Мексиканская роспись

Мексиканский череп: история, необычные факты

Мексиканский череп – это очень распространенный сегодня символ, который можно увидеть в самых разных сферах. Он вдохновляет модельеров одежды, аксессуаров и товаров для дома, гримеров и визажистов, тату-мастеров и декораторов, художников, скульпторов и дизайнеров всех мастей.

Может показаться, что расписанный разноцветными завитушками череп несет в себе угрожающий смысл или негативную энергию. Но стоит узнать об этом символе побольше, как отношение к нему меняется на противоположное. Наша статья ответит на вопросы тех, кого заинтересовали необычные черепушки. А небольшая подборка красочных иллюстраций только подтвердит, что этот образ вовсе не страшен.

История символа

Существует много имён, которыми называют этот образ. Наиболее распространенные из них – это калавера, мексиканский или сахарный череп.

История черепа связана с Мексикой. Там он олицетворяет День мертвых – древний праздник, который родился в результате слияния древней местной культуры и традиций испанских конкистадоров.

Миссионеры привезли на материк новую религию и новые обычаи. Одним из них был День всех святых. Празднующим полагалось жертвовать деньги в пользу церкви, что должно было помочь усопшим родственникам в загробном мире.

Но языческие традиции смотрели на смерть иначе. Местное население не считало чей-то уход из жизни горем, а о страданиях душ в чистилище там и вовсе никто не знал. Усопших в Мексике поминали во время праздников, названия которых вряд ли можно выговорить с первого раза: Микаилуитонтли и Сокотуетцтли. Однако ни один из этих дней не был скорбным. Наоборот, население веселилось.

Не стоило ожидать, что прожженные язычники мгновенно научатся грустить по указке пришельцев из Старой Европы. Этого не произошло. Праздники как были веселыми, так и остались. А в местные церкви туземцы несли не золото, а дары: сочные фрукты, нежные цветы, зрелое зерно. Причем адресовались подарки вовсе не церкви, а непосредственно отошедшей в лучший мир родне.

Смешение обычаев породило единый праздник, получивший название Диа де лос Муэртос. Одним из главных атрибутов мероприятия стал необычный персонаж – Катрина Калавера. Она представляла собою скелет, но не простой, а украшенный всем, чем только можно, и наряженный в роскошное платье. А как же? Праздник все-таки!

Именно в честь этой дамы мексиканцы и начали готовить угощение – сахарные черепа, украшенные разноцветной глазурью. Позже тот же мексиканский череп стали использовать для прочей атрибутики: гирлянд, уличных фонарей, нарядов, масок и многого другого. С годами разнообразие сфер применения только увеличивалось, ведь этот образ стал своеобразным символом страны. Но череп калавера стал настолько популярным, что его можно встретить практически повсеместно.

Макияж и грим «Череп мексиканский»

Сегодня любители красочных черепов есть во всем мире. Этот образ вдохновляет гримеров и визажистов. В наше время макияж «Мексиканский череп» на Хэллоуин, карнавал или костюмированную вечеринку – довольно распространенное явление.

Справиться с задачей несложно даже тому, кто не имеет специального образования. Достаточно владеть базовыми навыками нанесения косметических средств. Если вы решились на подобный эксперимент, наша небольшая шпаргалка поможет в этом.

  1. Основной тон лица обычно светлый. Он может быть даже белым или серебристым, но если такие радикальные преображения вам не по нраву, используйте обычный тональный крем, цвет которого на несколько оттенков светлее вашего «родного».
  2. Выделяйте область вокруг глаз. Обычно ее делают черной, фиолетовой, темно-зеленой. Можно использовать и другие оттенки, в том числе золото и серебро.
  3. Губы обычно окрашивают в цвет основного тона лица. А от углов рта к щекам проводят тонкие линии, нанося на них перпендикулярные черточки, чтобы придать сходство с черепом.
  4. Кончик носа тоже следует выделить темным.
  5. Можно и даже нужно использовать стразы и прочие декоративные элементы (их можно закрепить с помощью клея для накладных ресниц).
  6. С помощью тонких карандашей для макияжа на щеках, подбородке и лбу можно нарисовать цветы.

Маска в стиле Де лос Муэртос

Какой же карнавал может обойтись без этого аксессуара? В продаже существует огромное множество готовых масок, но вы можете изготовить эту стильную вещицу и собственноручно. Для этого вам понадобится белая однотонная маска-основа, которую можно найти в любом отделе праздничной атрибутики. Маска «Мексиканский череп» (женский) может быть расписана обычными акриловыми красками по тому же принципу, как делается макияж: темные области вокруг глаз и на кончике носа, роспись цветами, украшения из страз. Хотите большей декоративности? Вспомните, чем индейцы украшали Катрину Калаверу, и используйте те же материалы. Розы из фоамирана или пластика, кружево, бусины и банты гармонично впишутся в общий стиль.

Черепа на подиуме и в повседневной моде

Те, кто следит за модой, наверняка уже сейчас вспомнили об одном из самых знаменитых и именитых любителей черепов – Александре Маккуине. Он использовал этот элемент для создания сумок, обуви, одежды, украшений, аксессуаров. Его модели, в которых переплетаются роскошь и мрачная готичность, уже не раз покоряли модный мир своим своеобразным шармом.

Череп в мексиканском стиле можно нередко увидеть и на повседневной одежде. Причем он одинаково популярен среди любителей принарядиться обоих полов.

На иллюстрации выше представлена модель из недавней коллекции ZARA. Немало украшенных сахарным черепом моделей можно встретить и в каталогах модного молодежного бренда Pull&Bear.

Аксессуары для дома

Наверняка вы обратили внимание на коллекцию забавных диванных подушек (фото ниже), которые украшает мексиканский череп. Этот аксессуар для дома, а также множество других в том же духе, сотворили китайские дизайнеры. В Поднебесной калавера тоже нашла множество почитателей. Сегодня в продаже легко можно отыскать шторы, постельное белье, посуду и другие товары для дома. А один из самых знаменитых производителей игрушек, американская компания «Маттел», выпустила даже куклу Скелиту, мэйк которой выполнен в лучших традициях Дня мертвых.

Мексиканский череп в тату-искусстве

Мастера тату давно облюбовали этот выразительный сюжет для своих работ. Череп может быть выполнен как в черно-белых тонах, так и в ярких красках. Чтобы сделать татуировку гармоничной и завершенной, ее дополняют розами, бусами, кружевами и лентами.

Как видим, образ действительно не несет в себе ничего ужасного. Напротив, его самобытная эстетика часто вдохновляет тех, кто мыслит позитивно и верит, что земная смерть – это лишь начало следующего этапа.

Солнце и позитив. Ручная роспись в стиле «Талавера»

Серия работ в стиле росписи талавера особенная – яркая, жизнерадостная и потому очень летняя и солнечная. Источником вдохновения послужила Мексика – теплая, сказочная страна. А, точнее, мексиканская керамика, известная среди ценителей, как «талавера».

Роспись в стиле «талавера» сочетает колоритные геометрические узоры, национальные орнаменты, местные флору и фауну, сюжеты из мексиканского фольклора.

В стиле «талавера» мною расписаны декоративные тарелки, кухонный фартук и багеты из керамической плитки для интерьерных зеркал.

Мексиканская керамика. Немного истории

Стиль мексиканской керамики «талавера» (TalaVera) – один из самых колоритных и узнаваемых. История его началась давно – с появлением в Мексике первых испанских переселенцев, конкистадоров – отчаянных покорителей Америки. Поэтому «талавера» представляет собой некий взрывной микс культур – европейской, испанской, арабской и мексиканской. Не удивительно, что стиль получился таким темпераментным, красочным. Испанцы всегда следовали правилу: чем ярче дом, тем ярче жизнь.

Искусство глазурованной керамики процветает в Мексике и сейчас. Мастера-керамисты производят из местной глины самые разные изделия: плитка, барельефные панно, посуда, тарелки и подносы, вазы, скульптуры и статуэтки, картины, которые затем вручную расписывают художники.

Традиционный орнамент в Мексике весьма в чести. И во всем мире высоко ценится керамика, сделанная по старинной технологии и искусно расписанная в этническом стиле.

И вот этот стиль росписи я решила перенести на кухонный фартук, декоративные тарелки и зеркала. Рисунок выполнен в технике авторской надглазурной росписи, обжиг в муфельной печи при температуре свыше 800 градусов придает поверхности характерный стеклянный блеск и делает изображение практически вечным.

Ручная роспись в стиле «талавера» в интерьере

Роспись в стиле «талавера» – это в первую очередь замысловатый орнамент, геометрический и растительный. Национальный колорит проявляется в хитросплетении узоров, который придумали еще мастера прошлого и в насыщенных природных цветах.

Стиль «талавера» неразрывно связан с природой. Колористика словно позаимствована у неба, солнца, растений. Кстати замечено, что все природные оттенки, даже яркие, не раздражают и не надоедают со временем, напротив, способствуют умиротворению, душевному и физическому релаксу, поэтому подходят даже для любителей спокойных интерьеров. А традиционность росписи придает интерьеру классическое благородство.

«Талавера» – это стиль деталей. Выраженный в предметах декора, настенной росписи, он способен вдохнуть настроение в любой интерьер. «Талавера» словно одаривает пространство светом, создает ощущение природной свежести, позитивной энергетики, чего-то живого и радостного.

Бокалы для чая

Декоративные тарелки

Декоративные настенные тарелки в стиле «талавера» – прекрасный способ оживить пространство. В помещении, где царит дух Мексики, всегда присутствует солнышко, которое приносит море радости, счастья и веселья.

Декоративные тарелки настенные можно красиво расположить на полочке или нише в стене, расставить рядами на полках буфета или стеллажа, а можно и закрепить непосредственно на стене.


Настенные часы. Роспись

На кухне и в гостиной мы проводим значительное время, поэтому хорошо создать здесь атмосферу легкости и жизнерадостности. «Мексиканские» часы отлично с этим справятся. Яркие природные оттенки несомненно будут способствовать хорошему настроению и аппетиту.

Роспись кухонного фартука

Несмотря на свою яркость, колористика талавера легкая, и будет отлично смотреться не только в виде предметов декора, но и на стенах. Например, на стенах кухонного фартука. Талавера подходит для кухонь в любом стиле – кантри, классика, монохромных, минималистичных, и сразу наполняет кухню солнечной энергией, напоминает о мексиканской кухне и дарах природы, делает пространство светлее, уютнее. В таком помещении приятно готовить, собираться вместе с семьей и друзьями.

Читайте также:  Амигуруми. Куколка Олененок

Настенные зеркала

Зеркало в интерьере перестало быть просто функцией – поверхностью с отражением. Сегодня зеркалами играют, с их помощью украшают интерьер. Как – смотрите сами!

Чем интереснее декорировано зеркало, тем больше внимания оно притягивает к себе. А значит, само по себе становится элементом украшения интерьера.

Мексиканский стиль: особенности

Этнические стили в интерьере — это всегда игра в имитацию: воссоздавать их полностью в российских квартирах решаются немногие (честно говоря, мы не видели подобных примеров, но допускаем, что где-то за закрытыми дверьми есть смельчаки, решившиеся на это), зато отдельно взятые элементы, характерные для редкого интерьерного стиля, помогут создать уникальный эклектичный интерьер. Мы уже рассказывали об индийском, марокканском, колониальном и китайском стилях, на очереди не менее интересный — мексиканский.

Американские дизайнеры давно уже используют характерные для Мексики приемы, и мы сегодня рассмотрим, какие именно.

Содержание:

Мексиканский стиль в интерьере: отличительные черты

  • Яркие, глубокие цвета: красный, малиновый, терракотовый, горчичный, темно-зеленый, синий, коричневый.
  • Обилие разных цветов в одном помещении — колор-блокинг, как бы это назвали сейчас.
  • Деревянная мебель (сосна, орех, вишня).
  • Крашеные стены или обои под покраску (фактура — грубоватая, с шероховатостями).
  • На полу — плитка с декоративными вставками.
  • На потолке — деревянные балки или бамбуковые стебли.
  • Узорная плитка на кухне и в ванной.
  • Ниши в стене, заполненные декором в виде статуэток или зеркал в резных рамах.
  • Керамическая посуда, тарелки на стенах.
  • Обилие тематического декора: ярких картин, статуэток, подсвечников.
  • Наличие кактусов (уж мы-то знаем, как их привнести в интерьер в виде декора и принтов).
  • Деревянные жалюзи или цветные ставни на окнах (со ставнями можно экспериментировать на даче, например).
  • Пестрые коврики из пальмовых волокон.

Кухня

Для кухонь в мексиканском стиле характерны деревянные кухонные гарнитуры (возможно, цветные), балки на потолке, узорная плитка на фартуке или на полу (смотрите нашу подборку «Узорная плитка в интерьере: кухня и гостиная»), открытое хранение (причем посуда, которую выставляют на показ, — керамическая или глиняная), спрятанная за фасадами техника, отсутствие люстры (только подвесные лампы или встроенные в потолок светильники) и деревянный стол со стульями.

Соблюдение двух-трех пунктов из перечисленных выше обеспечит вам необходимые намеки на этнический стиль, не превращая городскую квартиру в пародию. Не забывайте, что за открытыми полками нужен более тщательный уход, который требует самодисциплины.

Гостиная и спальня

Основная беда адаптации этнических стилей к российским реалиям в том, что, как правило, в странах, где родился тот или иной стиль, выбор цветовой гаммы и материалов диктовался погодными условиями и добычей отделочных материалов национальными предприятиями. Так, в Мексике круглый год светит солнце, и любые яркие цвета смотрятся на стенах весело и жизнерадостно. В России же, где пасмурных дней гораздо больше, чем в стране текилы и сомбреро, некоторые цвета могут смотреться «грязными» или тусклыми. Поэтому прежде чем делать выбор в пользу того или иного цвета, купите баночку краски и сделайте выкрасы, а затем посмотрите, как цвет ведет себя при свете дня, в тени и при искусственном освещении.

Для гостиных в мексиканском стиле характерны ковры на полу, добротная кожаная или обтянутая тканью мебель, обилие картин на стенах (в Мексике вообще не очень любят пустые пространства: при отсутствии картин стены могут завесить музыкальными инструментами, шляпами, зеркалами и тарелками, передающимися из поколения в поколение) и разномастные цветные подушки на диване (кажется, что каждая из них сделана вручную и подарена кем-нибудь из родственников).

Особенность мексиканских спален в том, что они очень яркие (не все спокойно засыпают, если стены красные или желтые, поэтому экспериментируйте осмотрительно). Эта яркость может проявляться в выборе цвета стен, изголовья у кровати или десятка подушек, кинутых на постель. В Мексике не боятся смешивать цвета между собой, и жителям солнечной страны явно понравились бы наши подборки:

  • Зеленый с розовым : 50 примеров необычного цветового сочетания
  • Оранжевый с голубым: 20 примеров яркого цветового сочетания
  • Синий с зеленым : 40 примеров природного цветового сочетания
  • Розовый с оранжевым : 30 примеров цветового сочетания
  • Лиловый с бирюзовым : 20 примеров небанального цветового сочетания
  • Оранжевый с желтым: 30 примеров сочного цветового сочетания

Ванная комната

Ванные комнаты в мексиканском стиле приветствуют керамические раковины с узорами (такие любят и в испанском стиле), зеркала необычных форм и сочетание синего, терракотового и желтого. Одно можно сказать точно: утренние сборы в такой ванной будут пробуждать не хуже будильника, ведь интерьер тоже может дарить энергию.

Надеемся, что мексиканский стиль вас заинтриговал!

Дайджест Квартблога

Ранчо Джейн Фонды в Нью-Мексико – Если всегда верными помощниками красавицы Джейн Фонды в деле прекрасной внешности были спорт и здоровый образ жизни, то теперь к ним присоединилась еще и тихая размеренная жизнь на свежем воздухе среди книг, ковров навахо, антиквариата и быстрых лошадей.

Отель в Мексике – Владельцы отеля Hacienda San Angel в мексиканском Пуэрто-Вальярта не просто создали комфортные условия для отдыха постояльцев, а по крупицам собрали для них особый мир, где они смогут почувствовать себя королями, принцессами, рыцарями или их прекрасными дамами.

Маленькая Мексика – Полуденное солнце заливает комнату, не обращая внимания на жалюзи; выбеленные стены отражают свет, делая его еще ярче; на этом фоне пестрые подушки становятся почти кричащими. Перед нами типичная мексиканская обстановка.

Симпатичный дом в Мексике – Восхитительная работа Martyn Lawrence Bullard. Яркие орнаменты великолепно сочетающихся цветов задают пространству ритм и делают его просто очаровательным — берем на заметку.

Ранчо дизайнеров в Мексике – В этом старом доме живет семья дизайнеров мебели Хорхе Алмады и Анны-Марии Mиди. В своем интерьере они постарались сохранить традиции их живших здесь предков и отдать дань почтенному возрасту здания.

Две необычных мексиканских церкви

За 18 дней своего путешествия по Мексике в рамках тура «Сокровища Пернатого змея» мы видели десятки самых разных церквей. Хочу рассказать о двух, которые показались мне самыми необычными.

В самом начале нашего путешествия мы останавливались в небольшом городе Сан-Мигель де Альенде, административном центре муниципалитета в штате Гуанахуато. В этом городе, основанном в середине XVI века, сохранились многие памятники колониального периода, поэтому он внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но неподалеку от Сан-Мигель-де-Альенде, километрах в пятнадцати, в небольшой сельской общине Атотонилько есть еще один объект из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это Святилище Хесус-Насарено де Атотонилько.

Это бывшее иезуитское святилище, посвященное Иисусу из Назарета, основано в 1740 году священником, отцом Луисом Фелипе Нери де Альфаро, который хотел построить церковь, подобную храму Гроба Господня в Иерусалиме.

Святилище состоит из большой церкви и нескольких небольших часовен. Стены церкви высотой десять метров, что делает её похожей на крепость. Есть еще двадцатиметровая башня с часами.

Мы шли к храму, а мимо, не обращая внимание на реконструкцию дороги, гоняли на велосипедах мексиканские мальчишки.

Церковь, которая имеет один неф без купола, строили восемь лет, она была освящена в 1748 году. В главном алтаре помещен образ Иисуса из Назарета. Скульптура выполнена из дерева и украшена туникой из ткани.

Церковь поражает сразу своими необычными интерьерами, как только в нее входишь! Стены и потолок полностью покрыты фресками, скульптурами и картинами в стиле, который называют мексиканское народное барокко.

На потолке и стенах практически нет свободного места. Росписи выполняли в течение тридцати лет. Большую часть выполнил Антонио Мартинес де Покасангре, остальные — Хосе Мария Барахас. За эту роспись комплекс называют «Сикстинской капеллой Мексики».

На потолке в главном нефе рассказывается история жизни и смерти Иисуса в соответствии с Евангелием. Изображения сопровождаются стихами Филипа Нери, текстами из Библии или Евангелий.

Часовен несколько, самая красивая — Капилла-дель-Росарио, построенная в 1763 году. В позолоченном алтаре установлено изображение Богородицы Розарии, а вокруг пятнадцать картин, написанных на зеркалах с сюжетами из жизни Розарии.

Свод часовни разделен на сегменты. На боковых сегментах изображена морская битва, где обстреливают друг друга корабли с турецкими и испанскими знаменами. Это битва при Лепанто 1571 года, когда флот Венецианской республики и Испанской империи нанес крупное поражении Османской империи. Считают, что победа была одержана благодаря поддержке Богоматери Росарии.

Церковь Иисуса из Назарета в Атотонилько связана с событиями мексиканской войны за независимость начала XIX века. После провозглашения независимости Мексики от Испании, предводитель восставших священник Мигель Идальго останавливался здесь со своею армией. Он взял в церкви и прикрепил на знамя повстанческой армии изображение Пресвятой Девы Гваделупской. Мадонна стала покровительницей движения за независимость.

Икона Пресвятой Девы Гваделупской находится в часовне Святой Росарии.

Еще одна интересная часовня — часовня Святого погребения (Capilla del Santo Sepulcro). Фрески здесь изображают смерть, погребение и воскресение Христа.

Последняя из построенных отцом Филипом Нери часовня — Часовня на Голгофе. Она имеет форму креста и увенчана куполом. Три алтаря содержат скульптуры, изображающие распятие, агонию и снятие с креста Христа после его смерти.

Этот храм еще знаменит тем, что в росписи стен и потолков можно увидеть в различных религиозных сценах изображения дьявола.

Читайте также:  Вязаные тюльпаны крючком

Этот комплекс изначально был построен как иезуитское святилище, место для покаяния согласно учениям основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. Во время страстной недели последователи учения Лойолы носят терновые венцы и практикуют духовные упражнения согласно этому учению.

В церкви находится скульптура Христа в крови, привязанного к какой-то опоре. Эту скульптуру с 1812 года накануне Страстной недели проносят в шествии из Атотонилько в Сан-Мигель и обратно.

Мы вышли из церкви, у входа бабульки не возражали получить монетку в обмен на снимок. Но одна меня все-таки обманула и в последний момент наклонила голову.

Поскольку церковь имела важное значение в борьбе за независимость страны, рядом с нею установлен памятник, на котором написано «Свобода». Рядом знак RUTA-2010 в честь 100-летия Мексиканской революции и 200-летия начала войны за независимость.

Бабулька-обманщица довольная отправилась домой, видимо туристов сегодня больше не ожидается. Святилище достаточно популярно, еженедельно его посещает порядка пяти тысяч туристов.

У стены церкви Иисуса из Назарета стоит памятник Мигелю Идальго, герою борьбы за независимость Мексики. В руках он держит то самое знамя, что хранится в часовне Розарии.

Район, где находится святилище, известен большим количество термальных источников. Можно совместить посещение церкви, внесенной в список Всемирного наследия, с купанием в термальных водах. Мы так и сделали.

Во второй половине нашего путешествия путь лежал через штат Чьяпас, один из беднейших штатов Мексики. Отличительная черта этого штата — высокий процент индейского населения. Большая часть индейцев Чьяпаса — это потомки цивилизации майя, они говорят на различных майянских языках, многие не знают испанского. В этом штате находится несколько важных туристических достопримечательностей, таких, как археологическая зона Паленке, каньон Сумидеро.

В штате Чьяпас мы ночевали в городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, а на следующий день поехали в небольшой городок Сан-Хуан-Чамула, больше похожий на обычную деревню. Это центр муниципалитета с населением более 80 тысяч человек, главный религиозный и экономический центр общины. Городок находится в горной местности на высоте 2270 метров над уровнем моря. До завоевания территории Мексики испанцами город был важным центром поселения индейцев.

Холмы, усыпанные бедными глиняными домиками… Но на этом все обычное и заканчивается. Автобус остановился на стоянке у кладбища, которое также не назовешь обычным. Мрачное местечко! В центре — руины церкви Сан-Себастьян, уничтоженной пожаром еще в XIX веке.

Вокруг городское кладбище, где хоронят жителей Сан-Хуан-Чамулы. На могилах простые деревянные кресты разного цвета или булыжник вместо надгробной плиты. Как я поняла, цвет креста зависит от возраста умершего.

Главная достопримечательность Сан-Хуан Чамулы — церковь Сан-Хуан, из-за неё и везут туристов эту глушь. Сан-Хуан — это Иоанн Креститель, он здесь «главнее» Иисуса Христа.

Нас сразу предупредили, что в этой деревне нельзя фотографировать. Попытка фотографировать может закончится плачевно: могут кинуть, чем угодно, или отобрать камеру. Публика здесь серьёзная, за длинную историю городка здесь неоднократно были различные восстания и даже революции коренных народов. А в 2016 году пристрелили главу муниципалитета, который вышел на переговоры во время очередной акции протеста.

Разрешают фотографировать только на территории Рыночной площади, вход куда платный. В стоимость входит посещение церкви Сан-Хуан. Обычно на площади работает рынок, где продают продукты и изделия из шерсти местного производства. В этот раз рынок был на главной улице, по которой мы шли к площади. Что-то я растерялась и сделала на площади всего пару снимков. Видимо очень напугалась:)

Жители носят традиционные одежды: женщины — тяжелые юбки из натуральной шерсти с длинным ворсом, подпоясанные цветными ремнями, а мужчины — такие же шерстяные белые жилеты. Это показатель богатства. Бедные носят тонкие юбки и цветные жилеты. Большинство жителей бедны, что очень заметно.

Этот городок интересен своей религией, — смесью католицизма и ритуалов майя. То, что происходит в церкви, производит впечатление, как только переступаешь порог! Снимок ниже из испанской версии Википедии (больше не нашла нигде) слишком «скромно» выглядит, по сравнению с тем, что там происходит.

Обстановка внутри напоминает мистический фильм ужасов: полумрак, пол покрыт свежими длинными сосновыми иголками, на них сидят на коленях люди, перед ними тоже на полу горят сотни свечей, всё в дыму, активно пахнет ладаном. Вместо священников здесь курандеро (шаманы-целители). У входа на каких-то местных балалайках бренчат музыканты, по полу бродят куры. Кур используют для лечения шаманы, размахивая ими над головой «заболевшего», а в крайних случаях приносят в жертву. На стенах в шкафах за стеклом подобие икон и фигур святых.

И эта церковь считается католической! Я там долго не выдержала и вышла на свежий воздух.

Понятно, что фотографировать в церкви категорически нельзя! Один товарищ из нашей группы вытащил телефон, чтобы глянуть, не опаздывает ли к отъезду. Чуть не остался без телефона.

На площади напротив церкви стоит памятник, который я, развернувшись, сфотографировала. На постаменте написано «Памятник моему племени» (спасибо Ирине Дементьевой). Видимо так выглядели когда-то индейцы-чамула, меховой жилет и выглядывающие из-под него штанишки вполне узнаваемы!

Жители Сан-Хаун-Чамулы еще обожествляют кока-колу, для них она священна. Кока-колу пьют и в церкви, так как считают, что вместе с отрыжкой, тело покидают злые духи. Как я читала, кроме кока-колы пьют еще местный напиток, производимый из кукурузы, который вызывает ту же реакцию.

Когда мы вернулись к стоянке нашего автобуса, на кладбище было весело: местные жители под аккордеон пришли помянуть родню!

Все это я уже снимала из окна автобуса. Бедность со всех сторон. Вот так еще живут люди…

Мексиканский художник Хосе Клементе Ороско. Мастер по росписи стен. Картины, биография.

Автор:
Павел Ин

Хосе Клементе Ороско (1883—1949)

Мексиканская живопись стала важнейшей страницей прогрессивного искусства XX века благодаря «великой тройке» художников — Ривере, Сикейросу и Ороско. Расцвет их творчества начинается с 1920-х годов и связан с происшедшей в Мексике буржуазно-демократической революцией 1910—1917 годов.

Эти три художника составили ядро созданного в 1922 году «Революционного синдиката работников техники и искусства». В программе синдиката, где провозглашалось стремление к созданию революционного искусства, заключалось немало утопического и противоречивого, как и в творчестве художников, вошедших в объединение. В частности, исключительная ориентация на коллективные росписи, отказ от индивидуальности творчества и преувеличенность значения национальной традиции не всегда шли на пользу новому монументальному искусству.

Хосе Клементе Ороско был одним из тех мастеров, кто стремился не к этнографизму и описательности, а хотел создать стенную живопись, созвучную своей эпохе. Первой его значительной работой были росписи Препаратории — Национальной подготовительной школы. Школа находилась в Мехико, в здании XVI—XVII веков. На наружных стенах его, украшенных аркадой, художник расположил свои фрески фризообразно, по этажам здания. Он работал над ними в 1922—1923 годах, а затем вернулся к этому циклу в конце 20-х годов. Основная тема росписей — сцены из жизни и борьбы мексиканского народа. Своеобразен стиль живописи Ороско, в котором четкий ритм и строгость композиции, идущие от итальянского Возрождения, соединяются с экспрессионистической гротесковостью отдельных персонажей, утрированностью характеров, присущей политической карикатуре.

В лаконичной и суровой форме Ороско передает не описание, а квинтэссенцию изображаемых им событий. В центральной части фрески «Окоп» изображены поверженные фигуры трех восставших. Их полуобнаженные тела, с обобщенно написанной мощной мускулатурой, кажется, еще сохраняют напряжение битвы, но их позы говорят о трагедии поражения. Скорбью и чувством почти религиозного благоговения проникнута фреска «Прощание», в которой солдат целует руку недвижно сидящей старухе.

Написанные насыщенными красками, с резкими контрастами света и тени, фрески Ороско передают ощущение драматичности жизни и борьбы, показывают гибель, боль и скорбь простых людей, но в каждой фигуре солдата, рабочего, женщины из народа заключена такая сила, что, несмотря на мрачные сюжеты, фрески не производят пессимистического впечатления. Аллегорией веры в будущее и надежды воспринимается включенная в этот цикл фреска «Материнство».

Над теми же задачами, что и Ороско, работали и другие художники, их общим желанием было создать легко воспринимающееся, активно воздействующее на зрителя искусство, посвященное актуальным проблемам не­давней истории и современности. Но вместе с тем в творчестве каждого из крупных мастеров ярко раскрывалось его собственное понимание языка монумен­тальной живописи. Так, например, фрески Риверы, по сравнению с работами Ороско, больше связаны с наивно-фольклорной интерпретацией событий, в них больше декоративных элементов, художник стремится заполнить изображением все пространство стены. У Ороско фигуры часто бывают статуарны; патетичность действия на первом плане подчеркивается обобщенным фоном.

Росписи стен Препаратории были первым опытом работы Ороско в области монументальной живописи. До того его больше привлекала графика. Благодаря увлечению графикой он и стал художником. По воспоминаниям самого Ороско, еще когда он был мальчиком, недалеко от школы, в которой он учился, находилась печатная мастерская, где делали оттиски с гравюр X. Г. Посады — крупнейшего представителя мексиканского искусства второй половины прошлого — начала нашего столетия. Знакомство с произведениями Посады стало для Хосе Клементе Ороско отправным пунктом в развитии собственного творчества. Первые самостоятельные работы Ороско, после того как он закончил обучение на отделении математики и архитектуры в Национальной подготовительной школе и Академию художеств,— это политические карикатуры. В них большую роль играют выра­зительный контур и соотношение черного пятна с белым фоном; в ранних карикатурах Ороско чувствуется влияние стиля модерн, который выдвинул карикатуру как один из ведущих жанров гра­фики.

Когда в Мексике началась революция, Ороско одним из первых примкнул к восставшим. Его соб­ственные впечатления легли в основу серии акварелей «Мексика в революции», созданной в 1913— 1917 годах. «Моя тема — гуманизм, моя тенденция — максимум эмоций», — говорил художник.

Серия «Мексика в революции» проникнута пафосом героизма и чувством сострадания, в ее листах уже намечается характерный и в дальнейшем для Ороско драматизм образов; в акварелях, как и в ранних рисунках, большую роль играет экспрессия линии контура и цветового пятна. Когда в ходе революции буржуазные политики предали интересы народа, обстановка в стране обострилась и Ороско пришлось эмигрировать; в 1917—1919 годах он жил в Соединенных Штатах. В 1920 году он возвращается на родину и, как уже говорилось, работает над росписями Подготовительной школы. Но в 1927 году из-за вновь усилившейся ре­акции в стране Ороско вновь пришлось эмигрировать. Живя в Соединенных Штатах, он продолжает заниматься монументальной живописью. Он исполняет роспи­си в залах Помона-колледжа в Клермонте (Калифорния) и Дармут-колледжа в Ханновере (Нью- Хэмпшир). Фрески эти посвяще­ны темам науки, вообще человеческого знания, в них художник обращается к аллегориям и мифологическим образам. Но в то время как он работает над росписями для колледжей, где учатся молодые американцы, в его душе накапливается чувство горечи за судьбу своего народа, ненависть ко всем угнетателям и их продажным слугам. Эти обо­стренные переживания наклады­вают свой отпечаток на живопис­ную манеру художника. В его фресках начинает звучать сильное трагедийное начало. «Прометей»— называется одна из сцен в роспи­си Помона-колледжа в Клермонте. Образ смелого античного ге­роя, укравшего у богов огонь, чтобы принести его людям, и за это навеки прикованного к скале, трактован художником как фигу­ра воина на фронтоне древнегреческого храма. В мощном теле героя заключена огромная сила, но он простирает вверх руки, как бы в безрассудной попытке раз­двинуть неколебимый, нависаю­щий над ним каменный свод. Разящая злость сатиры Ороско раскрывается в тех его фресках, где он высмеивает академическую науку. Метафора мертвой рутины догматического знания превращается у него в фантасмагорию: труп рождает скелетики младенцев, которых принимают другие скелеты, одетые в мантии про­фессоров. Здесь нельзя не вспом­нить графику Посады, который часто изображал сцены с «калаверас» — со скелетами — образ, идущий от традиции мексикан­ского фольклорного юмора.

Как и Ороско, страдания своей родины переживали вынужденные эмигрировать в Штаты Сикейрос и Ривера. И за рубежом они продолжали обращаться к образам и сюжетам из истории своей страны. Близки по духу фреска Ороско «Латинская Америка» в Дартмут-колледже и композиция Сикейроса «Тропическая Америка» в Лос-Анджелесе. Как и Ривера, Ороско в некоторых своих работах стремился проиллюстрировать социально-политические идеи демократического движения при помощи многофигурных композиций, что приводило к запутанности фресок, усложненности их вос­приятия.

Оторванность от родной почвы, от задач народного революционного искусства сказалась на стиле американских фресок Ороско: они стали более неровными, утратили былую пластическую убедительность изображения, в них появляется ощущение какого-то душевного надлома.

В 1934 году в связи с приходом к власти либерального правительства для художников открывается возможность возвращения на родину. К наиболее значительным работам Ороско второго мекси­канского периода относятся рос­писи во Дворце изящных искусств в Мехико, росписи госпиталя Ка- ваньяса в Гуадалахаре. Несколько лет художник работает в этом городе, где он исполняет еще фрески в аудитории университета и Паласио де Гобьерно. Трагические моменты истории мексиканской революции, гнет угнетателей, конфликт между лицемерными вожаками движения и революционным народом — остаются основными темами росписей Ороско. Его желание выражать эмоциональное восприятие истории, свою личную, чисто человеческую позицию уводит его от искусства социального. В росписях Ороско как бы навсегда поселяется чудовищный карнавал мертвецов, скелетов, монстров — эти образы служат художнику олицетворением зла современно­го мира. Цветовая гамма его росписей становится мрачной, а затем цвет вообще исчезает из его росписей, развертывающихся как черно-белая лента ужасов. В 1947—1948 годах в росписи Национальной школы учителей в Мехико живопись Ороско теряет и изобразительное начало, она наполнена абстрактными формами.

Судьба Ороско — выражение духовного поиска критически, гуманистически мыслящего интеллигента. Его произведения, в которых сплелось усвоение опыта европейского искусства — фресок Джотто и гравюр Гойи — с традициями мексиканского искусства, навсегда останутся в истории искусств.

Мексиканский стиль для вашего жилища

Мексиканский стиль – это веселый праздник симфонии цвета и колорита.

В помещении, где царит дух Мексики, всегда присутствует солнышко, которое приносит море радости, счастья и веселья. Население Мексики отличается веселым нравом, поэтому нет ничего странного в том, что интерьер жилья полностью соответствует их характеру и темпераменту. При этом решиться на оформление своего жилья в мексиканском стиле, не всегда решаются жители американского и европейского континента.
И если для нас дух Мексики – это экзотика, которая нами не совсем четко воспринимается, то в США стиль обрел особую популярность еще со времен колониального периода. Странного в этом ничего нет, ибо, его истоки тянутся еще со времен майя и ацтеков.
Вопреки пониманию, что мексиканский стиль в квартирах создать невозможно, осмелимся возразить. По крайней мере, не обязательно его воспроизводить во всех деталях – достаточно внести его дух, воплотив в интерьер лишь основы стиля. Итак, поговорим о веселом стиле темпераментной Мексики.

Палитра цвета в дизайне интерьера в мексиканском стиле.

Особенностью мексиканского стиля, как вы уже успели понять, является палитра насыщенных цветов.

Наиболее распространенными являются оттенки:

  • желтого;
  • голубого и синего;
  • терракотового;
  • апельсинового;
  • ярко розового.

Реже встречаются зеленоватые, красноватые и фиолетовые оттенки. В декоре интерьера можно наблюдать также оттенки коричневого. Во-первых – это мебель, во-вторых – в элементах отделки.

Но, уникальность стиля больше зависит от сочетания палитры цвета, а не от цвета как такового. Например, в мексиканском жилье удачно совмещают все основные цвета стиля. Главная цель – яркость, насыщенность цвета, а не дизайнерский взгляд на их сочетаемость. Веселый мексиканский народ использует в своих домах разные оттенки для отделки стен в рядом расположенных комнатах. Их гостиная может быть оранжевого цвета, и рядом расположенный холл – зеленым, кухня – голубой, а спальня – терракотовой. В некоторых домах могут присутствовать приглушенные тона на белом фоне, при этом насыщенные цвета будут обязательно присутствовать в декорации интерьера, на обивке мебели и т. п.

Отделка по-мексикански.

В качестве отделки стен по-мексикански подразумевается цветная штукатурка. В нашем случае, это фактурные стены сочного цвета – это и есть мексиканский стиль. Иногда могут быть использованы фактурные обои, на которые обязательно нанесут яркие краски. Частично можно обклеить стены обоями с разноцветной полоской – это тоже по-мексикански. Потолки мексиканского жилья украшают декоративные балки темного цвета. А на полу, обязательно мексиканская плитка – кафельная тераккотовая большая плитка, в комбинации с декоративной небольшого размера, и расписанной в национальном орнаменте, поневоле акцентирует внимание на ее принадлежность к веселому нраву населения. Как правило, без нее не обходятся облицовочные работы на возвышениях, она присутствует в декоре камина и отдельных элементов, которые свойственны данному стилю. Достаточно часто здесь присутствует и роспись мексиканским орнаментом, которую проводят вручную вокруг зеркал или картин в качестве оригинальной рамы.

Орнаментную броскую плитку также используют для отделки кухонного гарнитура и стен в ванной комнате. Такого рода плитку в отечественных магазинах отыскать довольно таки сложно, но ее вполне свободно могут заменить отечественные разноцветные и яркие керамические плитки.
В качестве напольного покрытия под мексиканский стиль можно использовать доску. Такой пол будет создавать не только уют и тепло в квартире, но и соответствовать мексиканскому духу.

Мебель в мексиканском интерьере.

Мексиканский интерьер подразумевает мебель под цвет дерева. На свой вкус можно подобрать матовое покрытие либо глянцевое, но желательно, чтобы форма была немного грубоватой. Некоторые детали можно покрыть сочными цветами.
Превосходно подходит также мебель из ротанга или плетенная (палки и натуральная кожа). Относительно мягкой части мебели, то желательно подбирать кожаную или тканевую обивку, при этом она обязательно должна быть яркой. Фасады тумб, торцы или столешницы можно украсить керамическими плитками, а на кухне должны присутствовать разноцветные деревянные стулья. Неплохо также смотрятся кованые стулья. Ковка – это элемент мексиканского стиля, который часто можно встретить в их интерьере, особенно в спальных комнатах – кованые изголовья супружеского ложе, или кованые кровати и т.д.

Декор – мексиканский стиль.

Сочная палитра цвета в текстиле – это основа мексиканского декора. В интерьере повсюду разложенные разноцветные подушки, пледы, оригинальные салфетки. Они могут быть как однотонными, так и с мексиканским орнаментом или полосками. Броская кухонная скатерть – неотъемлемый элемент декора мексиканской кухни. Стены их комнат всегда украшают постеры и картины. Здесь также можно увидеть множество кактусов разных видов, которые высажены в оригинальных кашпо, вышитых или нарисованных вручную.
На их кухнях присутствует ассортимент разноцветной оловянной и керамической посуды, которая делает интерьер еще сочнее и ярче. Красивые тарелки и оригинальные корзинки на стенах комнат – это по-мексикански.

Чтобы акцентировать внимание на этничность интерьера можно украсить комнату широкополым мексиканским сомбреро, или прикупить старенькую гитару и расписать ее в мексиканском орнаменте. На кухне можно повесить связку перца чили или разместить его изображения на кухонную утварь, часы и т.д. Любой декор, который как-либо связан с цивилизацией майя или ацтеков, сможет умело подчеркнуть дух мексиканского народа в вашем интерьере

Ссылка на основную публикацию
Картины известных художников – Искусство Латинской Америки. Латиноамериканская жи
29.08.2013 13:10