Костюм “Василиса Премудрая”

Костюм “Василиса Премудрая”

Культура русских традиционных сказок, в которых народ пытался высказать свое национальное мироощущение, многообразна. Рассказчики, передающие истории из уст в уста, выдумали колоритных персонажей, которые окутаны ореолом таинственности.

Василиса Премудрая и Иван-царевич

Так, в национальных книгах встречаются летающая на метле Баба-Яга, хозяин подземного царства Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая, которая олицетворяет добро, заботливость и решительность. В основном эта девушка выступает как невеста главного героя, будь то Иван-царевич или Иванушка-дурачок, но первоначально героиню предстоит спасти, а потом уже жениться.

Образ и характеристика

Василиса Премудрая (Прекрасная) предстает в русских народных сказках красивой девушкой, обладающей аналитическим складом ума. Например, она умудрилась выполнить задание, данное Морским царем: героиня за одну ночь построила церковь из чистого воска. Василиса наделена магическими способностями, о чем свидетельствуют эти строки из «Царевны-лягушки»:

«Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди».

Правда, рассказчики не дают скрупулезного описания внешности и костюма этой девушки, обращая внимание слушателей на черты характера. К тому же в каждой сказке Василиса играет разную роль. В большинстве историй героиня приходится дочерью царю Черномору – повелителю морских вод и подводных обитателей, обладающему несметными богатствами.

Василиса Премудрая и морской царь

Некоторые проводят параллель между Василисой и Золушкой, так как у этих персонажей есть общие черты. Героиню ждал тяжелый каждодневный труд, коварная мачеха и злые сводные сестры, которые отправили девицу в заколдованный лес в услужение к Бабе-Яге. Но, вопреки ожиданиям недоброжелателей, старая ведьма, живущая в избушке на курьих ножках, не съела Василису, а оставила ее у себя.

Девушка вовремя выполняла поручения старухи с крючковатым носом. Дело в том, что красавице помогала кукла-оберег, подаренная покойной матерью. Здесь опять можно привести аналогию с девушкой, потерявшей хрустальную туфельку, ибо у нее тоже был магический помощник – крестная фея, обладательница волшебной палочки. В конечном итоге Баба-Яга отпустила Василису на свободу и, чтобы та не заблудилась в дремучем лесу, подарила ей светящийся череп, насаженный на шест. Эту иллюстрацию можно увидеть в работе художника Ивана Билибина.

Василиса Премудрая на картине Ивана Билибина

«Царевна лягушка» – пожалуй, самая популярная сказка о Василисе Премудрой, однако подобный сюжет с использованием антитезы встречается и в других странах, например, Италии и Греции. Произведение рассказывает о царе, у которого было три сына. Когда пришло время искать даму сердца, братья пустили по стреле, дабы выбрать себе невесту. Ивану-царевичу повезло меньше всех, потому что его стрела оказалась у лягушки. Но знал бы молодой человек, что в кожу земноводного облачена Василиса, жертва колдовских чар Кощея Бессмертного!

Несмотря на столь плачевное положение, девушка умудрялась справляться (при помощи колдовства или «мамок-нянек») со всеми заданиями царя, чтобы показать себя с наилучшей стороны: выткала ковер, испекла вкусный хлеб. Когда подходит время пира, Василиса сбрасывает лягушачью шкурку и предстает писаной красавицей, от которой невозможно оторвать глаз.

Василиса Премудрая в виде царевны-лягушки

Иван-царевич пожелал, чтобы его супруга осталась в таком облике навсегда, поэтому втайне сжег «одежду» девушки. Но царский сын сделал ошибку, из-за которой Премудрая обязана вернуться в Кощеево царство. Поэтому главный герой, вооружившись луком, отправляется на поиски злого колдуна, дабы освободить свою невесту.

Помимо прочего, Василиса умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. А в сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца трона, обитателя морского пространства.

Экранизации

Сказки о Василисе Премудрой не раз превращались в мультики и кинофильмы, а роль героини исполняли именитые актрисы. Рассмотрим несколько популярных фильмов.

«Веселое волшебство» (1969)

В 1969 году режиссером Борисом Рыцаревым была поставлена киносказка по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса». Сюжет картины вращается вокруг Кати: девочка случайным образом нашла волшебную «кощееву траву», которая может расколдовать Василису Прекрасную.

Светлана Смехнова в роли Василисы

Когда уборщица Акулина Ивановна, которая в прошлом была Бабой-Ягой, рассказала школьнице историю о Кощее, они отправились навстречу приключениям, чтобы одолеть злого волшебника и спасти заколдованную девушку. Роль Василисы досталась актрисе Светлане Смехновой, а других персонажей исполнили Марина Козодоева, Андрей Войновский, Валентина Сперантова, Елизавета Уварова, Валентин Брылеев и другие актеры.

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Режиссер Михаил Юзовский порадовал заядлых киноманов кроссовером по мотивам книги Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Картина рассказывает о том, как мальчик Митя Сидоров окунается в сказочные приключения и встречается с культовыми русскими персонажами, например, с Бабой-Ягой, которая предстает в облике доброй колдуньи.

Татьяна Аксюта в роли Василисы

Василису Афанасьевну Премудрую сыграла Татьяна Аксюта, которая поработала на одной съемочной площадке с Романом Монастырским, Татьяной Пельтцер, Александром Кузнецовым, Юрием Черновым и Натальей Крачковской.

«Чудеса в Решетове» (2004)

Режиссер Михаил Левитин показал любителям кинематографа оригинальную концепцию, поместив сказочных героев в современный мир. Персонажи вынуждены скитаться по свету. Они не могут оставаться на одном месте подолгу, ибо нестареющая Василиса и говорящий кот – это как минимум странно. Когда герои переезжают в провинциальный городок Решетов, там начинают твориться чудеса: то волшебная водица появляется в колодце, то бабушка Ядвига ночью летает на стиральной машинке.

Мария Глазкова в роли Василисы

В Василису перевоплотилась актриса Мария Глазкова, а в роли ее коллег по съемочной площадке выступили Алексей Панин, Татьяна Арнтгольц, Ольга Тумайкина и Евгений Кочетков.

«Реальная сказка» (2011)

Эта добрая кинолента рассказывает о сказочных персонажах, которые живут не в заколдованном лесу, а в современном мире, потому что люди перестали в них верить. Героям нужно зарабатывать на хлеб, поэтому они сменили амплуа: Василиса стала учительницей, Леший – бомжом, Кощей Бессмертный – олигархом, а богатыри – его охранниками.

Ирина Безрукова в роли Василисы

Образ Василисы достался актрисе Ирине Безруковой. Также в блестящий состав картины вошли Максим Шибаев, Анастасия Добрынина, Сергей Безруков, Леонид Ярмольник и Людмила Полякова.

«Последний богатырь» (2017)

«Последний богатырь» – это третий русскоязычный фильм от компании «Дисней». Режиссер Дмитрий Дьяченко поместил молодого московича, который привык ежеминутно пользоваться гаджетами, в сказочную страну Белогорье. Теперь Иван видит не обычных прохожих, а Лешего, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

Мила Сивацкая в роли Василисы

Описание Василисы Премудрой: какой должна быть русская женщина

Главная героиня большинства русских народных сказок – это Василиса Премудрая. Она является воплощением женского идеала, в котором сочетается ум и красота. Василиса Премудрая является главным женским персонажем русской народной сказки “Царевна-лягушка”. И эта сказка учит, что главное в человеке – это его внутренний мир, а не внешность. Поэтому Василиса Прекрасная предстает в образ лягушке, а только потом – царевны.

Краткое содержание сюжета

Чтобы составить описание Василисы Премудрой, нужно знать о чем говорится в сказке. Иван-царевич вместе с братьями по велению своего батюшки-царя решили найти невесту. Для этого они пускали стрелу, и на какой двор она упадет, там и их невеста.

Получилось так, что стрела Ивана оказалась на болоте, и его суженой стала лягушка. Но она оказалась необычной, она могла разговаривать, поэтому успокоила царевича, сказав, что все образуется.

Царь решил проверить, насколько его будущие невестки хозяйственны и умеют себя вести в обществе. Царевна-лягушка справлялась со всем благодаря тому, что она была заколдованной Василисой Премудрой. Иван-царевич узнал об этом и во время пира сжег лягушачью шкуру. Из-за его нетерпения Василиса оставила его.

Чтобы вернуть свою суженую обратно, Ивану пришлось победить Кащея Бессмертного. И Василиса Премудрая стала женой Ивана-царевича.

Почему героиня превращалась в лягушку

В описании Василисы Премудрой стоит выделить, что уже в ее имени сделан акцент на внутренний мир героини. И образ лягушки помогает донести до читателя мысль, что главное в человеке не внешность. И в русской женщине больше всего ценилось именно ее умение вести хозяйство и создавать в семье уют. Были важны ее внутренние качества.

И поэтому описание Василисы Премудрой следует начинать именно с того, что она предстает перед читателями именно в малопривлекательном облике лягушке. И то, как повел себя Иван-царевич – характерная реакция человека на некрасивую внешность. Но стоит отметить, что постепенно царевич привязался к своей необычной суженой именно благодаря ее внутренним качествам. То есть главного героя больше покорила не внешность, а характер героини.

Внешность главной героини

В описании Василисы Премудрой в “Царевне-лягушке” нужно сказать, что в сказке максимально стараются сконцентрировать внимание читателя на внутреннем мире героини. Поэтому подробно говорится о заданиях, которые дает царь девушкам. А вот конкретного описания внешности героини нет.

Читайте также:  Мангал своими руками

Если проанализировать внешний вид других героинь, то можно предположить то, как могла выглядеть царевна. Описание Василисы Премудрой могло быть таким: статная девушка с плавной походкой, длинной красивой косой и ясными голубыми глазами. Следует особо отметить то, что длинные волосы всегда считались основным признаком женственности, поэтому у всех героинь русских сказок была длинная коса.

Внутренний мир героини

Основной акцент в описании Василисы Премудрой из сказки нужно сделать на ее внутреннем мире. Ее характер наиболее полно раскрылся именно тогда, когда она выполняла задания царя. В описании Василисы Премудрой из сказки “Царевна- лягушка” следует отметить, что она была очень хозяйственна. Она умела готовить и вышивать, что очень ценилось в женщине.

Но стоит выделить и то, что несмотря на ее терпение, доброту и заботу об Иване-царевиче, она любила выделиться среди окружающих. Потому что во время пира она продемонстрировала свои способности: из еды и напитков сделала море и лебедей. Этим она подчеркнула свою особенность, исключительность и тем самым, она получила дополнительное преимущество перед невестами братьев. Однако девушка была знакома с правилами этикета и знала как вести себя в обществе, чем восхитила Ивана-царевича и царя.

В описании Василисы Премудрой нужно отметить, что она была воплощением идеала русской женщины. Она была не только красива, но и умна и умела вести хозяйство. В сказке “Царевна-лягушка” показано как Иван-царевич научился ценить человека прежде всего за его характер, внутренний мир, а не за красоту.

Вся сказка построена на противопоставлении главной героини, Василисы Премудрой и образа лягушки – царевны, которая умела делать все по хозяйству, и неумелых невестах других царевичей. Благодаря этому образ Василисы получился выразительным и стал отражением представления русского народа о настоящей женщине.

Василиса Премудрая

Еще одним сказочным героем, получившим прописку на Сказочной карте России, стала Василиса Премудрая.

Василиса Премудрая – один из самых любимых и известных персонажей русских народных сказок, одна из двенадцати дочерей Водяного / Морского Царя, героиня сказки “Морской царь и Василиса Премудрая”

Не могу сказать, что существует какой-то устоявшийся образ Василисы Премудрой и точноe описание, как онa должна выглядеть.

Ну вот некоторые художники так изображали Василису и вообще дочерей Морского / Водяного царя (в континентальной России морем считались, например, Ладожское или Онежское озера, и властелин водоема такой величины был Морским царем).


И.Я Билибин Иллюстрация для “Водяного царя и Василисы Премудрой” 1931 год
Иван Царевич выбирает жену из 12 дочерей Водяного царя, и это Василиса Премудрая.


Почтовая карточка “Морской царь и Василиса Премудрая”.СССР. Художник А. Куркин (Палех) 1970 год


Денис Молодкин. Шкатулка “Морской царь и Василиса Премудрая”


Виктор Бритвин “Василиса премудрая и Морской царь. Погоня

В общем, и блондинка, и брюнетка, и в боярском платье, и в сарафане.

Что касается киноизображения, то мы все знаем фильм “Варвара-коса, длинная коса”, который в 1969 году снял режиссёр Александр Роу, использовав сюжет как сказки о Василисе, так и сюжет сказки Василия Жуковского “Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери”, да еще и имя героине дал, какое лично ему нравилось.


Советский фильм 1969 года “Варвара-коса, длинная коса”

То есть Варвара то по фильму дочь Морского царя, да вот только не та, не из той сказки. Не Василиса Премудрая.

А та самая Василиса Премудрая проживает сейчас в городе Ю́жа Ивановской области.

Зовут Василису Премудрую Василина Крюковская

И история у нее совершенно сказочная.

Семья Крюковских занялась развитием сказочного туризма в 2009 году. Василина тогда оканчивала палехское художественное училище, и это сoвпало с экономическим кризисом в стране. Художникам работы было не найти, и Василине как безработной предложили пройти переобучение в школе сельского туризма и открыть гостевой дом при поддержке центра занятости населения. Василина согласилась.

Так совпало, что родители Василины владели в Юже двумя аптеками, которые открыли в 90-е, пытаясь хоть как-то наладить жизнь, а в период экономического кризиса дела пошли так, что они задумались о перепрофилировании. И вот одно из аптечных зданий и решили сделать гостевым домом. Получили грант 58 800 рублей на поддержку бизнеса и принялись за дело.


Окрестности гостевого дома. Он расположен в парке.

Чтобы научиться на практике, как вести подобный бизнес, они съездили в город Плёс в гостевой дом “Частный визит”, чтобы познакомится с похожим бизнесом, единственным в Ивановской области, который умел держаться на плавy и не разорился. Хозяйка “Частного визита” тоже приехала к ним в гости, все посмотрела и дала важные советы, как надо устраивать гостевой дом, чтобы не прогореть. Южа – не Плёс, Волги нет, кто туда просто так поедет, даже если у вас тут будет евроремонт? Нет, нужна “экзотика”. Что-то народное, деревянное, сказочное.


Гостевой дом “Русская дача”.

После этого стало понятно, что денег на нужную отделку помещения нет и взять неоткуда, потому что все уже было потрачено на закупку материалов для “евроремонта”.

Но Василина же художница. Ну вот она и продемонстрировала талант. И потолок расписала, и печку, и стены, где в самом начале бизнеса простой фанерой пришлось обойтись. И получилось сказочно красиво.


Гостевой дом “Русская дача”.

Гостевой дом открылся для посетителей 1 марта 2011 года, но тогда это еще не был дом Василисы Премудрой. Домом Василисы он стал, когда Крюковские присоединились к сказочному оператору Волга-тур в 2012 году.


Гостевой дом “Русская дача”.

Гостевой дом “Русская дача”.

Ну я не думаю, что надо объяснять, сколько труда, любви и души было вложено в этот проект. Наверное, совсем ничуть не меньше, чем в Яренске у Матушки Зимы. И каким-то образом этот гостевой дом тоже стал сказочной душой Южи.

Южа – городок старинный, упоминается еще в середине XVI века. Исторически, как и многое в Ивановской области, был завязан на текстильную и швейную промышленность. В СССР стал моногородом. Население 13 тысяч человек. Ну я думаю, что объяснять, что с такими городками случилось в 90-е, не надо. Не совсем Яренск, где живет Матушка Зима, но сильно похоже. Я вообще в ЖЖ прочитала пост, написанный энное количество лет назад, где говорилось, что Ивановская область – самая бедная область России, а Южа – самый ее бедный город. Статистики, правда, не видела.

Жители Южи с большим энтузиазмом отнеслись к сказочному проекту и подарили гостевому дому Василисы Прекрасной много старинных вещей и мебели. Рушники, наличники, стулья, комоды, сундуки. Посмотрев, что Крюковские делают со всеми этими вещами, начали что-то даже копировать, возвращать наличники на окна, например. Власти Ивановской области тоже оказали посильную помощь и поддержку.

Василиса в долгу у горожан не осталась и бесплатно организует для местных детишек Новый год, а для ветеранов празднование 9 мая. Еще там совершенно бесплатно принимают детей из детских домов, детей-инвалидов и детей из коррекционных школ.

В 2014 году Василису Премудрую заметил Ростуризм и пообещал финансировать поездки по стране для обмена опытом. И дела пошли так, что в 2018 году Центр информационных коммуникаций “Рейтинг” и журнал о внутреннем и въездном туризме “Отдых в России”, в рамках проекта “Национальный рейтинг” в номинации “Музей сказочного героя” дали бренду “Василиса Премудрая” из Южи третье место.

Абсолютно все Крюковские делают сами, своими руками и своими силами. Шьют костюмы, расписывают интерьеры, придумывают программы, готовят вкуснейшее угощение.


И люди, побывавшие у них хоть раз в гостяx, обычно возвращаются в гости снова.

Благодаря гостевому дому Василисы Премудрой в городе Юже начали активно развиваться и другие проекты – Народный дом, Mузей кукол, образовательный проект Дом ремесел, даже местный хлебозавод. Ну и по окрестным городкам гостей возить не забывают – Холуй, Палех, Ивановo, Плес.


Народный дом


Oбразовательный проект “Дом ремесел”

В Юже с размахом начали проводиться праздники и фестивали, например, Масленицy, Рождество и Новый год. В частности, прямо сейчас организуются туры к Василисе под названием “Южа. Новый год с бабой Ягой”

Хотя и индивидуально без группы можно приезжать, там очень много чем можно заняться, скучно ни на минуту не будет.
https://vk.com/id174508670
http://yuzha-dacha.ru/
http://yuzha-dacha.ucoz.ru/

Вот такая волшебная сказка. Как сказочная героиня проходит огонь, воду и медные трубы, добро побеждает зло, а жизнь в конце концов налаживается, надо только по-настоящему этого захотеть.

Костюм “Василиса Премудрая”

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Читайте также:  Немного о гирляндах

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Костюм “Василиса Премудрая”

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

Читайте также:  Декор уличного ковра

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Развлечение «В гости к Василисе Премудрой» (старшая группа)

Ирина Чекалова
Развлечение «В гости к Василисе Премудрой» (старшая группа)

Цель: используя материалы сказок, формировать разносторонне-развитую, творческую личность, способствовать социализации ребенка в обществе.

продолжать работу над использованием плана – схемы детьми, закрепить знания ранее изученных сказок, учить поддерживать диалог со взрослыми, отвечая на его предложения словами или действиями, вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Развивающая:

развивать речевые, творческие, коммуникативные способности посредством перевоплощения детей в знакомых героев сказок, умение анализировать характеры персонажей, опираясь на ранее изученный материал.

воспитывать чуткость, доброту, умение сострадать и сопереживать на примере героев сказок, чувство прекрасного и интерес к чтению.

Василиса Премудрая

– картинки с изображение сказочных животных;

– яблонька с яблоками,

– мягкие строительные модули,

– план – схема теремка,

– костюмы для сказки «Репка»,

– медали для детей.

Ход развлечения:

Василиса Премудрая:

Дверь тихонько отворится

В сказку тихо заходите

Ждет нас сказка впереди

Только тихо не шуми.

Василиса Премудрая:

– Здравствуйте, ребятушки. Здравствуйте, милые! Я, Василиса Премудрая – много сказок знаю. А вы, наверное, очень любите сказки слушать. А я за то сказки люблю, что в них добро всегда побеждает. И мы сегодня будем играть, сказки слушать и добро совершать. Вот вы мне и поможете доброе дело сделать! Я своим лесным друзьям – зверятам связала рукавички, а они их перепутали. Помогите разобраться. Нужно найти каждой рукавичке пару.

(Дети выполняют задание)

Василиса Премудрая:

– Присаживайтесь. Я знаю, что вы любите играть и предлагаю вместе сыграть в сказочную игру добавлялки. Но при этом, вам надо быть очень внимательными и суметь отгадать сказочных героев.

Ок-ок-ок стоит в поле … теремок

Ок-ок-ок- покатился … колобок

Су-су-су петушок прогнал … лису

Цо-цо-цо снесла курица … яйцо

Анна-ана-ана несут лебеди … Ивана

Ёк-ёк-ёк не садись … на пенек

Ят-ят-ят серый волк не съел … козлят

Василиса Премудрая:

– Молодцы ребята. Хорошо у вас работает язычок. Мне приятно, что вы знакомы с героями сказок. Вы же знаете, что я умею творить волшебство. У меня есть волшебное семечко от яблочка. Сейчас мы с вами его посадим. (яблоко дать всем деткам поддержать) А что бы оно выросло, что нам нужно сделать? (взрыхлить землю, присыпать землей, полить водой). Вот мы с вами все сделали и теперь ему необходимо тепло и свет, и наше терпение. Глазки закрывайте, и посидите тихо.

Ты расти, расти яблонька,

Ты качай, качай ветками.

Наливайтесь яблоньки непростые,

Наливные да волшебные. (шепотом)

(вноситься яблонька накрытая)

Василиса Премудрая:

– Давайте посмотрим на нашу яблоньку. На ней висят яблоньки наливные, да, наверное, непростые. Посмотрим, что же в наших яблочках есть.

(картинки из сказок) Отгадайте ребята, кто изображен на этих картинках и из какой сказки этот герой.

(Полные ответы детей)

Срывает ребенок яблоко №2

«Стоит в поле теремок, он не низок ни высок».

Из какой это сказки?

(Полные ответы детей)

Вспомните дети, что произошло, когда пришел медведь?

Давайте посмотрим, как на самом деле все происходило

(предлагается для просмотра видео – сказки, 1 минута).

(В зал входит медведь)

Ой, беда, сломал я теремок,

Что же делать, подскажите?

Как же быть мне, помогите?

В нашем лесу строитель – бобер дал мне чертеж теремка, разобраться в чертеже не могу.

Василиса Премудрая:

– Медведушка, не переживай. Мы тебя пожалеем и поможем. Давайте дети пожалеем медведя

(Дети строят теремок по чертежу из мелких модулей, которые принес медведь).

– Молодцы ребята, научили вы меня строить теремок. Спасибо вам и тебе спасибо Василиса – Премудрая. Теперь я со зверями тоже такой построю. До свидания.

(Дети прощаются с медведем)

Срывает ребенок яблока №3

Как называется сказка про то, что в землю родиться, на стол сгодится, впятером тянули, вшестером вытянули? (репка)

Василиса Премудрая:

– Правильно, это сказка называется «Репка». А давайте вспомним героев этой сказки (ответы детей). А теперь мы попробуем сыграть в эту сказку.

Дети обыгрывают сказку «Репка»

Василиса Премудрая:

Из домика вылезает заспанный домовой

Кто мне спать не дает?

Что за шум, что за гам?

Это что за тарарам?

Василиса Премудрая:

– Ой, Домовой, мне тебя разбудили?

Дети давайте попросим прощение

(Полные ответы детей)

– Прости нас Домовой.

– Уже прстил, потому что всех вас люблю. Пашу, Полю, Свету, Настю и т. д. А что же вы так шумели, мне очень интересно узнать, что же здесь происходило?

– Мы в сказку играли, загадки отгадали, медведю помогли и т. д.

– Ой, молодцы, я тоже люблю сказки, у меня даже есть волшебная шкатулка, только открыть её не могу. Заколдовала её Баба-Яга, знаете такую, тоже в сказках живет.

(можно спросить какие сказки дети знают с участием Бабы – Яги)

Василиса Премудрая:

– Домовой не переживай, мы тебе поможем, есть у нас еще яблоко – волшебное. Если дети выполняют задание, шкатулка твоя откроется.

Срывает ребенок яблоко №4

Спеть добрую песенку.

Все дети любят сказки (С. М. Соснин и Е. А. Косцова)

1. Все дети любят сказки,

Волшебный добрый мир,

Хорошую развязку,

В конце – веселый пир.

2. Мы наше представленье

Закончить не спешим

И всех на угощенье

Ах, какая прелесть!

В сказке солнце,

Дождь и листьев шелест.

С ней не торопись.

– Ой, молодцы ребятишки, шкатулка сама открылась – ой, а в ней, что то есть. Это волшебные сказки, я их дарю вашей группе, будем вместе читать и меня вспоминать. До свидания, ребята.

(внутри подарок – книга со сказками)

Василиса Премудрая:

– Ну, вот ребята, осталось только одно яблоко, самое большое, давайте посмотрим, что в нем.

(в яблоке лежат медали – за доброе сердце,

– за добрые слова,

– за добрые мысли,

– за добрые глаза,

– за добрую улыбку,

Василиса Премудрая:

– Вам понравилось у меня в гостях? А что мы с вами сегодня доброго сделали? (высказывания детей, обсуждение). Так что же такое добро? Приходите еще, я очень буду рада встрече с вами.

«Мы корабль построим сами, поплывём под парусами.» «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами.» Цель: Побуждать детей вступать в игровое взаимодействие друг с другом, поддерживать.

Перспективное планирование театрализованной деятельности с детьми 2 младшей группы Перспективный план театрализованной деятельности с детьми 2 младшей группыСЕНТЯБРЬ1 неделя Занятие 1 Программное содержание: Развивать у.

Ссылка на основную публикацию