Галечные отсыпки украшают не только рокарии и прибрежные зоны, но и цветники. Необычной формы одиноко стоящий камень или группа диковинных камней разной величины – акцент уникальный и дорогой. Немаловажно, кстати, что дорогой! Необычный и крупный камень подчас уже своего рода отображение статуса хозяина, а не какая-то дизайнерская идея.

Когда не надо использовать камень

Рынок живо откликается на новые веяния. Существует масса развалов, где можно приобрести материал практически любой формы, цвета и фактуры: от ровных плит песчаника до гранитных глыб, которые с трудом умещаются в кузов грузовика.

Пожалуй, только фантазией дизайнера ограничиваются варианты применения камня. Здесь очень важно не перестараться, чтобы не нарушить гармонию сада. Очень многое зависит от архитектуры дома, его расположения, рельефа участка, растительности.

Неоднократно приходилось сталкиваться с требованием заказчика применить ландшафтный камень на участке, для этого мало подходящем. Исходит это из глубокого убеждения хозяина в том, что в его саду непременно должны быть камни. К сожалению, в таком случае правило «заказчик всегда прав» оказывается сильнее стилевых канонов. А неподходящими для использования камня землевладения оказывались в силу нескольких обстоятельств.

  • Архитектура уже стоящего или строящегося на участке здания

Классический стиль и его различные вариации тяжело увязываются с пейзажной планировкой вообще, а уж присутствие камня вблизи фасада дома и вовсе представляется негармоничным. Прямолинейность основных дорожек также плохо сочетается с разбросанными как бы природой глыбами камня. Иногда расположение построек не способствует, а то и противоречит введению пейзажных элементов в сад.

  • Ландшафтные глыбы не гармонируют как с размерами дома, так и с площадью участка
Читайте также:  Белый интерьер

На небольшом, 12–15 соток, участке, на котором стоит большой дом, будет чужеродно выглядеть средних размеров камень, пусть и весом в 700–900 кг.

  • Рельеф и растительность участка не способствуют введению камня в ландшафт

Близко к центру ровного открытого участка не стоит разбивать рокарий для выставления напоказ красоты камня и растений в одном-единственном месте. Такой камень или рокарий выглядят чужеродно, так как не обусловлены и не подкреплены характером ландшафта в целом.

В таком случае для гармонии каменистые композиции надо расположить по всей площади сада, чтобы они подводили зрителя к центральной и главной. Вместе с тем, сложный рельеф участка очень способствует введению камня.

Посмотрите, к примеру, как Андрей Тимофеевич Болотов мастерски вписывал дороги и площадки в каменистые отложения известняка. А когда нет этого известняка, совсем не грех использовать песчаник и другие породы. Это красиво и очень обогащает ландшафты подмосковных усадеб.

Многие растения средней полосы плохо сочетаются с камнем. Березы, дубы – вполне, ели тяжеловато, липы, клёны – почти никак. Высокие корабельные сосны – вполне возможно, ведь в лесах Карелии каменные глыбы лежат в изобилии. Но в Подмосковье использовать эти глыбы надо очень осторожно.

В наших лесах часто проходят овраги и текут ручьи. Так что различного рода сухие русла – это хороший вариант стилизации и оправданного введения камня в ландшафт.

Ясно, что удачно вписать ландшафтный камень в подмосковный пейзаж непросто, но делать это архитекторам всё равно приходится, и не только потому, что на этом настаивают заказчики. Хотя камень и нехарактерен для подмосковной природы, но позволяет обогатить ландшафт различного рода картинами, сделать его интереснее, неожиданнее и богаче.

К тому же, с целым рядом растений и архитектурных форм камень образует весьма гармоничные сочетания. Важно лишь правильно подобрать место и оформление. Ведь только в этом случае «дикий» камень в полной мере проявит свои декоративные свойства. опубликовано econet.ru

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Натуральный камень в дизайне: альпийские и каменистые горки, рокарии, сады камней

Городские жители стремятся на дачу чтобы быть ближе к природе: травка на лужайке, овощи, выращенные на собственных грядках, ягоды прямо с куста… А главное — в разы меньшее количество тяжёлых металлов, диоксида серы, оксида углерода, углеводородов и прочих вредных веществ, концентрация которых в воздухе современных мегаполисов превышает ПДК.


Натуральный камень в дизайне сада

Декларируя близость к природе, мы всё равно тащим в свой загородный дом фенолы со стиролами в виде строительных и отделочных материалов, предпочитая практичный линолеум деревянному полу, утепляя дом пенопластом и обшивая фасад не коробящимся от воды виниловым сайдингом. Но есть территория на дачном участке, где нет места искусственным материалам — это сад.

В саду или цветнике совмещение твёрдого и прочного камня с хрупкими цветами и нежными зелёными побегами изысканно и трогательно. Такое сочетание придумано самой Природой, оно гармонично, именно поэтому нам кажется красивым любой природный ландшафт.


Пейзаж на горе Поп-Иван, Карпаты. Дикие рододендроны среди скал и камней

От альпийской горки до садовых скульптур

Возможностей применения природного камня в его естественном или обработанном человеческими руками виде в ландшафтном дизайне множество. Оно и не удивительно: искусственно созданный ландшафт всё равно является частью природы или её имитацией. Поэтому природные материалы отлично подходят и для дорожек, и для клумб, и в строительстве прочих видов сооружений в саду. Применение натурального камня в садом дизайне можно разделить на 3 русла:

  • обработанный камень

Используется как материал для создания архитектурных элементов: для устройства террас, беседок, ротонд, лестниц, балюстрад, садовых скульптур, декоративных каменных ваз и прочих деталей. Этот вариант чаще всего применяется для садов классического дизайна, а также участков в современных стилях с полированными каменными поверхностями, стеклом, хромом.


Сад в классическом стиле. Фото с сайта domikru.net

  • «руины»

В этом случае используются сделанные из камня архитектурные элементы — всё те же колонны, капители, вазы, но только старые, искусственным или естественным образом получившие повреждения, сколы, утраты, заросшие мхами, подвергшиеся эрозии. Такой декор характерен для садов в стиле романтизма и неоромантизма.


Руинный каскад в Павловском парке. Архитектор Винченцо Бренна. Фото с сайта citywalls.ru

  • камень в своём естественном виде

Живописные обломки, глыбы, валуны, размещённые на участке в красивой, гармоничной композиции с растениями — каменистые сады. Таким образом оформляются сады в альпийском стиле, японский сад, сад в стиле кантри.


Кусок дикого ландшафта на участке. Фото из архива компании «Петрополь»

В этой статье хочу более подробно коснуться вопроса о типах и способах оформления каменистых садов.

Каменистый сад

История каменистых садов, как говорят литературные штампы, — уходит корнями глубоко в века. На Востоке — в Японии и Китае — традиции использовать в садовом искусстве красивые камни и воду существуют сотни лет. В Европе после увлечения регулярными садами возникла тенденция устройства в парках и садах природных ландшафтов, в том числе и с применением камня.

Существует несколько разновидностей садов с использованием в дизайне этого натурального материала: альпийские горки, каменистые горки, рокарии, японский сад камней.


Каменистый сад

Все виды садов, в которых применяется камень в качестве равноценного партнёра растениям, а то и самостоятельного элемента дизайна, можно условно разделить на две разновидности:

  • сады, в которых главное действующее «лицо» — камень, а растения лишь выгодно оттеняют композицию;
  • и наоборот, сады, где солируют растения, а камни выступают эффектным фоном.

Сад камней

Первая группа довольно немногочисленна и представлена в основном японским садом камней сэкитэй (в переводе с японского — «каменный сад») и садом с «сухими руслами». Впрочем, «сухие ручьи» – карэсансуй (в переводе — «сухие горы и воды») тоже являются разновидностью японского сада.

В японском саду камней основное внимание уделяется выбору камня, его цвету, фактуре и форме, а также расположению. Растений в таком саду совсем не много. Это может быть одно-единственное дерево изысканной формы, подчёркивающее символический смысл, заложенный создателем сада.


Фрагмент японского сада

Природные формы — камень, текущая вода, растения — в восточной философии обожествляются. Для японца или китайца посещение сада равноценно общению с Богом: основное предназначение этого уголка природы — уединение для размышлений и медитаций. Японский сад предполагает созерцательность, бесконечно долгое любование формой и фактурой камня, бликами света на его поверхности, изгибами ветки или цикличностью жизни цветка — от расцвета до увядания. Это воплощение природной гармонии, поэтому здесь не может быть пестроты и суеты.

Главный элемент сада камней — группы крупных необработанных валунов или скальных осколков, расположенные в соответствии с концепцией дзен. Площадка, выделенная под сэкитэй, засыпается мелким гравием, поверхность выравнивается, с помощью грабель наносятся линии: параллельные длинной стороне сада и концентрические вокруг больших камней. Камни сгруппированы по 3, количество каменных групп и их размеры зависят от площади сэкитэй.


Сад камней

Так, в наиболее известном саду Рёан-дзи (г. Киото, Япония, построен в 1499 году) расположено 15 камней, объединённых в 5 групп. Островки камней окружает мох. Расположение чёрных валунов на площадке, засыпанной белым гравием, таково, что с любой точки обзора посетитель одновременно может наблюдать только 14 камней: последний, пятнадцатый, всё время оказывается скрыт другими. Считается, что увидеть одновременно все 15 может только человек, достигший просветления — полного и целостного осознания природы реальности.

Сухие русла

Существует такое природное явление — сухие русла рек, наполняющиеся водой только в сезон дождей. В Африке и Средней Азии сухие реки называются вади, в Австралии их называют крики. В ландшафтном дизайне в декоративных целях тоже применяются сухие ручьи или сухие русла. Хотя по своему исполнению — из природной гальки или щебня — дизайнерские ландшафтные сухие русла всё-таки больше напоминают другое геологическое явление — курум, каменную реку.

Сухие ручьи могут дополняться мостиками, ну и, конечно же, растениями. В японских садах такой элемент ландшафта называется карэсансуй. Это стильное украшение может нести и вполне тривиальное утилитарное назначение: с помощью сухого ручья можно декорировать дренажную канаву или ливневый сток.


Сухой ручей

Вторая группа каменистых садов — европейское направление. Здесь вариантов этого элемента ландшафтного дизайна гораздо больше. Постараюсь кратко упомянуть разновидности каменистого сада и начать стоит с наиболее известной.

Альпийские горки

Изначально альпинариумы или альпийские горки возникли как коллекционные сады, представляющие собой коллекцию растений-эндемиков, характерных для флоры Альп и их предгорий. Позднее в списке растений для альпинариумов появились растущие не только в Альпах, но и других горных условиях в разных частях света. Но название «альпийские» сохранилось.

Первая альпийская горка, предназначенная для размещения коллекции растений, привезённых ботаниками из предгорий Альп, появилась в 1780 году в Зальцбургском ботаническом саду. Через 100 лет альпинарии были устроены в Англии — в Лондоне (сад Кью) и Эдинбурге, а затем распространились по всей Европе и Новому Свету, став модным трендом уже не только в среде учёных-ботаников.


Альпийский участок в саду Кью

На конец XIX начало XX века пришёлся пик моды на альпинарии. Среди поклонников коллекций альпийских растений было много известных личностей, например, чешский писатель Карел Чапек.

Сегодня популярность таких садов вновь возросла: каждый владелец земли непременно старается завести на своём участке эту деталь ландшафта. Альпийским называют любое сооружение из камней в виде горки с посаженными в него растениями, происхождение которых может быть очень далёко и от Альп, и от прочих гор — вплоть до высокорослых георгинов и садовых роз.

Ещё позже термин «альпийские горки» был перенесён вообще на все ландшафтные объекты с использованием натурального камня. Чтобы не путаться в терминологии, всё же более правильно называть альпийскими горками сады — коллекции горных растений, в которых камень не просто декоративное обрамление, а искусственно воссозданная естественная среда обитания. И, подбирая камни для устройства горки, следует руководствоваться не столько эстетической стороной вопроса, а тем, насколько это соответствует природным условиям. Так, к примеру, песчанки, ясколки или гвоздики требуют сухой каменистой осыпи, камнеломки растут в расщелинах, образованных известняком, гиацинты или эдельвейсы — в питательной почве, скопившейся в небольших лощинках.


Ясколка в каменной осыпи

Как уже говорилось выше, современное понятие альпийской горки более широкое: растения не обязательно должны быть родом из Альп. Главный принцип альпинария — это создание коллекции диких растений экстремальных сред обитания. Можно подобрать представителей флоры тундры, гор, пустынь. В зависимости от выбранной темы устраивается и ландшафт. Альпийская горка с коллекцией растений это не только микрогора. Вариантов укладки камня в альпинарии несколько.

  • Утёс



Схема альпийской горки Утёс

«Утёс» или «скала» — композиция, напоминающая природный выход горных пород. Растения высаживаются в расщелинах между валунов. «Утёс» может быть, в зависимости от идеи оформления участка и его площади, частью большой ландшафтной композиции или самостоятельным объектом. Частным вариантом «утёса» может стать подпорная стенка.


Подпорная стенка-утёс с растениями

  • Горный склон

Этот вид альпийских горок представляет собой модель высокогорья — каменистую осыпь с крупными валунами, образующими небольшие террасы. Валуны имитируют скальные обломки, террасы — небольшие лощинки между скалами.


Горный склон. Схема

Каменная осыпь на горном склоне закрепляется карликовыми видами хвойных. Все виды растений, высаживаемых на альпийской горке в виде горного склона, предпочтительнее выбирать стелющихся низкорослых форм. Пространство террас, не заполненное растениями, засыпается гранитным или известняковым щебнем.


Альпийская горка Горный склон. Фото с сайта plantselectpetites.org

  • Чешская скалка

Ещё одна разновидность альпийской горки, пользующаяся особой популярностью в последнее время — чешская скалка. Название указывает на национальность ландшафтных дизайнеров, придумавших новый способ оформления альпинария.

Он имитирует выход скальных лещадных (слоистых) пород. Особенность чешской скалки в том, что она составляется из каменных плит, имеющих по всей площади примерно одну толщину — лещадок. Плиты разной толщины — от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров — выставляются на ребро параллельно друг другу.


Чешская скалка. Фото с сайта 101dizain.ru

Растения на скалке высаживаются в щели между плитами. Камни следует укладывать так, чтобы не было видно земли. Все расщелины между плитами просыпаются каменным гравием.

Чтобы создать действительно альпийскую горку, вне зависимости от её вида нужно руководствоваться несколькими рекомендациями:

  • растения должны быть тщательно подобраны, хорошо, если они будут именно «дикарями»;
  • не стоит стремиться к густым посадкам: в альпийской горке камнем должно быть занято около 75% поверхности, он должен быть хорошо виден сквозь растения;
  • сооружение из камней должно быть максимально естественным.
Читайте также:  Квиллинг: розы

Несколько советов по выбору камней для альпийских горок

Классический вариант альпийской горки предполагает использование натурального камня, хотя сегодня для строительства подобных ландшафтных элементов применяют и другие материалы, например, искусственные камни, сделанные из фибробетона и подобных материалов, керамические лотки, различные блоки.

Если вы планируете использовать для постройки именно натуральный камень, то:

  • для альпийских горок выбирайте скальные обломки и различные фракции гравия и щебня, а не круглые валуны и гальку: это придаст естественности вашему сооружению. Круглые, окатанные камни больше подойдут для рокария;
  • камни для горки должны быть одного сорта и расцветки. Не стоит складывать в одну кучу гранит, известняк, мрамор и другие виды горных пород. В природе выходы скалы на поверхность составляет одна порода камня;


Гравий

  • размеры камней должны быть соразмерны масштабу сооружения и самому участку, где возводится постройка;
  • камни выбирайте разной величины — от больших до мелких, — а гравий и щебень используйте для мульчирования почвы и придания законченности композиции;


Ландшафтные камни. Фото из архива компании Петрополь

  • отдельные наиболее красивые и заметные камни располагайте так, чтобы они были хорошо видны в композиции;
  • в некоторых случаях, если это уместно по замыслу, камни, покрытые мхами и лишайниками, придадут сооружению дополнительный шарм. Замшелые валуны — идеальный материал для создания другого ландшафтного объекта — рутария.

В целом можно сказать, что устройство настоящей альпийской горки — удел коллекционеров, любителей горных растений. Однако сочетание камня и растений — популярное решение в дизайне участка. Тем, кто не гонится за созданием коллекции редких «альпийцев», а хочет просто соорудить в своём саду интересный и стильный ландшафтный объект, можно посоветовать другой вариант — каменистые горки.

Каменистые горки

В саду, декорированном камнями, требования к составу «жильцов», подбору камня и способам его укладки менее строгие. Кроме действительно горных растений, могут присутствовать экземпляры, лишь внешне напоминающие горные: все виды почвопокровных, ампельные, низкорослые, луковичные. А выбирая камни для декора сооружения, можно больше внимания уделить их внешнему виду, не слишком заботясь о точном соответствии природному прототипу.


Каменистая горка

В стиле «альпийской горки» могут создаваться ландшафтные объекты с использованием растений, совершенно не относящихся к альпийским. Например, в европейских садах популярны овощные каменистые горки, где высажены петрушка, салаты, огородный портулак, декоративные капусты и прочие съедобные представители огородной флоры.

Разновидностью такого интересного объекта может быть грядка пряных трав, оформленная красивыми камнями в виде альпинария. Пряную каменистую горку населяют тимьян, чабрец, шалфей и другие пахучие травы, как многолетние, так и однолетние. Можно составить горку из одних только луков — от шнитт-лука, до обыкновенной репки с включением декоративных видов рода Аллиум. Такая луковая грядка, оформленная камнями, называется аллярий.


Орегано в каменистом саду

В каменистых горках больше внимания уделяется эстетической стороне дела, нежели ботанической аутентичности. Если настоящие альпийские горки относятся к коллекционным садам, то каменистые — к художественным.

В нашем маркете вы можете подобрать семена растений, подходящих для высаживания среди камней. Загляните в подборку Растения для альпинария.

Использование камней в дизайне участка

Камни для дизайна двора или парка использовались еще в Древнем Риме. Традиция применения этого натурального материала до сих пор является центральной для садов восточных стилей, в частности в японской культуре. Стойкость к воздействию внешней среды делает ландшафт с каменными сюжетами долговечным, следовательно, и практичным. Особые свойства камня позволяют применять этот материал как функциональный и эстетически привлекательный элемент декора.

Какие виды камней применяются в ландшафтном дизайне

Выбирая вариант оформления участка, следует определиться с общей композицией и предусмотреть гармонизацию всех элементов декора с окружающим ландшафтом и постройками.

Необработанный природный материал с характерными трещинами, неровными краями и следами воздействия воды и ветра, идеально подойдет для любителей натуральной красоты, подчеркнув яркость зеленых насаждений. А аккуратные отполированные с правильными формами – придадут дизайну ощущение легкости, статичности и симметрии.

Одни камни в ландшафтном дизайне используются как композиционный элемент в совокупности с другими материалами, другие – выступают центральными в оформлении, главными либо единственными компонентами.

Для оформления участка применяют следующие виды камней:

  • мрамор;
  • гранит;
  • известняк;
  • ракушечник;
  • сланец;
  • доломит;
  • песчаник.

Камни являются главним элементом каменных садов

Практически все виды, помимо известняка и ракушечника, не теряют своих свойств при контакте с водой. Но если эти два типа пород наиболее приемлемы в конкретном случае оформления ландшафта, для улучшения сопротивления влаги могут использоваться их аналоги – декоративные искусственные камни. Ненатуральные материалы значительно удешевляют процесс оформления.

Классические идеи декорирования каменных композиций

Специалисты в области ландшафтного дизайна советуют использовать те виды камней, которые имеются в данной местности. Классические способы применения этого материала в обустройстве участка ориентируются в основном на эту аксиому.

К устоявшимся традиционным методам оформления можно отнести идеи, которыми веками пользовались для имитации природного пейзажа:

  • Альпийская горка. Камень для ландшафтного дизайна в этом стиле передает наиболее характерные свойства рельефа местности: горные ущелья, склоны и равнины. Приемлемым становится применение крупных гладких глыб, погруженных наполовину в землю. Наличие мха и низкорослых растений на валуне в ландшафтном дизайне вполне гармонично вписывается в особенности композиции.
  • Японский каменный сад в стиле минимализма. Предполагается использование нескольких вариантов форм. Крупные валуны в центре, обрамлены гравием. Символизм заключается в придании волнообразной формы гравийной насыпи, имитирующей морской прилив. Выбирая этот тип стилизации, следует сопоставить архитектурный ансамбль с ландшафтным замыслом.
  • Чешская Швейцария. Скалы из плоской плитки с разной толщиной и естественными острыми краями. Между ними сажают карликовые хвойники, низкорослые луковичные и альпийские многолетние виды растений.

Еще одним видом, уже ставшим классическим, считается тротуарная плитка. Она может быть правильной или асимметрической формы, плотно сложенные либо разложены на расстоянии друг от друга.

Традиционным вариантом строительства декоративных стен для зонирования пространства является использование необработанного натурального материала, например, таким может стать бутовый камень. Он позволяет создать многоуровневые конструкции, которые будут выглядеть аккуратно и естественно.

Оригинальные вариации дизайна с применением камней

Несмотря на то, что искусственные пруды издревле формировались с использованием камней, сейчас это уже усовершенствованная технология. Дно бетонируют либо накрывают плотным, не пропускающим жидкости материалом, который фиксируется уже над уровнем воды. Поэтому обоснованно использование гальки для ландшафтного дизайна, которая служит практичным декором таких водоемов.

Принципиально новыми способами оформления участка считают:

  1. Рокарий. Цветник, в котором 60-80% территории занимают камни различных типов и форм. Остальное оставляют для растений, превалирующее большинство которых имеет не зеленый, а более яркий и нестандартный цвет – красный или желтый.
  2. Инсталляция. Применяют цветной щебень или белую гальку в совокупности с металлическими или деревянными элементами. К этому же виду относятся сухие ручейки.
  3. Клумба. Для нее характерны четкие геометрические формы, в основном круглые или овальные, и небольшое количество разноуровневых растений.
  4. Патио. Оборудованная зона для барбекю с примыкающими ступенями, выполненная практически полностью из булыжников.
  5. Габионы. Металлические конструкции разной формы, заполненные камнями.
  6. Светящиеся камни. Их покрывают специальным люминесцентным покрытием и позволяют создать самые невероятные картины.

Ландшафтный дизайн с камнями – стильное сочетание, предполагающее продуманность не только типа материала, но и формы, а также общей композиции в целом.

Что такое сад камней, как обустроить его своими руками

Поистине удивительным и магическим выглядит японский сад камней — популярный вид ландшафтного дизайна, выполненного в стиле дзен-буддизма. Он предназначен не только для эстетического наслаждения, но и для медитаций. Это невероятно, но именно в таком месте появляется жизненная сила и внутренняя энергия. Создание подобной экспозиции возможно на любом приусадебном участке. Разумеется, такой сад должен иметь огранку в виде соответствующего ландшафтного дизайна всей территории.

Что такое сад камней

Сад камней, или сэкитай («каменный сад» по-японски), представляет собой разновидность ландшафтного дизайна, в котором главенствующую роль играют камни.

Валуны размещаются группами по три булыжника. Остальная территория сэкитая покрыта белым песком или серым гравием, на котором размечены бороздки, напоминающие воду. Такая схожесть неслучайна, ведь композиция является миниатюрным изображением нашей планеты. Песок — это мировой океан, камни — это скалы или суша.

Каждый элемент уникален и подбирается с особенной тщательностью. На первый взгляд кажется, будто булыжники лежат хаотично, на самом деле их размещение имеет определённый смысл.

История

Свою историю сэкитай начинает с XIV века в Японии. Прародителем уникальной композиции стал поэт, мастер по садовому оформлению и монах Мусо Сосэки, который придерживался принципов школы дзен-буддизма. Прошло более шести веков, а японцы до сегодняшних дней сохранили его творения, в числе которых находятся и сэкитаи.

С древних времён скопление камней в дикой природе обожествлялось в Японии. Отколовшиеся скальные куски почитались не меньше, чем сами горы. Их перевязывали особым образом и хранили как реликвию. Со временем валуны стали использовать в садах императоров и привилегированных особ. Подобные композиции начали появляться и около буддийских храмов. В XIX веке они распространились по всей стране и стали частым элементом экстерьера японских придомовых территорий. Спустя ещё сто лет, сэкитай появился и в Европе.

Расположение в сэкитаях камней по три в группе связано с буддийской триадой: «тело, речь, мысль»

Назначение и философия

Вместе с изображением воды камни являются основными элементами сэкитая, так как олицетворяют среду обитания и саму жизнь: Инь и Ян. Камень может отождествляться с землёй, небесными телами, животными или другими предметами — всё зависит от фантазии дизайнера и посетителей экспозиции.

Борозды на песке в саду камней символизируют течение воды, расходящейся от камней кругами

Белый песок или мелкая галька, на которых нарисованы тонкие полоски, направленные параллельно самой длинной стороне участка, дополняют картину.

Валуны — это скалистые острова, места, где обитает душа Земли. Форма, размер и цвет булыжников олицетворяет совершенную красоту природы.

Наслаждаясь каменной композицией, посетитель может медитировать и уходить внутрь себя. Такой великолепный вид позволяет забыть о мирской суете и подумать о гармонии и единении человека с природой. Наслаждение превосходным скалистым пейзажем раскроет внутренние силы и невероятную энергию.

Самые известные сады камней

Существует несколько древних, но сохранившихся до сих пор и пользующихся популярностью у туристов сэкитаев.

Сад Рёандзи

Сад является частью храмового комплекса, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать — только находясь на веранде храма

Композиция расположена вблизи буддийского храма в городе Киото. Её строительство датируется 1499 годом. Небольшая прямоугольная поверхность площадью 300 квадратных метров содержит в себе 15 чёрных камней, которые разделены на 5 групп. Гравий, олицетворяющий воду, имеет тонкие бороздки.

Уникальность композиции в том, что с какого бы ракурса человек ни смотрел на камни, он не может увидеть сразу все 15 элементов. Один из них всегда будет спрятан. Считается, что все валуны откроются взору только тому, кто «достигнет просветления». В действительности весь комплект горных пород можно увидеть лишь возвысившись над сэкитаем Рёандзи.

Сад монастыря Тофукудзи

«Природу можно постичь созерцанием и интуицией» — считают японцы

Комплекс был построен в первой половине XX века. Поначалу кажется, будто садовый дизайнер Сигэмори повторил самый знаменитый Рёандзи, расположенный в том же городе. Однако символика и идея кардинально отличаются. Силуэты камней создают ощущение быстрого движения, которое замерло на одно мгновение.

Основная каменная композиция напоминает застывшего перед прыжком дракона.

Сады Дайтоку-дзи

Tokekiko — cамый маленький в Японии сад камней

Первый буддийский монастырь на территории комплекса Дайтоку-дзи был построен ещё в 1315 году. Сэкитай Tokekiko расположен рядом с ним и, несмотря на небольшой размер, очень известен среди дзен-последователей.

Композиционным центром этого сэкитая выступает плоский камень с кругами на «воде», нарисованными на белой гальке.

Сэкитай всегда наполнен очень глубоким смыслом — за внешней оболочкой каждого элемента скрывается тайный смысл, «чудо вещей»

Isshidan — ещё один сад, представленный на территории Дайтоку-дзи.

В центральной части расположен необычайный остров, на котором живут мудрецы и провидцы. Говорят, если бесконечно долго смотреть на этот символический остров среди океана, можно достичь просветления.

Японский чайный сад в Сан-Франциско

Этот чайный сад — старейший из сэкитаев, расположенных за пределами Японии

Началом строительства парка считается 1894 год, работы по его совершенствованию производятся до сих пор. Японцы уделяют большое значение камням, поэтому его территория изобилует различного рода валунами и скальными породами. Имеется выделенное место и для классического японского сэкитая.

Основные элементы, символика и принципы устройства

Размер, количество, форма и расположение всех элементов сэкитая имеют важное значение. Символизм сквозит из каждой детали.

Современные каменные сады часто соседствуют с площадками для медитаций.

Количество камней

Исторически сложилось, что в сэкитае используется 15 камней, которые группируются по три единицы в каждой мини-композиции.

По преданию, валун имеет душу, а значит к нему необходимо относиться с большим почтением. На подбор лучших экземпляров горных пород могут уйти годы. Обработка скалистых осколков нежелательна, идеально, если сама природа позаботится о форме и размере каменных элементов.

Кроме простого расположения булыжников в группы, существует традиция выкладывать из камней священные символы: журавлей (высота человеческого духа), черепах (долголетие), гору (центр мироздания) или же фигуру Будды

Современные сады не придерживаются правила 15 единиц, но существует строгое условие — использовать только нечётное количество камней и, согласно японским традициям, каково бы ни было общее число валунов, их нужно расположить так, чтобы нельзя было охватить взглядом все одновременно. Какой бы ракурс ни выбрал посетитель, он должен видеть на один камень меньше. Если этот канон соблюдён — можно считать, что сэкитай выполнил свою задачу.

Расположение и расстановка камней

Есть несколько принципов расстановки горных пород:

  • камней, расположенных горизонтально, должно быть больше, чем тех, что стоят вертикально — это необходимо для баланса энергии Инь-Ян, уравновешивания влияние вертикальных объектов — деревьев, заборов, строений;
  • обеспечение пустоты на фоне каменных глыб — простор отождествляется со свободой духа;
  • отсутствие симметрии, параллельных линий и одинаковых по размеру элементов;
  • сбалансированность композиции в каждой группе — для этого применяется приём построения на основе треугольника, где обязательно присутствует основной элемент и несколько подчинённых;
  • камень не может просто лежать на поверхности, он должен «расти» из земли — его нужно углубить, чтобы он соединился с землёй, врос в неё, и на склоне камни вкапывают сильнее, чем на плоской поверхности;
  • красивый вид из семи точек обзора — необходимо мысленно нарисовать семиугольную звезду, каждый из концов которой может стать такой точкой, и на семи гранях фигуры устанавливать камни, при этом булыжники, зачастую кроме одного, должны быть видны со всех участков, выделенных для просмотра.

Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров, вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский — землю

Иногда посетителям кажется, будто они видят все 15 элементов горных пород и даже больше. Такой эффект появляется по причине того, что камни имеют неровные очертания и зрительно раздваиваются.

Песок и гравий

В качестве основы для сэкитая выступает белый песок или мелкий гравий, на поверхности которого при помощи специальных грабель создаются бороздки. Дзен-буддисты видят в них морские волны и круги от падающих капель. Обычные посетители сравнивают узоры с идеально подметённым двором. В любом случае рисунок создаёт ощущение безмятежности, чистоты и покоя.

Узоры «воды» в японском саду призваны умиротворять, приносить спокойствие и гармонию

Чтобы добиться необходимого результата, специалисты используют некоторые скрытые приёмы. Так, если композиция расположена на солнечном участке, белый щебень или гравий может слепить глаза, что помешает релаксации. В этом случае его оттеняют камни более тёмных расцветок — серые или коричневые.

Узоры имеют скрытое значение:

  • ровные линии, направленные по наибольшей длине площадки, символизируют спокойную воду и умиротворение;
  • волнистый рисунок напоминает бурный поток;
  • круги вокруг камней — волны, набегающие на берег острова.

Карэсансуй — другое название сада камней — в дословном переводе означает «сухой пейзаж». Поэтому в традиционном виде сэкитая воды нет. Однако японцы очень любят «текучие» материалы в любом их проявлении, и в саду камней воду заменяет песок.

В современных интерпретациях в каменной композиции может встречаться искусственный водоём или естественный пруд. Если он включён в общий ансамбль, назвать такой участок классическим японским сэкитаем можно лишь с большой натяжкой.

Пусть это далеко не классика сэкитая, на берегу водоёма среди зелени и камни словно «оживают»

Для японского ландшафтного дизайна мох выступает одним из популярных растений, так как олицетворяет леса на тех самых островах в океанах, на которых живут просветлённые монахи и старцы.

Мох — ещё один способ добавить позитива в сэкитай

Знаменитый мастер садового оформления Мусо Сосэки — тот самый, который создал великолепнейший сад 15 камней Рёандзи, успел построить целый парк мхов. Он органично сочетает в себе огромные валуны и споровые растения.

Покрытый мхом мост через водоём смотрится сказочно

Декоративные элементы

Различные элементы декора добавляют каменному саду японских ноток и правильного настроения.

Деревья, растущие на краю композиции, придадут участку жизни и красок. Например, чайный домик напоминает о том, что Япония славится не только медитациями, но и этим вкусным напитком, а также особым ритуалом его приготовления.

Японский фонарь, наряду с каменными фигурами, статуями и мостами — популярный декортивный элемент сэкитая

Дзен-буддистам для получения эстетического наслаждения достаточно одних камней, но обычные посетители сэкитаев нуждаются в дополнительных элементах. Разнообразные дорожки, мосты и ограды создают в этих садах полноценную картину мира.

Как обустроить своими руками

Обустроить сэкитай своими руками можно, но для этого необходимо углубиться в историю создания и понять философию японского символизма, а также соблюдать принципы организации японского сада.

Где взять камни, нужно ли их обрабатывать перед «посадкой»

Самым важным элементом для японского сада камней являются непосредственно валуны — скальные породы.

Идеальным будет использовать оригинальные булыжники, которые откололись от гор под воздействием природных явлений.

Ветра и дожди обработают камень самым лучшим образом, однако на поиски таких экземпляров может уйти много времени, поэтому на сегодняшний день нередко прибегают к ручной обработке камней, создавая на их поверхности похожие на натуральные сколы и трещины.

Песок и гравий: какие нужны

В качестве основы для сэкитая используется белый чистый песок или мелкий гравий.

Перед тем как заполнить участок выбранным материалом, необходимо провести работы по очистке грунта от бурьяна. В противном случае придётся постоянно бороться с вновь выросшими незапланированными растениями.

Как обрабатывать сад: принципы рисования узоров на поверхности песка при помощи грабель

После того как основные элементы закреплены на своих местах и засыпано покрытие в виде песка или гравия, необходимо создать узоры, которые придадут композиции безмятежное настроение. Они рисуются при помощи специальных грабель с заострёнными концами параллельно наибольшей стороне участка.

Используя ровные линии, круги и волны, можно создать уникальную композицию

Как использовать декоративные элементы

Декоративные элементы используются для создания акцентов и придания нужных мотивов.

На большом участке можно расположить аккуратные мостики или даже оригинальный чайный домик. Более компактные сооружения ограждают невысоким забором. Он определит границы, за которые нельзя заходить, иначе придётся заново создавать на песке узоры.

Правила ухода

В отличие от живых элементов ландшафтного дизайна, сэкитай требует минимального ухода:

  • помимо заблаговременной очистки от сорняков, необходимо держать поблизости от композиции специальные грабли для того, чтобы поправить или изменить рисунок «воды» при необходимости;
  • если в саду присутствуют живые растения, их нужно периодически поливать и подстригать.

Миниатюрный сад камней: особенности, преимущества и недостатки

Любители японской культуры стремятся создать буддийский уголок в своём доме. Не всегда есть возможность выделить для этого место на участке. Кроме того, далеко не у всех есть дача или загородный дом. При этом остаётся желание иметь свой традиционный сад камней.

Принципы создания компактного сада аналогичны полноценному ландшафтному дизайну — натуральный камень, белый песок и правильные узоры на нём. Дополнительные детали помогут создать красивый предмет для отдыха. А миниатюрные грабли дадут возможность заниматься обустройством своего маленького сада в любое свободное время. Такой атрибут станет интересным предметом, помогающим расслабиться и забыть о бытовых проблемах.

Такой японский сад намного проще в уходе и способен поместиться на подоконнике

Его неоспоримыми плюсами также можно назвать то, что:

  • подобную композицию намного легче сделать своими руками — для этого подойдёт глубокий деревянный поднос, оригинальные камни небольшого размера и мелкий белый песок;
  • постоянно меняя расположение элементов, можно каждый день создавать новый компактный дизайн.

Наряду с вышеперечисленными преимуществами миниатюрного сада камней, имеется и недостаток: он никогда не будет полноценной ландшафтной композицией, в которой можно находиться целиком, что существенно упрощает процесс релаксации. Настоящую, задуманную атмосферу можно ощутить лишь в классическом сэкитае.

Традиционный японский сад камней — это настоящее произведение искусства, которое ежегодно манит к себе миллионы людей. Родиной описываемого сооружения является Япония. Сегодня многие страны могут похвастаться аналогичными садами, обустроенными по всем правилам. Создать подобный объект на своём участке может каждый. Но для этого необходимо изучить принципы его обустройства. Рядом с карэсансуй комфортно заниматься медитацией. Говорят, что правильно расставленные камни имеют магнетическое свойство, которое вселяет в человека уверенность, силу и спокойствие.

Камень в огород: Как использовать валуны в своем саду

Если земля щедро одарила вас разнообразными валунами, разбросав их по участку, можно смело радоваться ценному ресурсу

Перемещение камней
На многие вопросы, связанные с перемещением каменных глыб для древних мегалитических построек, ученые до сих пор не могут дать однозначный ответ. А вот технология транспортировки знаменитого «Гром-камня», ставшего постаментом Медного всадника в Санкт-Петербурге, известна и даже отражена на гравюрах и памятной медали. Грандиозный гранитный валун, которому позднее придали форму волны, был найден в окрестностях Лахты. В Петербург он был доставлен по воде, а до побережья Финского залива — волоком на деревянной платформе. Движение обеспечивали 30 бронзовых шаров диаметром 5 дюймов каждый, перекатывавшиеся по двум параллельным желобам. Транспортировку производили в зимнее время по мерзлому устойчивому грунту. Расстояние в 8,5 км было преодолено за 4 месяца с привлечением огромного количества участников. Сейчас, конечно, может показаться, что это очень длительный срок, но и вес камня составлял 1600 тонн! Для передвижения использовались различные механические приспособления: рычаги, домкраты и вороты, но все же основой была человеческая сила и смекалка.

Операция по перемещению «Гром-камня» остается уникальной до сих пор. Что интересно, обработка камня производилась прямо во время транспортировки.

Вряд ли вам удастся побить этот рекорд на вашем участке — думаю, размеры имеющихся у вас валунов несколько меньше. Однако старая проверенная технология может оказаться полезной. В качестве катящих элементов можно использовать металлические трубы, перекладывая их по мере продвижения. А чтобы не дожидаться зимнего твердого грунта — сделайте настил из досок. Так вы сможете эффективно перемещать камни в пределах участка на отведенные им места. Хотя домкраты и лебедка тут тоже не будут лишними.

Давайте рассмотрим различные варианты того, как можно использовать имеющееся у вас каменное богатство.

Оставить естественный вид
Первый, минимальный по затраченным усилиям, но не уступающий по декоративности подход — оставить все как есть. Натуральные ландшафты — направление, которое находится сейчас на пике популярности. Спланируйте зоны на участке, исходя из имеющегося рельефа, проложите дорожки, подчиняющиеся существующим изгибам ландшафта — все остальное уже сделала за вас природа. Такой подход не позволит превратить каменистый участок в пашню до горизонта, зато проявит его естественную прелесть. Растущую среди камней местную флору также можно оставить, частично или полностью.

Террасный огород
На каменистом участке часто бывает сложно найти подходящее место, чтобы выкопать посадочные ямы достаточной глубины для культурных растений. Но обилие камней вовсе не означает, что вам нужно совсем отказаться от огорода. Эту проблему можно решить контейнерным выращиванием, локальной досыпкой плодородной почвы, устройством приподнятых грядок, а также… добавив еще камней! Дополнительные валуны создадут стенки посадочных ям, естественные контейнеры для высаживания растений. Либо можно высадить огородные растения прямо среди камней, как это сделала одна моя клиентка, когда ее участок находился на начальной стадии разработки и другого места для огорода еще не было. И это оказалось очень эффектным ходом: широкие листья и плети кабачков очень красиво раскинулись среди массивных камней. Такой огород организован по принципу альпинария и подходит для выращивания теплолюбивых растений.

Альпийская горка
И, кстати, если вы давно мечтали об альпинарии, каменистый участок часто может вам его предоставить практически в готовом виде. Расчистите существующие камни, если нужно — разместите дополнительные. У вас должно получиться сооружение, по форме напоминающее ступенчатую пирамиду из камней, между которыми остаются естественные полости с землей для посадки растений. Почву в них, скорее всего, нужно будет заменить. Подбирайте ее в соответствии с потребностями тех видов растений, которые вы собираетесь туда высаживать. В этом и состоит одно из достоинств альпинария: каждое растение как бы высаживается в индивидуальный контейнер, а значит — для него можно подобрать максимально подходящий состав грунта. Кроме того, массивные камни, нагреваясь и отдавая тепло, позволяют высаживать в альпинарии более теплолюбивые виды.

Ссылка на основную публикацию