Костюм «Коломбина»

Костюм «Коломбина»

Они красивы, необычны, таинственны, изысканны, роскошны. Венецианские маски и костюмы – одно из самых ярких явлений итальянской действительности.

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления (от итальянского commedia dell’arte) — вид театра, получивший свое развитие в Италии XVI — XVII веков.

Комедия дель арте строилась на импровизации. Каждый персонаж имел свою маску, характерную только для этого персонажа, и просто маску как часть костюма. Она-то и указывала на особые качества героя. Актер, выбрав себе какое-то амплуа, обычно, оставался верен ему на протяжении всей своей жизни на сцене.

Масок в комедии дель арте были десятки, но основными все же считались четыре — это так называемый квартет. Причем на севере и на юге Италии квартеты эти сложились разные.

В северный (венецианский) квартет традиционно входили такие персонажи, как Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин.

В южном (неаполитанском) доминировали Тарталья, Ковьелло, Пульчинелла и Скарамучча.

Душой комедии дель арте были маски слуг, так называемые Дзанни (искаженное имя Джованни, крайне распространенное в Италии).

В северном квартете слугами были Бригелла — хитрый, злой, расчетливый и болтливый, и Арлекин — эдакий простак, не унывающий и периодически влюбленный. С течением времени этот характер несколько видоизменился и усложнился. К тому же у него появился соперник в любви — мечтательный Пьеро, которого изобретательный Арлекин всегда побеждал, отбивая у него служанку Коломбину.

АРЛЕКИН (Arlecchino) – дзанни богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина – его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат.

Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он – крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин – акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей.

Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем – просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне).

Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.

Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.


КОЛОМБИНА (Columbina) – служанка Влюбленной(Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью.

Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.

ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) — это ходячая мишень для насмешек, старикашка, заглядывающийся на девушек. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески.

На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами.

Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность.

Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.

ДОКТОР (Dottore) — также персонаж комический. И хоть в далеком прошлом он человек ученый — юрист, но понемногу забывает все свои знания и, кроме насмешек, мало чего удостаивается.

Маски южного, неаполитанского, квартета были не столь распространены и популярны, как северного, за исключением разве что Пульчинеллы. Интересно, что ПУЛЬЧИНЕЛЛА (Pulcinella) – ( итальянский аналог русского Петрушки) – образ неоднозначный, он мог быть в пьесе и тупицей, и хитрецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой.

Имя этого персонажа переводится с итальянского как «цыпленок» и очевидно связано с его маской, самый заметный элемент которой – большой клювообразный нос.

Костюм Пульчинеллы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожаным ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки. Он обычно носил черную маску и заметно гнусавил. Возраст его приближался к преклонному, что несколько роднило его с «северным» Панталоне.

ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) – один из персонажей-слуг. Педролино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее – круглый рифленый воротник, на голове – шляпа-колпак с неширокой круглой тульей.

Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости.

Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив, доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.

ШУТ (Jester, Jolly) – представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове – колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы.

Следует сказать, что сами маски как элемент костюма каждого персонажа обычно делались из папье-маше, кожи или материи и закрывали лицо актера лишь до половины.

Основой же всего театра, была импровизация. Именно поэтому актеры, представлявшие описываемых персонажей, были, как правило, настоящими виртуозами, обладавшими незаурядными способностями, с богатейшей фантазией и владевшими буквально балетной пластикой.

К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

БАУТА (bauta) – Самая известная и таинственная маска. По сути, это маска смерти, сошедшая со средневековых миниатюр, традиционно раскрашивается в черно-белых тонах. И нет другой такой маски, которая могла бы полностью скрыть личность человека, убить все опознавательные признаки.

Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой – tricorno .

Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом ” bau ” или ” babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки).

Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Нижняя часть маски-бауты, скрывающая рот, выдвинута вперед, и голос, ударившись изнутри о глиняную или кожаную преграду, становился поистине неузнаваемым, кроме того, устройство маски позволяет человеку есть и пить, не обнажая лица.

Баута не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть бауту – это отречься от назойливой индивидуальности, отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали. На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ДАМА (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана – нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

КОТ (Gatto) . Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок.

Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом.

Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

ВОЛЬТО (Volto) . Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

ДОКТОР ЧУМЫ (Medico della Peste) . В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов.

В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору.

Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника.

Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.

Другие карнавальные, маскарадные, звездные, театральные, сценические, национальные, исторические, современные, тацевальные, спортивные, модные, киношные и т.д. многие многие другие костюмы – читайте и смотрите ТУТ на мой взгляд довольно интересно и очень красиво

Я бродяга, друг мой, Коломбина

Коломбина…
Фото коллекционных кукол в нарядах Коломбины начала собирать очень давно.
(все фото из интернета)


Всегда мечтала, чтобы в моей коллекции была такая кукла.




Почему-то больше всего нравились Коломбины в клетчатых платьях.




Так кто же такая Коломбина?
(информация найдена в интернете)
Коломби́на (итал. Colombina) — традиционный персонаж итальянской народной комедии масок — служанка, участвующая в развитии интриги.

Служанка? В таких шикарных нарядах?


В разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной,

Мирандолиной и так далее. Большую популярность получила во французском театре.
Смеральдина… сразу же вспомнился любимый фильм!

Красавица Смеральдина!

Сколько раз я смотрела этот фильм? Не могу сказать! Много, много раз…

Конечно же главные герои там Смеральдина и Труффальдино!

Нас с сестрами потряс один эпизод из этого фильма.
Когда Смеральдина идет на веранду и выпускает голубей в небо.

По пути сшибая пышной грудью цветочный горшок… который поймал Труффальдино…

Мы с сестрами тоже решили так сделать.
Когда родителей не было дома. Мы открыли окно, все цветы поставили на пол, оставили небольшой цветочек
в маленьком глинянном горшочке.Жили мы на первом этаже.
Бросили жребий… выпало быть Смеральдиной самой младшей сестре. Пришлось ей принести стул.
Она не доставала до подоконника.
Дождались соседского мальчишку и сестра спихнула «не пышной грудью» цветок.
Цветок упал прямо перед мальчишкой и разбился. Он потрясенно поднял глаза и увидел наши
лица…
Что мы ждали? Какой реакции?
Мальчишка обозвал нас дурами… пообещал поймать и надавать по шее…
да… не Труффальдино…

В конкурсе «Венецианский карнавал» я не думала принимать участие.
Красоту мне не сшить, вот и решила пропустить…
Как однажды проходя мимо полочки с Меридой, увидела ее улыбку!

Вот кто может стать Коломбиной, решила я.Согласитесь, похожа.

Я сшила Мериде яркий полосатый костюмчик под юбочку.

Юбку решила шить в клетку, как у настоящих Коломбин.



К моему большому огорчению такой ткани я не смогла купить.
Опять решила — не буду шить…
Мерида стояла на полочке и с укором смотрела на меня…
Я не выдержала, нашла черный и желтый плюш и долго над ним изгалялась…
Вот что сшилось.


Сняла со стены маску и отдала Мериде.

Результат не порадовал, но решила делать фото в парке у старинной стены.
И тут ничего не вышло, дождь лил каждый день.
Ну что же, будем делать фото дома.



Выбрала фото на конкурс, а Мериде пообещала найти ткань в клетку и все таки сделать
костюм Коломбины!

Спасибо всем, кто голосавал за мою Коломбину — Мериду!

Ямогу: Меховые шубки для кукол. Меховые накидки, жилетки.

Ямогу: Вяжу и шью одежду для кукол.

Комментарий (27)

  • tretye-maya
  • 31 января 2018, 20:09
  • rusakova30
  • 31 января 2018, 20:47

Марина, спасибо за топик! Прекрасный и любимый мною фильм вспомнили. Мерида прекрасно справилась с ролью!
Тоже люблю клоунов и клоунесс.
И даже посчастливилось поселить у себя такую малышку. (Фото не моё, но куколка уже дома).

Новогодние карнавальные костюмы для детей своими руками

Новый год – волшебный праздник. Для каждого ребенка он особенный: кто-то ждет встречи с Дедом Морозом, получения желанных подарков, много гостей и вкусной еды, а кто-то ждет настоящей сказки – того, чего не бывает в обыденной жизни. Этот праздник –тот самый случай, когда может воплотиться наяву самая несбыточная мечта. Стать супер-героем, полететь в космос, побывать в роли принцессы, милого забавного животного, клоуна, феи или даже динозавра!

Материнство.ру предлагает оригинальные идеи сказочного перевоплощения для вашего ребенка. Ведь карнавальный костюм – своего рода билет в волшебную страну! А задача мамы – соорудить задуманный образ легко и быстро, с помощью простых средств.

Космический костюм

В нашем детстве многие ребята мечтали стать космонавтами. Необозримые космические дали, инопланетные цивилизации и неоткрытые миры – все это заманчиво и очень привлекательно. Космос не утратил своей привлекательности и для современных детей. Поэтому скафандр космонавта – оригинальная идея для новогоднего утренника или карнавала.

Для изготовления этого великолепного космического шлема надуваем большой круглый воздушный шар до необходимого объема. Затем накладываем на его поверхность влажные бумажные салфетки. Следующие несколько слоев – небольшие куски бумаги, смазанные клеем ПВА. Ждем, когда клей высохнет. Прокалываем воздушный шар и вынимаем его через получившиеся небольшие отверстия. Делаем овальную прорезь в шлеме.

Обклеиваем заготовку шлема фольгой.

Для изготовления забрала понадобится прозрачный тонкий пластик. Такой бывает на упаковках детских игрушек. Вырезаем из него эллипсообразное забрало. Прокалываем по двум краям и крепим дешевыми детскими сережками.

Чтобы получить самые настоящие баллоны с кислородом, вам нужно обернуть пластиковые бутылки фольгой. Их можно прикрепить к поясу или к самому костюму двусторонним скотчем.

Чтобы сделать панель приборов на костюме космонавта, используем картон, голографическую бумагу, старые CD-диски. Если вы ладите с электрическими приспособлениями, то можно прикрепить к конструкции небольшую гирлянду с аккумулятором. Посмотрите, как передняя панель на костюме светится в темноте.

Настоящую космическую обувь делаем следующим образом: оборачиваем резиновые сапоги фольгой и слегка прикрепляем ее сверху скотчем. Наш космонавт готов. Теперь нам нужна только космическая ракета!

Дополнить космическую встречу Нового года поможет костюм инопланетянина.

Для тех, кто не хочет шить, можно предложить костюм планет и звездочек. Для этого делаем соответствующие яркие шляпы-маски из картона и цветной бумаги. Чтобы такая шляпа держалась сзади, крепим к ней резинку.

Теперь осталось подобрать подходящий сценарий для вашей космической вечеринки, и яркий запоминающийся праздник обеспечен!

Яркая Коломбина – карнавальный костюм клоуна

Как можно обойтись на празднике без весельчака или клоуна? Мы предлагаем сделать необычный ход и представить клоунессой маленькую девочку. Милая и красивая Коломбина придется по вкусу активной, жизнерадостной девочке.

Для костюма клоунессы используем яркие ткани и аксессуары. Можно надеть белую блузку или футболку, дополнив их объемной красочной юбкой из кусков ткани. Дополняем комплект яркими носочками, гольфами, легинсами.

Колпачок для Коломбины украшаем блестками, мишурой, помпонами. Этот головной убор можно прикрепить к ободку для волос, для быстроты и мобильности клоунессы – когда нужно, его легко снять или надеть.

Костюм динозавра

Тема доисторических рептилий завораживает детей уже не первое десятилетие. Материнство.ру предлагает несколько вариаций на тему карнавального костюма динозавра.

Например, вы можете сшить тканевый комбинезон, декорировав его шипами вдоль хребта и хвостом.

Можно сделать костюм-домик «Динозавр» из картонных коробок. Такой наряд прост в изготовлении и обязательно запомнится, хотя двигаться в нем не очень удобно.

Можно сделать «апгрейд» имеющихся в наличии спортивного или трикотажного костюма и балаклавы, дополнив их резиновыми сапогами и перчатками. Посмотрите, какой колоритный ящер получился!

Карнавальный костюм «Мухомор»

Главная деталь в костюме мухомора – это, конечно же, яркая шляпа в белый горох. Ее можно изготовить, обтянув подходящей красной тканью старую шляпу с большими полями или картонную заготовку. При этом хорошо добавить внутрь мягкий каркас-поролон или ткань. Тогда получится настоящая грибная шляпка.

Костюм совы

Чтобы сделать костюм совы, нам понадобится бежево-коричневая гамма одежды. Крепим на П-образную шапку крупные глаза. Пришиваем перышки из цветной ткани на кофту.

Восточный мудрец

Для изготовления этого костюма понадобятся яркие шаровары, футболка и два цветных платка. Можно украсить головной убор мудреца брошью или пером.

Костюм индейца

Тема индейцев – это ярко, красочно и романтично. И хотя современные дети уже не зачитываются романами о Диком Западе, нарядиться индейцем готов всякий мальчишка.

Одежда индейцев изготавливались из домотканой льняной ткани. Поэтому выбираем подходящую по цвету и фактуре ткань. Пришиваем тесьму и бахрому.

Делаем специальные «накладки». Их украшаем тесьмой, шнуровкой и деревянными пуговицами.

Для головного убора используем проволочный каркас с перьями или картонный каркас с бумажными перышками. Также можно использовать тканевую основу.

Карлсон

Костюм озорника Карлсона – это ярко-зеленая рубашка, штаны-бананы с подтяжками, рыжий парик и пропеллер.

Если вы хотите сделать крутящийся пропеллер, вооружитесь основой из компакт-диска и старого CD – привода (нам будет нужна шпулька). Протыкаем штырем ткань, крепим пропеллер и закрываем его пластмассовой шляпкой. Теперь наш пропеллер вращается!

Костюмы Утенка, Божьей Коровки, Бабочки, Собачки

На основе выкройки комбинезона можно создать самые различные карнавальные костюмы. Посмотрите, какие варианты могут получиться:

Костюм силача

Простой и колоритный костюм силача можно сделать из рубашки-матроски. Добавляем забавные усы – и все готово!

Маша и медведь

Героиню русской народной сказки и полюбившегося всем мультфильма – веселую шаловливую девочку Машеньку – мы создадим из вполне настоящей девочки при помощи сарафана и розового платочка. Для полноты образа можно взять в руки плюшевого медведя.

Костюм феи

Фея, бабочка, божья коровка – эти костюмы можно сделать по единому образцу: яркая пышная юбочка, ободок с рожками, крылышки и волшебная палочка.

Главное в карнавальном костюме – не выкройка, а задумка мастера и правильный акцент на детали. Иногда может быть достаточно оригинальной аппликации, ободка, короны или кокошника, рюкзачка-домика.

Но все же не следует забывать о здравом смысле, иначе порой рождаются такие “шедевры”, что становится жутко.

Материнство.ру желает вам веселого карнавала!’

Основные маски и костюмы Карнавала Венеции. Часть 2.

Часть 2. Маски комедии дель-арте

Перед тем как перейти к обзору второй группы масок, хотела бы сказать несколько слов об их изготовлении. Для изготовления масок использовались натуральная кожа, гипс или тонкое японское папье-маше. Маски богачей мастера делали по личным слепках лица. Люди победнее – покупали те готовые изделия, что предлагали лавки. Для украшения масок и костюмов использовались практически любые материалы: ткани, кружева, перья, стеклянные бусины, жемчуг и т.п. Итак, обещанная 2-я часть обзора:

МАСКИ КОМЕДИИ ДЕЛЬ-АРТЕ

Это крупная группа масок Венецианского Карнавала. По своей сути – это маски уличного театра. Сценаристы и режиссеры того времени нашли отличное решение для быстрого включения публики в показываемое зрелище – узнаваемые персонажи. По сути этот же феномен используется в современных сериалах. То есть какой бы спектакль не показывался – герои уже были знакомы публике и она с интересом следила за перипетиями событий, в курсе которых она уже была. Аналогами названия «дель-арте» являются la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни). Подробнее о происхождении и развитии комедии дель-арте я еще напишу, поскольку она сейчас практически неразделима с Венецианским Карнавалом и современными театрализованными представлениями. Сейчас хочу обратить ваше внимание только на тот факт, что сейчас разделяют 2 квартета масок дель-арте – венецианский и неаполитанский. С полным списком героев вы можете ознакомиться, к примеру, в Википедии. Мы рассмотрим персонажей именно венецианского квартета масок: Арлекин (Arlecchino, Меццетино, Багаттино, Труффальдино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Табарино) – дзанни (слуга). Чаще всего работает на скупого Панталоне, посему до крайности беден. Костюм Арлекина хоть и составлен из разных лоскутков и заплат (именно их символизируют ромбики в современных вариациях костюма), но ярок и весел. Классически головной убор – белая фетровая шляпа – украшался лисьим или кроличьим мехом. В современных костюмах эта шляпа практически не используется. Маска Арлекина в классическом варианте была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). Еще одно обязательной частью костюма ранее являлась палка, которой он лупил других персонажей. По сценарию он родом из Бергамо, из семьи крестьян и не умеет ни писать, читать. Прибыл в богатую Венецию на заработки, любит поесть (особенно – бесплатно). Да так, что ради еды иногда даже забывает о своей ненаглядной Коломбине. Арлекин очень подвижен, периодически откалывает акробатические трюки, поэтому его костюм не должен стеснять движения. Чаще всего являет собою типаж очаровательного мошенника, манипуляции которого находят понимание, а не осуждение у зрителей.

Коломбина

Коломбина (Columbina, Арлекина, Риччолина, Фантеска, Кораллина, Фьяметта, Лизетта, Смеральдина, Камилла) — женская маска дзанни (служанки). Чаще всего служит у Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые ею очарованы. Коломбина любит пофлиртовать, проницательна и очаровательна. Одета либо в традиционное деревенское платье, либо в такие же яркие заплатки, как и ее милый Арлекино. Головной убор – белая шляпа, под цвет передника. Она появляется либо без маски (в этом случае у нее яркий макияж с акцентом на глаза), либо в полумаске, которая, по легенде, была придумана для одной невероятно красивой актрисы, которая исполняла роль Коломбины, и которая не пожелала скрывать всё лицо, но хотела задать интригу. Поэтому её маска закрывает только часть лица. Эта маска украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями.

Пьедролино

Пьедролино (Pedrolino, Pierino,Педролино. Позднее этот персонаж получил известность как Пьеро) – изначально это был ловкий, изворотливый слуга, который, однако, часто попадал впросак. Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты печального романтика, неудачливого соперника. Широкая крестьянская рубаха преобразилась в широкую белую тунику с помпонами и очень длинными рукавами, на шее – круглый рифленый воротник-жабо, на голове – шляпа с неширокой круглой тульей (позднее – просто маленький черный облегающий головной убор). Если в костюме были карманы, то они набивались романтическими сувенирами, которые дарились зрителям. Запудренное мукой лицо (а изначально он был крестьянин-мукомол) превратилось в полноценный театральный грим – белое лицо с печально изогнутыми бровями и нарисованными слезами, от постоянных ударов и обид со стороны других персонажей. На иллюстрациях его легко можно спутать с Пульчинеллой, и только чрезмерно длинные рукава могут указать, что это Педролино.

Бригелла

Бригелла (Скапино, Буффетто, Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше) — еще один дзанни, старший брат Арлекина. Чаще всего он являлся владельцем таверны, которую завел, накопив деньжат. Он прекрасно знает, как угодить гостю и хозяину, но в то же время вполне способен его облапошить на кругленькую сумму. Он пронырлив, хитер и может (если придется) стать кем угодно – солдатом, священником, моряком и даже вором. С удовольствием играет на гитаре, так как считает себя неплохим музыкантом.

Костюм этого персонажа – это зеленая полумаска, белый плащ, камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками.

Капитан

Капитан (Il Capitano) — хвастливый вояка, трус, безудержный искатель приключений, считает себя красавцем. Один из древнейших персонажей комедии дель-арте. Капитан не является коренным жителям города и всегда приходит откуда-то издалека. В зависимости от политической ситуации, он мог походить на испанца или турка (и внешне и своими привычками), хотя изначально этот образ – исключительно итальянский. Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими усами. Костюм это персонажа был буффоным подобием военной формы средних веков: шлем )или шляпа) с перьями ярких расцветок, на ногах слишком просторные сапоги с большими подвязками, камзол в контрастную полоску по диагонали, а на поясе – огромная шутовская шпага.

Панталоне

Панталоне (Pantalone, Маньифико, Кассандро, Уберто, Бартоло) – венецианский купец, скупой старик. Костюм Панталоне сделан на основе традиционной венецианских купцов и состоит из красной куртки, красных штанов, плащ с короткими рукавами, маленькую черную шапочку (вроде фески), черной мантии с просторными рукавами и желтые туфли. Маска Панталоне темно-коричневого цвета, с большим загнутым вниз носом (почти как у нашей Бабы Яги), мохнатыми седыми бровями, очками, торчащими в стороны усами и козлиной бородкой, которая торчала вверх, иногда доходя до кончика носа. На поясе – мешочек-кошель с деньгами и кинжал. Самой яркой и характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, подчеркивающей его якобы солидную мужскую силу.

Доктор

Доктор (Il Dottore, Доктор Баландзоне, Доктор Грациано) — псевдоучёный, доктор права или медицины, старик, небогат, обычно отец одного из Любовников (Inamorati). Обычно он был весьма тучен, с большим выпирающим животом, неповоротлив, но обладал манерами ученого человека. Представлял собой пародию на выпускников Болонского университета, поэтому постоянно произносил вроде бы многоумные, но на самом деле абсурдные фразы из кое-как составленных слов на латинском языке. По сюжету Доктор часто являлся другом (или соперником) Панталоне и хозяином Педролино. Костюм Доктора – это черная университетская мантия до пят, черные туфли, чулки и бриджи и черная академическая шапочка. Темная полумаска с седыми клочковатыми бровями закрывала, как правило, лишь лоб и нос. Щеки актера оставались открытыми – их ярко румянили, чтобы показать любовь персонажа к спиртному.

Обзор

На этом обзор основных групп масок закончен – я перечислила и описала основные характеристики, стараясь, впрочем, не углубляться в детали, коих за века Карнавала накопилось очень много. В завершении статьи, хотела бы привести несколько фактов про маски, которые возможно вам пригодятся при подготовке мероприятий: – во время венецианских Карнавалов отмечались самые значимые достижения венецианцев. Например, победа Венецианской Республики над турками (1571 год) была настолько важна и почетна, что эхом того праздника до сих пор мелкают карнавальные тюрбаны и шаровары в толпе на площади Сан-Марко.

Начало

– изначально маски изображали богов плодородия и использовались в Сатурналиях – об этом я напишу подробнее в статье об истории Карнавала. – на карнавалах весьма распространены парные маски супругов. Причем в XVIII веке маску мужа позволялось носить любому мужчине, сопровождающему даму, вне зависимости от его статуса. Хороших праздников! Юлия Козеева

Костюм «Коломбина»

Я забавный Арлекинка,
Италянский клоун.
И на елке я к Снежинкам
Выхожу с поклоном.
С юга я тепло привез,
И не страшен мне мороз!

(автор: Наталья Иванова)

КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ «АРЛЕКИНО»
состоит из элементов:

1. Жакет на молнии, расшитый блестками
2. Шорты
3. Шапочка-колпак
4. Гольфы или колготки в тон костюма

Рекомендации по выбору тканей
Для выполнения костюма рекомендуем использовать подкладочную ткань нескольких цветов, например, зеленый, красный и желтый (для отделки) и подкладочную ткань, дублированную синтепоном (стежка) зеленого и красного цвета. Подкладка на синтепоне хорошо держит форму, однако в ней может быть слишком жарко в теплом помещении. Если так, то советуем использовать обычный (без синтепона) материал, дублировать его флизелином и простегать самостоятельно.

Описание работы
Шорты.
Состоят из деталей: передняя половинка шорт, задняя половинка шорт, косая бейка для отделки низа.
Приготовьте выкройку передней и задней половинки шорт. Идеальный вариант – прямые брюки на резинке (пижамные брюки). Раскроите. Выполните боковые швы. Выполните фигурную линию низа (см. эскиз). Низ изделия обработайте косой бейкой контрастного цвета. Выполните шаговые швы. Расшейте шорты пайетками (блестками) разных цветов. В кулиску вставьте резинку, примерьте шорты.

Жакет.
Состоит из деталей: передняя полочка, задняя полочка, косая бейка для отделки низа и горловины, рукав, деталь “ромбик”.
Кроим и шьем жакет по выкройке и описанию из любого журнала по шитью. Приготовьте разъемную молнию. Перед стачиванием швов рукава пристрочите детали “ромбик” (эта деталь на эскизе справа, размеры в натуральную величину – 15 х 9 см). Для этого отметьте линию на несколько см ниже верхней точки рукава. Ромбики наложите на изделие лицевой стороной к лицевой стороне, т.е. острым концом верх и расположите их так, чтобы пунктирная линия на них совпадала с вашей. Настрочите. Следующий ряд расположите в шахматном порядке, настрочите. И т.д. Утюжить не нужно. Стачайте швы рукавов, не прихватывая ромбики. Стачайте боковые и плечевые швы. Выполните фигурную линию низа (см. эскиз) и обработайте косой бейкой контрастного цвета. Вшейте разъемную молнию. Приметайте ромбики к горловине. Обработайте горловину косой бейкой контрастного цвета. Втачайте рукава. Расшейте жакет пайетками (блестками) разных цветов.

Шапочка-колпак.
Снимаем мерку с головы. Нам нужно знать расстояние от центра лба до темени (линия а) и охват головы (линия б). Строим выкройку половины колпака (высота произвольная).

Выкраиваем одну деталь из красного, другую – из зеленого материала. Каждую стачиваем по линии с, затем стачиваем друг с другом (вложив одну половинку в другую). Кроим околыш размером b+6 cm в длину и 4 см в ширину (в готовом виде 2 см). Пришиваем околыш к колпаку, вставляем мягкую резинку. Из серебристой или золотистой ткани вырезаем два кружка, присобираем по окружности, набиваем ватой. Пришиваем помпончики к колпаку. Колпак расшиваем блестками.

Грим.
Можно просто нарумянить щечки, можно использовать мотив “ромбы”.

Одеваемся. Арлекино готов.

Схемы, описание, эскиз, фото: Людмилы Орловой,
рисунок Арлекино: Елены Крампец,
координирование и верстка: Татьяны Евтюковой

Материал подготовлен специально для детского портала “Солнышко”
и опубликован 7 декабря 2006 года.

Только для личного использования! Перепубликация в других изданиях запрещена!

Коломбина из Комедии Дель Арте

Коломбина – рисунок Мориса Санда – 1860 год

КОЛОМБИНА (Columbina – в переводе с итальянского „голубка“) – считается очень интересным персонажем Комедии Дель Арте. Прежде всего это связано с тем, что до появления импровизированного театра, роли женщин играли мужчины – вспомните Шекспира. Комедия Дель Арте ввела на сцену женщину-актрису, раскрывая просто невероятные границы актерских талантов.

Коломбина – пердставляет собой влюблённую служанку (Inamorata) при хозяине Панталоне или Доктора. Кроме этого она помогает и своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые зачастую сами к ней неравнодушны. Таким образом, Коломбина является основным участником интриги действия северного варианта театра – Венецианского.

Её вечным воздыхателем был Арлекин, к которому Коломбина была в свою очередь неравнодушна. Педролино или Пьеро также пылал к ней любовью и в этом отношении выступал соперником своему другу Арлекину.

“Арлекин и Коломбина” Frank X. Leyendecker Cцена из Комедии Дель Арте неизвестного автора

Арлекин и Коломбина постоянно ищут уединения и вдвоём насмехаются и потешаются над комичным возлюбленным Панталоне и постоянно грустным и подавленным Пьеро.

“Арлекин и Коломбина” картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)

Обычно Коломбина была одета в пышное платье с кучей оборок и рюшек. Голову Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у Коломбины нет, но её лицо как правило сильно накрашено. Особенно сильно подведены её глаза. В более позднем театре начиная где-то с 18-ого века Коломбина все чаще появлялась в платье, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, из стилизованных цветных заплаток. По происхождению ведь она тоже была из небогатой девушки из провинции. Иногда в представлениях она выступала под именем Арлекина.

Элементы костюма Коломбины и платье Арлекины из цветных ромбов

По характеру маска Коломбина очень схожая с маской Арлекина. Коломбина была женской параллелью Дзанни. Она всегда в хорошем настроении, жизнерадостна и полна энергии и чувства юмора. Основным качеством Коломбины является кокетство, которое сопровождается женской проницательностью, очарованием и жеманством. Весёлая, милая, изящная, честная и порядочная.

“Объятия Пьеро” картина Гийом Сеньяк – 1895

Коломбину легко узнать в любом представлении, даже при условии, что часто меняется её имя. В разных регионах её называют по-разному: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта, Фантеска, Серветта, Смеральдина, Франческина. Она всегда непредсказуема, задорна, неожиданна, но всегда верна своим принципам.

Большую популярность получила во французском театре, где её крестьянские простецкие черты стерлись, а маска приобрела характер типичной французской субретки и изящной горничной, которая помогала своим господам в любовных интрижках.

Образ Коломбины очень полюбили символисты – она появляется у Блока и Маяковского. Сюжеты Комедии Дель Арте появились снова на театральных сценах.

Тамара Карсавина в роли Коломбины из балета “Карнавал” Дягилевских сезонов в Европе начала 20-ого века

Театр Комедии Дель Арте открыл по сути путь женщине на театральные подмостки. В настоящее время очень сложно себе представить современное театральное искусство без актрис, певиц, балерин и. неунывающей Коломбины.

Читайте также:  Рамки ручной работы
Ссылка на основную публикацию