Картины соцреализма

Забавные cекреты соцреализма

Искусство в СССР было подцензурно и раболепно. Диктатура же. Но и у цензуры бывали проколы. А прокол цензуры — прикол соцреализма! Ниже — подборка картин советских художников стиля соцреализм, увиденная свежим взглядом.

В 1885 г. была такая Морозовская стачка, на фабрике капиталиста Морозова в Орехово-Зуево. На тот момент — стачки, профсоюзы, партии и всякая оппозиция в стране были запрещены. Но народ все равно вышел. В СССР, который заявлял о себе как о “государстве рабочих и крестьян”, это событие всячески пропагандировали. Ниже — 2 картины написанные в сталинский период про эту стачку. Почувствуйте разницу!

Георгий Савицкий. “Совещание рабочих перед морозовской стачкой”.

Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком) — вожак, предлагает план, все слушают. Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева (в красной рубахе) сидит с выражением :”Ох @%# твою мать!”

А вот вторая картина.

Иван Владимиров. “Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки (1885 г.)”.

Композиция, в целом, та же — вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе — только чай! Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с капиталистами, а не со штофом водки.

Еще пара чудных картин, автор — Александр Дейнека, классик соцреализма.

Алексендр Дейнека. “Душ”. 1937 г.

Сначала идея была такая — спортсмены в душе, один сидит, остальные моются. Потом Дейнеке картина не понравилась и он отрезал правый фрагмент, с мужиком, который наклонился. А из левого фрагмента чуть позже, во время войны, автор сделал отдельную картину, с другим названием.

Александр Дейнека. “После боя”. 1944 г.

То есть это уже не спортсмены, это солдаты, 1944 год. Принимают душ после боя с немцами. Кабинки, горячая вода, все удобства. Вот как на фронте воевали-то!

Пока Дейнека упражнялся со своими мужиками в душе, другие художники пытались изобразить советских женщин. Особенно яркие образы создал питерский соцреалист Александр Самохвалов.

Александр Самохвалов. “Метростроевка со сверлом”. 1937 г.

То ли сверло, то ли отбойный молоток. Но не важно.

Александр Самохвалов. “Метростроевка, несущая арматуру”, 1932

Александр Самохвалов. “Женщина (работница) с напильником”. 1929 г.

Помимо перечисленного (отбойные молотки, напильники, арматура), там у него еще есть — с лопатой, лебедкой, бетономешалкой, ну в общем весь спектр женского равноправия.

Еще один важный аспект соцреализма — портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, особенно во времена тов. Сталина.

Константин Юон. “Первое появление В. И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г.” 1927 г.

Ленин провозглашает Советскую власть — кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме — его соратники. В том числе: верхний ряд (справа налево) — Антонов-Овсеенко; Каменев (в пенсне); четвертый справа — Сталин, радостно аплодирует; рядом с ним — Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного — Рыков, высунулся посмотреть на Ильича. В общем, одни враги народа. Каменев — левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков — правый (аналогично), Антонов-Овсеенко — троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий — известное дело, ледорубом по голове.

Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:

Какие-то странные народные массы перед трибуной. Короче. картину пришлось переписывать.

Получилось вот что:

Константин Юон. “Выступление В. И.Ленина в Смольном”.1935 г.

Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили — теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли? А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.

Да, много врагов народа было. Что там Президиум! Идут, бывало, пионеры в лес по грибы. А там — агенты Госдепа английские шпионы!

С. Светлов. “Пионеры поймали английского шпиона”.1939 год

М.Антонов. “Разоблачение врага народа в цеху”. 1938.

Не только в цеху, даже дома надо быть начеку. Враги народа — они такие.

Н.Чебатков. “Павлик Морозов”. 1959 г.

Но пришло время — и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды опять взялось за работу.

Вячеслав Мариупольский. “Вожатая”. 1949 г.

Он же. “Вожатая”. Конец 1950х гг.

Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли.

Сергей Григорьев. “Прием в комсомол”. 1949 г.

Соцреализм во всей красе. Комсомольцы принимают нового бойца в свои ряды. Пытают, что да как. Сзади — старший товарищ от партии в военном френче. За ним — самый старший товарищ, в виде бюста. Смотрит на девченку прищурясь.

Он же. “Прием в комсомол”. 1958 г.

Все на месте, только бюст пропал.

Ну и напоследок еще один классик соцреализма — Гелий Коржев, в советские времена — ударный работник Министерства Правды.

Гелий Коржев. “Поднимающий знамя”. 1963

Там целый триптих у него был , назывался “Коммунисты”. Это центральная часть.

Гелий Коржев умер в 2012 г. Он дожил до краха СССР, увидел 1991 год, когда знамя таки упало.

Гелий Коржев. “Свалка”. 2007 г.

Я думаю, две эти картины, поскольку их написал один и тот же автор (но с разницей в 47 лет), надо объединить в одну и показывать вместе. Вот 1960 год (слева), а вот — 2007 (справа).

Блестяще выполенный портрет пролетария с кизеловских копий.

Метелев Герман. “Рабочее утро”. 1968-69 гг.

Прекрасная работа художника из Свердловска. На переднем плане — вновь пролетариат. У одного (в ватнике) вместо лица какая-то собачья морда. Мужик в синем — с газетой “Правда”. Сзади сам художник с мольбертом, слева — женщина-мать. Она символизирует надежду и луч света в кизеловских копях. philologist

Композиция интересная на картине. Такое ощущение, что герои ходят по кругу, руки у пролетария в синем выписаны так, как будто они у него заломлены в наручниках.

Валентин Печатин. “Танец моряков”. 1959 г.

Известный художник из студии им. Грекова при Минообороны СССР. Сам бывший моряк причем.1959-й год на дворе.

Пётр Михайлов, “Раздумье”. 1964 г.

Монастырская келья. На столе — “Советская культура”. Мужик в рясе (чем-то похожий на патриарха Кирилла) в раздумьях. Идти осведомителем в 5-е управление КГБ или не идти .

Юрий Анненков. “Лев Троцкий”. 1923 г.

Мощь и триумф воли. Вождь революции, создатель Красной Армии Л. Д.Троцкий в стиле кубизм.

Савицкий Георгий. “Стихийная демобилизация царской армии в 1917 году”. 1928 г.

Тут я еще больше зауважал Троцкого.

Федот Сычков. “Девушки Мордовской АССР изучают военное дело”. 1942 г.

Вот так-то, а то устроили тут.

Владимир Кутилин. “Оргазм трактористки”. 1981 г.

Это шутка. На самом деле картина называется “Первое поле”.

А вот это уже не шутки. Николай Тырса. “Любовники”. Начало 1930-х.

Правда, любовники на кровати — в носках и в обуви.

Николай Тырса. “Сима в кресле”. 1934 г.

Девушка на этой картине та же, что и на предыдущей. В стране Беломор с Голодомором, а у Тырсы в Ленинграде — Сима в кресле.

Мальцев Петр. “Л. И.Брежнев под Новороссийском в 1943 г.” (эскиз к картине). 1975 г.

Лихой парень был Брежнев. Высадка десанта, кругом пальба, а он расслаблено так с солдатами беседует в лодке. Причем десант у Новороссийска, который изображен на картине, был в феврале месяце. Т.е. Леонид Ильич еще и морж был знатный.

Мальцев Петр. “Никита Сергеевич Хрущев в годы Великой отечественной войны”. 1963 г.

Еще один шедевр от того же автора. Тут весьма затейливый сюжет. Я сначала думал, что Хрущев, это который впереди, потом понял, что он крайний слева. Причем все идут бодрым шагом, а собака в первой шеренге — сидит. Она территорию что ли села пометить?? Правда, некоторые утверждают, что это просто валенки так нарисованы. Типа 25-й кадр 🙂

Гури Мадхи. “Энвер Ходжа разоблачает советских ревизионистов”. 1979 г.

Картина народного художника Албании Гури Мадхи. Другое название “Московская конференция”. Речь идет о конференции коммунистических партий в 1961 г. , на которой албанцы (в лице их диктатора Э.Ходжи) вместе с китайцами разоблачили Хрущева и Брежнева. В том, что те предали дело Сталина. Ходжа (стоит в центре) посылает Советский Союз в жопу, Хрущев чего-то орет в пылу, Брежнев со сжатыми кулаками готовится дать в пятак олбанскому вождю. Суслов (слева от Хрущева) воротит нос, Микояну (еще левее) стыдно. Красота.

Читайте также:  Интерьер детской комнаты

Соцреализм

От Дейнеки до картины «Опять двойка»: какой стиль живописи создал Сталин

Фильм «Цирк» режиссера Григория Александрова заканчивается так: демон­страция, люди в белых одеждах с сияющими лицами шествуют под песню «Широка страна моя родная». Этот кадр через год после выхода фильма, в 1937-м, будет буквально повторен в монументальном панно Александра Дей­неки «Стахановцы» — разве что вместо чернокожего ребенка, который сидит на плече одного из демонстрантов, здесь на плечо стахановки посадят белого. А потом та же композиция будет использована в гигантском полотне «Знатные люди Страны Советов», написанном бригадой художников под руко­водством Василия Ефанова: это коллективный портрет, где представлены вместе герои труда, полярники, летчики, акыны и артисты. Такой жанр апофеоза — и он бо­лее всего дает зрительное представление о стиле, который практически моно­польно господствовал в советском искусстве более двух десятилетий. Соцреа­лизм, или, как назвал его критик Борис Гройс, «стиль Сталин».

Кадр из кинофильма Григория Александрова «Цирк». 1936 год Киностудия «Мосфильм»

Социалистический реализм сделался официальным термином в 1934 году, по­сле того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде совет­ских писателей (до этого были случайные употребления). Потом оно попало в устав Союза писателей, но объяснено было совсем невнятно и очень трескуче: про идейное воспитание человека в духе социализма, про изображение дей­ствительности в ее революционном развитии. Вот этот вектор — устремлен­ность в будущее, революционное развитие — мог быть еще применен к литературе, потому что литература — временно́е искусство, в ней есть сюжет­ная последовательность и возможна эволюция героев. А как применить это к изобразительному искусству — непонятно. Тем не менее термин распростра­нился на весь спектр культуры и стал обязательным для всего.

Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды. Соответственно, канон соцреализма вменял в обязанность советскому худож­нику и писателю изображать ровно то, что государство хочет видеть. Это каса­лось не только тематики, но и формы, способа изображения. Конечно, прямого заказа могло и не быть, художники творили как бы по зову сердца, но над ними существовала некая принимающая инстанция, и она решала, быть ли, напри­мер, картине на выставке и заслуживает ли автор поощрения или совсем наобо­рот. Такая властная вертикаль в вопросе о закупках, заказах и прочих способах поощрения творческой деятельности. Роль этой принимающей инстанции ча­сто играли критики. Притом что никаких нормативных поэтик и сводов правил в соцреалистическом искусстве не было, критика хорошо ловила и транслиро­вала верховные идеологические флюиды. По тону эта критика могла быть глумливой, уничтожающей, репрессивной. Она вершила суд и утверждала при­говор.

Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда главными наем­ными художниками были участники АХРРа — Ассоциации художников рево­люционной России. Необходимость выполнять соцзаказ была записана в их де­кларации, а заказчиками были государственные органы: Реввоенсовет, Красная армия и так далее. Но тогда это заказное искусство существовало в разнообраз­ном поле, среди множества совершенно других инициатив. Были сообщества совсем иного толка — авангардистские и не вполне авангардистские: все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массово­му вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. И естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году именно эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к испол­нению.

В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее верши­не — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современ­ности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии.

В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно. Например, в картине Бориса Иогансона «На старом уральском заводе» фигура рабочего находится на свету, а фигура эксплуататора-фабриканта погружена в тень; к тому же художник наградил его отталкивающей внешностью. В его же картине «Допрос коммунистов» мы ви­дим только затылок белого офицера, ведущего допрос, — затылок жирный и складчатый.

Что такое соцреализм?

Термин соцреализм впервые появляется в 1934 году. Впервые его употребил Максим Горький. Этот новый стиль государства рабочих и крестьян распространялся не только на живопись, но и на все направления искусства.

После победы революции, становления социалистического строя, новому государству рабочих и крестьян и новое социалистическое искусство. Так постепенно, в течение двадцатых годов формируется концепция социалистического реализма.

Социалистический реализм – это не просто направление искусства, это метод воспитания советского человека. Главным заказчиком, вдохновителем, потребителем и оценщиков советских художников становится государство. Конечно, прямой госзаказ на картины соцреализма был далеко не всегда, но с неправильными мастерами расправлялись критики. Творец, не обязательно художник, который начинал отходить от головной линии, попадал под шквал критических статей в прессе, его могли исключить из Союза Художников, отказать в проведении выставки и пр.

Особенности соцреализма в живописи

Так что же такое соцреализм? Для этого жанра характерен правильно выстроенный сюжет. Главное здесь счастливый социалистический быт, даже если сюжет касается прошлого, то он все равно подводит к современности.

Основные принципы картин социалистического реализма:

  • народность – простота искусства, доступность его для широких народных масс;
  • идейность – искусство должно нести конкретную идею, в данном случае это социалистические идеи;
  • конкретность – никаких абстракций, в произведениях показывается процесс исторического развития.

Одной из самых популярных тематик, является конфликт добра и зла. Многие картины соцреализма изображают коммунистов или рабочих, награжденных автором эталонной героической внешностью, в то время, как эксплуататоры награждаются отталкивающими, гротескными чертами. Эту особенность мы можем наблюдать на картинах Иогансона «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе». На первом полотне мы видим нелицеприятный затылок белогвардейского офицера, перекошенное злобой лицо другого, в то время как фигуры рабочих наполнены внутренним спокойствием. На втором полотне владелец завода помещен в тень, мы видим неприятное лицо с гримасой брезгливости.

Немалую роль здесь играет и масштаб, панорамность. Художники в своих произведениях показывают ширину и необъятность нашей Родины. Но пейзаж, хоть и есть важной частью полотен, но все, же не основной, часто он выступает в роли дополнения к чему-то. Например, фигура одного из вождей или историческое событие. Также появляется разновидность пейзажа – индустриальный пейзаж. Этот жанр отображает гигантские стройки того периода, показывает величие страны, подчеркивает победу над силами природы.

Картины социалистического реализма

Наверное ни один другой жанр в эпоху Советского Союза не получил такого распространения, как портрет. Ведь портрет Сталина или Ленина был необходимым атрибутом абсолютно любого кабинета. Если в кабинете чиновника того или иного ранга не висел портрет какого-либо вождя, его могли заподозрить в политической близорукости, со всеми вытекающими из этого последствиями. Портрет также пропитан монументализмом. Это способ прославить великих людей. Классический пример такого портрета – произведение Шурпина «Утро нашей родины». Панорамный индустриальный пейзаж здесь взят в виде фона, главной фигурой, безусловно, здесь выступает Сталин, освещаемый лучами рассвета.

Встречаются и картины соцреализма исторической направленности, как мы упоминали выше, им тоже придается идейная направленность. Яркий пример исторической живописи того периода – картина художника-соцреалиста А. Бубнова «На Куликовом поле».

Соцреализм в какой-то мере являлся продолжением реализма, отображающего простые житейские сцены. Но в советской интерпретации он практически всегда получает особую идейную направленность. Картины социалистического реализма наполнены оптимизмом, здесь преимущественно используются радостные светлые тона, чтобы подчеркнуть счастливую социалистическую жизнь. Ярким примером является картина С. Герасимова «Колхозный праздник», на которой мы можем видеть радостных колхозников, очевидно отмечающих день урожая. Купить картины соцреализма для украшения дома, значит, наполнить его светлыми, радостными красками, поселить в нем радостный, полный внутреннего энтузиазма дух перемен.

Советская живопись социалистического реализма

Что такое соцреализм в культуре СССР

Это понятие вошло в оборот с подачи Горького на I съезде писателей в 1934 году, а потом отразилось в уставе СП. Сначала определение было размыто и велеречиво, в нем говорилось об идейном воспитании в соответствие с духом социализма, об отображении жизни в революционном поступательном движении. Это направление – революционное движение в будущее, более приемлемо к литературе, так как там возможно развитие фабулы и изменение характера героев. Но определение распространилось на всю культуру, в том числе и изобразительное искусство.

Под социалистическим реализмом подразумевалось переустройство мира в соответствии с коммунистическими идеалами. Основными чертами его были:

  • пафосность,
  • жизнеутверждающее начало,
  • народность,
  • интернационализм,
  • неразрывность общества и судьбы отдельного человека.
Читайте также:  Обвязка юбки крючком

Просуществовал соцреализм в живописи XX века до середины 80-х годов.

Первые картины соцреализма

Ярким примером жанра может служить работа Дейнеки «Стахановцы» ( 1937 г). Колонны демонстрантов в ослепительно белых одеждах с восторженными лицами шествуют в направлении, которое символично задает Ленин, парящий над всеми на заднем плане. Панно в духе апофеоза дает понимание о стиле, который монополизировал советское искусство на последующие почти 4 десятилетия. Похожее композиционное решение использовано в огромном коллективном панно (руководитель В. Ефанов) «Знатные люди страны Советов»: те же колонны демонстрантов в белых одеждах на первом плане, малыши на плечах героев труда и аксакалы в национальных одеждах.

Сообщества художников

Государство выступало основным заказчиком и потребителем нового искусства. Культура же была агитационным и пропагандистским средством. Реалии времени заставляли художников, отображая в живописи соцреализм, создавать то, что необходимо было государству. И это имело отношение как к тематике, так и к способу отображения, к форме. Заказ не обязательно был прямой, мастера творили по собственному желанию, но существовала определенная властная инстанция, которая решала вопросы о присутствии картины на выставке, о поощрении творчества или его порицании. Зачастую роль такой инстанции брали на себя критики. И хотя определенных норм и канонов в советской живописи соцреализма не существовало, рецензенты отлично воспринимали и передавали идеологические запросы от высших эшелонов власти. Они творили суд над творчеством художников и выносили приговор. Тон критики мог быть нелестным, издевательским, растаптывающим и карательным.

Основы системы государственного заказа были заложены еще на заре Советской власти, а поставщиком была Ассоциация художников революционной России. В ее обязанности входило выполнение соцзаказов государственных органов. Но в то время существовали и конкурировали между собой другие сообщества, отражающие различные направления. Победителем в этой конкурентной борьбе вышел АХРР. Он своей эстетикой наиболее соответствовал чаяниям власти и вкусам масс. Сюжеты членов Ассоциации иллюстрировали и протоколировали то, что происходило в жизни, они были всем ясны и понятны. Такая эстетика легла в основу советского живописного соцреализма после насильственного расформирования всех других обществ к началу тридцатых годов.

Жанры живописного соцреализма

В соцреалистической живописи СССР была жесткая иерархия жанров. Во главе находилась определенная тема с точно размещенными акцентами, в основе ее лежала современность.

Если картина имела историческую подоплеку, то сюжет словно обещал прекрасное сегодня, показывая революционное развитие, как и провозглашалось в определении социалистического реализма. Часто в таких работах просматривается конфликт противоборствующих сторон, но та, на чьей стороне правда, очевидна была с первого взгляда. Это отлично выражено в холсте «На старом уральском заводе». Иогансон поместил рабочего в луче света, а фигура хозяина находится в тени, да и внешне он неприятен. В «Допросе коммунистов» также малосимпатичные лица белогвардейцев находятся в тени, а жирный складчатый затылок офицера вызывает отвращение.

Тематические полотна с революционным содержанием перекликались с историческими. Многие из них были созданы после победы над Германией. Жанрово они были близки к тем, что упомянуты выше и наполнены театральностью, апофеозом. Это хорошо видно у А. Бубнова в «Утре на Куликовом поле». Здесь воины застыли в ожидании решающего сражения.

  1. Портрет как просвещение

Портреты стали своеобразным приемом для прославления выдающихся личностей, заслуживших своей деятельностью право на то, чтобы их запечатлели.

Это также являлось и источником просвещения. Часто герои представлены в процессе труда: в кабинете или в лаборатории, на операции, как Юдин или во время творческого процесса, как Мухина у М. Нестерова. В последние десятилетия XIX в. он расписывал храмы и создал много полотен о святой Руси. При Советах, обратившись к другому жанру, он стал самым востребованным портретистом. У него учился П. Корин, его же портреты настолько грандиозны и величественны, что их можно сравнивать с памятниками.

Меж тем, в портрете, особенно женском, в фактуре, антураже чувствуется материальный натиск. Тяжелые ткани: бархатные и плюшевые складки, меховые накидки и горжетки, все со следами былой роскоши. Таковы салонные портреты актрисы Зеркаловой Б. Иогансона, И. Машкова — «Дама в голубом».

Художественные средства соцреализма

Масштабность и размах был принят в массовых сценах и в пейзажах. Не стремительная вертикальность линий или динамика диагонали, а статичное, ориентированное горизонтально, раздолье олицетворяло просторы России. Это можно увидеть у Ф. Шурпина в «Утре нашей родины», хотя здесь пейзажная панорама служит лишь фоном для масштабной фигуры вождя. Присутствие Сталина ощущается и на других полотнах, даже там где его нет.

Апофеозные работы писались не только на основе исторических или тематических линий, но и на основе обычной жизни. Например, авторы С. Герасимов и А. Пластов отобразили моменты сельского торжества в одноименных полотнах «Колхозный праздник» 1937 г. Здесь все как тогда было принято: изобилие, ощущение радости, полноты жизни, исполнения надежд.

В это время часто изображаются гигантские строительства, индустриальные темы, в которых присутствует гиперболизированность.

Все основные черты живописи соцреализма есть в картинах:

  • гигантизм,
  • пафосность объемов и масштабов.

Это хоть и не имеет прямых формулировок, но очевидно в тематике, в самой манере письма, полотно становится плотнее и тяжелей. Особенно проявили себя в написании индустриальных пейзажей бывшие бубнововалетцы. Таковы мотивы у Лентулова в «Крекинге нефтеперерабатывающего завода» в цикле о керченских рабочих. Материальность, характерная для подобной манеры письма, пришлась кстати.

Монументализм присутствует во всем, даже в натюрмортах. Сами названия несут налет эпичности. Машков именует свои работы: «Советские хлебы», «Снедь московская». П. Кончаловский, также из числа бубнововалетцев, в 1941 году написал «Алексея Николаевича Толстого в гостях у художника». Мы видим на столе не просто изобилие, а огромные куски окорока, рыбы, целую курицу, овощи, рюмки разных размеров для напитков. Монументализм свойственен для всего, принимается все грузное, крупное. Так, Дейнека даже спортсменов изображает мощными и полнотелыми. А. Самохвалов в своем цикле про метростроевок выписывает дородные, но красивые женские фигуры. Они воплощают созидание, всемогущество, силу.

  1. Умеренность

Изобразительное искусство становится более тяжеловесным, плотным, густым, но эта густота имеет меру. И такая умеренность являлась также обязательной чертой. Излишнее выпячивание собственного стиля или манеры письма не поощрялась, хотя и сглаженность не приветствовалась. Необходимо было показать мазок, чтобы сразу было видно, что мастер немало потрудился. Использование различных приемов считалось посредничеством, это мешало художнику быть искренним.

Для разных сюжетов использовались разные манеры письма и подходы. Лирическая тема подчеркивалась ахроматичным импрессионизмом. Это заметно у Ю. Пименова в цикле о «Новых кварталах» или в более ранней «Новой Москве». Даже в пафосных полотнах звучат ноты дождливого летнего утра или атмосферы ливня, го они излучают теплоту и человечность. К таким можно отнести « Иосифа Сталина и Климента Ворошилова в Кремле» Герасимова.

В произведениях советского периода прослеживается футуристическая направленность – нацеленность на будущий результат революционного обновления. Неизбежность победы социализма проявляется признаками уже наступившего будущего в сегодняшней жизни. Наблюдается уникальное явление, при котором настоящее время уже и есть будущее. Достигнут исторический пик, далее никакого будущего не следует. И герои полотен Дейнеки не просто стахановцы, они подобны богам, смотрящим не на тебя, а в вечность, которая уже с нами.

Вершины социалистический реализм достигает в конце тридцатых годов, где обязательный герой Сталин, тут можно перечислить разных авторов. Несколько полотен того времени есть у художников жанра Ефанова и В.Сварога. Сюжеты на них словно библейские явления чуда. В этот период социалистический реализм становится сбывшейся тоталитарной утопией. Он как бы застывает во времени, становится академично монументальным.

Наша презентация темы

Альтернативная живопись советского периода

Все другие направления оказываются в забытье. Хотя художники имели ниши, где можно было творить, но они были незаметны. В 1935 году специалисты старой школы объединяются в Мастерскую монументальной живописи, но и такие объединения были недолговечны.

Парадоксальность того времени заключается в том, что искусство тоталитарное декларирует человечность, заботу о человеке, но в пафосе авангарда, чрезмерной увлеченностью революционным построением нового мира, не остается места отдельному человеку. А «подшкафное» альтернативное творчество отображает индивидуальность, человечность.

Особенности поздней истории жанра

Позже, в 50-х годах, когда Сталина, олицетворяющего в себе стиль тоталитаризма, уже нет, социалистический реализм попытается присвоить черту человечности.

Предвестником этого направления стали полотна художника А. Пластова. Особенно пронзителен его сюжет о бессмысленной смерти пастушка в «Фашист пролетел» 1942 г.

Хорошо видно, как меняется государственная интонация на семейную у Ф.Решетникова.

Он показывает простых людей, моменты частной жизни, таковы — «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». На эту тему откликается Пименов. Очень сентиментально и поучительно лактионовское «Письмо с фронта». Его можно описать, как соцреалистический обывательский стиль.

Читайте также:  Как сделать плот

Этот период, как лебединая песнь соцреализма в живописи, до распада СССР он еще просуществует, но будет на излете своих возможностей. В годы оттепели появятся новые стили и другие мастера. Творения андеграунда заставят иначе взглянуть на мир советского искусства.

Соцреализм. Картины и художники

Соцреализм – направление в искусстве, не только вызывающее сегодня споры, но и обросшее современными антихудожественными подражаниями, которые компрометируют данное направление и вводят в заблуждение человека плохо знакомого с идеями, жизненными установками и эпохой, ставшей основой соцреализма. Хотя, конечно, нельзя не признать, что направление само по себе неоднородно и сильно эволюционировало с течением времени.

Однако никакие трансформации не смогли изменить сути соцреализма, адресующегося к всему лучшему в человеке. Соцреализм остается одним из крупнейших достижений культурной жизни XX века. Многие полотна уходят с молотка на самых крупных мировых аукционов. Уходят, чтобы никогда больше не открыть свое лицо людям, о которых и для которых они писались.

Я предлагаю читателю оценить собрание полотен и небольшую заметку о соцреализме , взятую мной тут, надеюсь автор простит мне это самоуправство.
Всем, кто интересуется темой, рекомендую просто погуглить по фамилиям авторов. Интернет выдаст еще много очень интересных полотен и даже в хорошем качестве.

Луппов Сергей Михайлович. «Спортивные игры на стадионе», 1928. Холст, масло. 166 x 249

Сегодня я хочу вам предложить разговор о соцреализме в живописи. Тема, скажу вам честно, совсем не простая, и задумался я о живописи советского периода после того, как прочитал один из комментариев на сайте.

Я не буду приводить этот комментарий полностью, но суть его сводилась (как я его понял) к следующему:

  • были «маститые» художники, которые писали безмерный и далекий от правды жизни энтузиазм;
  • художники, которым этот «энтузиазм» претил, писали «цветочки, натюрмортики, пейзажики, птичек-котиков и бытовые милые сценки».

И получается, что не было живописи в СССР. Впрочем, и народ был какой-то «не задумчивый». Я не буду сейчас рассуждать о недостатках и прелестях жизни в СССР – у этого сайта совсем другая тематика и у меня нет желания открывать дискуссию «про СССР». Для таких горячих дискуссий у меня есть другой сайт.

Что же касается искусства, то, мне так кажется, есть две основные причины такого идейного отношения к живописи периода СССР, ныне именуемой соцреализмом:

  • очень слабое поверхностное представление о предмете дискуссии;
  • твёрдая точка зрения — я не знаю и знать не хочу по той простой причине, что всё созданное в СССР плохо потому, что это было создано в СССР. И всё.

Я не буду сейчас проводить ликбез (тем более, что второй категории людей он и не нужен). Просто предлагаю вспомнить имена некоторых художников и их картины. По понятной причине у меня нет возможности «пригласить» в эту галерею всех авторов и тем более не могу показать все работы этих художников. Тут нужно создавать просто огромный сайт.

В эту галерею я подобрал почти три десятка работ не связанных единой темой. Как-то хотелось показать, что были не только вожди и безмерный энтузиазм. Это раз. А два – были мастера живописи, работы которых, как минимум, не корректно именовать «натюрмортиками» и «пейзажиками». Дремучее хамство это.

Художники и картины времен соцреализма

Яблонская Татьяна Николаевна, “Хлеб” 1949, 370×201 см

Решетников Федор Павлович. «Добыли языка»

Иванникова Светлана Федоровна, «Субботние работы», 1941

Ряснянский Михаил Алексеевич. «Комсомольская свадьба»

Яновская Ольга Дмитриевна. «Мастера тортов», 1937-1939 гг.

Ткачевы Алексей Петрович и Сергей Петрович. «Дочери», 1976 – 1977 г.

Дейнека Александр Александрович. «Эстафета по кольцу «Б», 1947. Холст, масло. 199 x 299 см

Китаев Ахмед Ибадуллович, «Мы идем в новую жизнь», 1950-е.

Герасимов Сергей Васильевич, “Колхозный праздник”. 1937 г. Холст, масло. 234 x 372 см

Смукрович Петр Иосифович

Попков Виктор Ефимович, “Весна в депо”, 1958 год

Васильева Мария Михайловна. «С удоя». 1961 Холст, масло

Налбандян Дмитрий Аркадьевич. «Дрезден»

Шевандронова Ирина Васильевна. «На приёме у врача»

Володин Михаил Фёдорович. «Концерт на стройке»

Медяников Сергей Иванович. Птицеферма в Симферополе, 1987 г. Холст, масло. 123х180.

Тихий Иван Антонович. «Приём в пионеры»

Мочальский Дмитрий Константинович. «Новосёлы. Из палатки в новый дом»

Мочальский Дмитрий Константинович

Мыльников Андрей Андреевич

Ковалевская Зинаида Андреевна

Баскаков Николай Николаевич. «Бабушка с внуками»

Тырса Николай Андреевич. «Любовники», 1930 г.

Солодовников Алексей Павлович. «Юный шахматист»

Коробов Григорий Семенович

Кутилин Владимир Александрович. «Жена»

Любимов Александр Михайлович. «Материнство»

Пименов Юрий. «Женщина в гамаке», 1934. Холст, масло. 130 x 162

Кутилин Владимир Александрович. «Первое поле»

P.S Все же обидно, что хорошие советские картины уходят в частные коллекции. И при этом за немалые деньги.

Социалистический Реализм (Соцреализм)

направление

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие, связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.

Луначарский был первым литератором, заложившим его идеологический фундамент. Ещё в 1906 году он ввел в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». К двадцатым годам, применительно к этому понятию он стал употреблять термин «новый социальный реализм», а в начале тридцатых посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму», «термину хорошему, содержательному, могущему интересно раскрываться при правильном анализе», цикл программно-теоретических статей, которые публиковались в «Известиях».

Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. В 1932—1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин[источник не указан 1549 дней].

На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький утверждал:

Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. В предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП, организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х. В нём выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз[источник не указан 1549 дней].

Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты советской направленности.

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:

Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.

«Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» (Большая советская энциклопедия, 1947)

Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата:

Как гласило определение из советского учебника, метод подразумевал использование наследия мирового реалистического искусства, но не как простое подражание великим образцам, а с творческим подходом. «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Ссылка на основную публикацию