Модификация мыши

Модификация мыши: хвостатой, оптической, вибрирующей

Эта работа была прислана на наш “бессрочный” конкурс статей. От предложенного приза (материнской платы под Р4) автор с негодованием отказался, поэтому пришлось специально искать подходящие призы. В итоге сошлись на том, что автору вручается сразу несколько наград:

  • Видеокарта ATI Radeon 9500 64 MB – 1 шт. (неисправная, с выпаянными деталями)
  • Процессоры AMD Athlon XP – 3 шт. (все нерабочие)
  • Процессор AMD Duron – 1 шт. (дохлый).

Автор и редакция сайта полностью удовлетворены достигнутым соглашением. Идея награждать за статьи неисправными, некондиционными, сломанными, сгоревшими или новыми, но изначально неработоспособными призами, редакции понравилась. В будущем планируем расширить эту практику, если случайно попадётся работающий экземпляр – сломаем и подарим.

реклама

1. Повышение скорости работы сенсора.

Схема оптической и опто-механической mouse одинакова, за одним исключением – оптико-механический узел перемещения заменен сенсором. Такое построение позволяет легко перейти индустрии устройств ввода (mouse) с механики на оптическую технологию. Вся хитрость сосредоточена в сенсоре, который “фотографирует” видимую поверхность, по последовательным кадрам считает перемещение и выдает соответствующее количество импульсов, эмулируя обычный оптико-механический узел.

Из этого построения следует, что скорость (и частота) работы сенсора не влияет на функционирование мыши в целом. Т.е., частота работы сенсора может быть изменена. Если бы сенсор и контроллер мыши были в одной микросхеме, то подобные “вольности” были крайне затруднены. Интересно, что некоторые оптические сенсоры могут выполнять функции контроллеров, но все равно переконфигурируются в режим простого сенсора – как правило, такие контроллеры не поддерживают уже стандартные функции третьей кнопки и колесо скроллинга.

реклама

Частота в 40MHz и так в 3 раза больше первоначальной и как-то мало смысла повышать ее еще больше в ущерб стабильности. Интересный момент – если просто заменить кварц с 12MHz на 40MHz, то ровным счетом ничего не произойдет, время засветки светодиода после движения останется прежним. Дело в том, что кварцы на частоту выше 25MHz изготавливаются на третью гармонику и без специальных средств возбуждаются только на первой гармонике. Вот и выходит 40/3=13MHz, что практически равно старому кварцу в 12MHz. Для перевода его на третью гармонику надо поставить LC цепочку:

Индуктивность в 3uH можно получить из резистора 0.125W с большим сопротивлением (>47KOm), намотав 50 витков тонким проводом диаметром 0.08–0.12mm. Таким способом было переделано три мышки разных производителей – Logitech, Arowana, A4Tech. Увы, везде стоял сенсор на H2000. Точнее сказать, я пересмотрел больше десятка разных оптических мышек и уже отчаялся увидеть что-либо отличное от H2000. Никаких отрицательных моментов за два года эксплуатации не возникало. Доработана мышка или нет, я замечал только по времени горения светодиода подсветки. Однако, как мне кажется, в доработанных мышках исчезли срывы и повысилась плавность при резких движениях. На Arowana иногда наблюдался очень неприятный дефект – при очень резком перемещении вдруг оказываешься смотрящим в пол. Очень неприятно, сильно дезориентирует. После доработки этот дефект пропал.

У предложенного метода разгона есть недостаток – в 3 раза сдвигается порог динамического ускорения. Динамическое ускорение в мышке означает удвоение (или утроение) количества импульсов при превышении некоторой скорости перемещения выше пороговой. Т.е., при медленном перемещении идет 1х, а при большей скорости – 2х. С другой стороны, этот порог удвоения выбирается для обычной работы, что совсем не пригодно для динамичных игр. Так что выходит, что эта доработка, скорее благо, чем зло.

2. Механическая обратная связь.

В терминологии Logitech это iFeel – выдача вибрации различной амплитуды и ритма. Как–то, начитавшись обзоров, купил Logitech iFeel MouseMan и попробовал играть – бОльшего разочарования трудно представить. Мышь тяжелая, неудобная, iFeel невыразительный. Через полчаса заболела кисть, чего никогда не случалось. Это было давно и я благополучно забыл этот страшный сон. Подробнее о технологиях “Feedback” можно почитать на сайте Immersion. Недавно мне попался на глаза виброзвонок от какого–то сотового телефона и появилась мысль – получить аналогичный эффект, но без жутких драйверов Immersion. Сделал схему, фильтрующую НЧ составляющие и отправляющую их на виброзвонок.

Схема состоит из двух частей – фильтр низких частот (ФНЧ) на первой половине LM358 и усилителя-выпрямителя на второй половине LM358. ФНЧ выполнен на C3, R3, C4, R4; цепь R1, R2, C1 задает смещение 1/2 питания для нормальной работы фильтра. Резистором R9 регулируется уровень сигнала. Конденсатор C2 снимает постоянную составляющую и на вход выпрямителя приходит переменное напряжение с нулем на земле. Это весьма удобно, т.к. надо получить на выходе не переменный, а выпрямленный сигнал. Выпрямитель берет обратную связь с выхода, что уменьшает вредоносное влияние виброзвонка. У меня применен виброзвонок с внутренним сопротивлением по постоянному току 30 Om, рабочее напряжение 3V. Выпрямленное напряжение не сглаживается конденсаторами и это сделано специально – так меньше инерционность и как–то сказывается ритм, форма и частота на характер вибрации.

Конденсаторы и резисторы могут быть любыми, только C3 должен быть с малым током утечки, т.е. не электролитический. Транзистор Q1 любой npn, Q2 любой pnp но с “средним” током коллектора (0.3–2A). Совсем слаботочный на Q2 лучше не ставить, ведь он обеспечивает ток виброзвонка. Сам виброзвонок на 3–5V с не очень большим током, ведь мощность USB не беспредельна. У меня вся схема размещена в самой мышке, регулятор уровня внизу слева и не мешает игре, что удобно для регулировки во время игры. Виброзвонок приклеен к внутренней стороне верхней крышки mouse, там же и схема. Прижим виброзвонка может не дать надежного механического соединения, ведь уровень вибрации весьма значителен. При добавлении схемы общий вес мышки практически не изменился.

Когда-то давно я удлинил кабель мышки плетеным поводом, теперь один из этих поводков использован под передачу audio-сигнала. Плетеный провод я делал потому, что так провод мягче и почти не заметен при игре. Для подключения к звуковой плате придется сделать переходник-удлинитель и с него снять сигнал в мышку. Можно взять с левого или правого канала, а можно с их полусумм – я поставил по резистору в 10K в каждый выход (левый и правый), а среднюю точку подключил к mouse. Провод от звуковой карты к мышке лучше вести экранированным кабелем, его экран заземлить на стороне звуковой карты и ни в коем случае не соединять с землей мышки! Если это не выполнить, то можно получить большой уровень шумов и помех в звуковой карте.

У приведенного способа масса недостатков:

  • большое время до начала вибрации (механическая инерция виброзвонка)
  • еще большее время послезвучания по окончанию звука.
  • маленький диапазон уровней громкости вибрации.
  • при включении питания издает вибрацию на 1–2 секунды. Можно устранить некоторым усложнением схемы.

реклама

  • очень легкая конструкция, практически не утяжеляет мышь
  • достаточно простая схема
  • отсутствие драйверов, patch’ей и прочего.

Есть игры, в которых эффект вибрации лучше, а есть те, где “неудачно”. К первым я бы отнес UT и UT2003, остальные “по–разному”. Рекомендация – делайте уровень громкости музыки в 2 раза тише эффектов, тогда музыка не будет вызывать вибрации. Кстати, попутно получился интересный эффект – когда в Хром’е я зашел в машинный зал с постоянно лязгающими агрегатами, то мышка начала вибрировать. Схема собрана несколько дней назад и когда у меня ее брали посмотреть, то явственно почувствовал, как “чего–то не хватает”. Такой пустяк, а уже привык. Для дальнейшего развития надо попробовать заменить виброзвонок на вибродинамик. Это линеаризует уровни вибрации и сами вибрации станут “правильнее”, но вызывает тревогу возможный вес конструкции.

По техническим вопросам прошу обращаться в эту тему конференции, а комментарии к статье прошу оставлять в этой теме.

Как менялась компьютерная мышь

От деревянного куба до моделей с сенсорным тачпадом.

Материал подготовлен при поддержке Logitech

Менее чем за сто лет компьютеры проделали путь от гигантских устройств больше квартиры до ноутбуков размером с книгу. Мышь возникла в ходе естественной эволюции — пользователю нужен был удобный манипулятор, чтобы работать с объектами на экране и отдавать команды компьютеру.

Первый прототип компьютерной мыши

Первую компьютерную мышь представил Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института на выставке интерактивных устройств в Калифорнии. Вместе с группой коллег 9 декабря 1968 года он показал, как будет выглядеть работа на персональном компьютере будущего. На презентации он не только набирал текст с помощью привычной клавиатуры, но и мог выделить и переместить любое слово на экране с помощью мыши.

Она сильно отличалась от современных устройств — контроллер состоял из массивного деревянного корпуса с единственной кнопкой в углу. А внизу были два перпендикулярных диска. Это позволяло курсору двигаться в четырёх направлениях по осям X и Y. Сам курсор на экране выглядел как световое пятно и ничем не напоминал стрелку.

Энгельбарт запатентовал изобретение в 1970 году. Тогда у контроллера и появилось привычное название — провод, который соединял устройство с компьютером, напоминал хвост мыши.

Первая серийная компьютерная мышь

В 1981 году компания Xerox выпустила персональный мини-компьютер Xerox Alto, в комплект которого впервые вошла мышь. Она стала легче и удобнее — корпус был изготовлен из пластика, количество кнопок увеличилось до трёх. Курсор приводился в движение с помощью шара и двух роликов, расположенных внутри. В СССР аналогичные устройства называли «Колобок» — из-за вращающегося опорного шарика.

У конструкции был минус — пыль скапливалась на шаре и со временем засоряла ролики. Из-за этого курсор становился неточным или полностью «залипал», что затрудняло работу вдвое. Поэтому использовать такую мышь можно было только на специальном коврике.

Чтобы мышка работала исправно, нужно было открутить нижнюю пластиковую панель, достать ролики и шарик и почистить их. Инженеры поняли, что следующий шаг — предусмотреть возможность для лёгкой разборки и чистки устройства.

Читайте также:  Как выбрать диванчик?

Первая мышь стоила $400 (26 680 рублей). Сегодня такой контроллер обошёлся бы в $1100 (73 370 рублей) с учётом инфляций и изменений на валютном рынке за это время. Из-за высокой цены прототип Xerox не стал массовым и популярным.

Первая доступная мышь на рынке

В декабре 1979 года 24-летний Стив Джобс в музее компьютерных технологий познакомился с графическим интерфейсом, который разработала компания Xerox. Идея управлять компьютером с помощью контроллера сильно впечатлила предпринимателя, и тот решил выпустить собственную модель.

Если бы тогда Xerox понимала потенциальные возможности своего изобретения, то компания превратилась бы в промышленного гиганта, превосходящего масштабы IBM, Microsoft и самой Xerox вместе взятых.

Джобс захотел сделать мышь массовым продуктом, поэтому дал дизайнерам несколько установок: себестоимость устройства не может превышать $15, оно должно быть долговечным, и чтобы им можно было пользоваться на любой поверхности, даже водя по джинсам. Только так получилось бы избежать ошибок Xerox.

В 1983 году Apple купила лицензию Xerox и выпустила первую собственную мышь в комплекте к компьютеру Lisa. А прототип Lisa Mouse нашли спустя 30 лет в «Капсуле времени» Джобса с шестью банками пива.

За счёт развития технологий компании удалось сократить расходы на производство, поэтому цена одного устройства уменьшилась до $25.

Инженеры Apple не стали копировать модель Xerox даже в дизайне — вместо трёх кнопок оставили одну, но широкую. Эта кнопка выполняла одну опцию. Пользователи могли нажимать её двумя пальцами.

Корпус мыши получил более гладкие линии и скруглённые края.

Появление колёсика для прокрутки

Изначально полоса прокрутки считалась одним из элементов экранного интерфейса, как кнопка или поле ввода — чтобы перемещаться по документу, нужно было кликать по полосе. Чуть позже инженеры поняли необходимость создания отдельного инструмента, который бы отвечал за прокрутку страниц.

Над разработкой технологии scroll-wheel независимо друг от друга трудились сразу несколько изобретателей, не подозревая о работе друг друга. На конференции ACM SIGCHI в 1989 году Джина Даниэль Венолия из Apple представила прототип мыши с горизонтальным колёсиком для прокрутки и перемещения по оси Z. Джек МакКоули утверждает, что примерно в то же время разработал ранний прототип мыши с колесом для оси Z.

В массовое производство мыши с колесом прокрутки запустила компания Microsoft в 1996 году, выпустив модель IntelliMouse. Идею разработал Эрик Мишельман.

На двухкнопочной мыши сначала появилась небольшая средняя — третья — кнопка для включения и выключения прокрутки, которая вскоре трансформировалась в колесо. С помощью него можно было листать текстовые документы или масштабировать изображения.

Первая версия IntelliMouse была механического типа, но отличалась тем, что её можно было использовать без коврика. Такая мышь стоила $84,95.

Появление дополнительных кнопок

Производители продолжали работать над функциональностью: добавляли на свои модели дополнительные кнопки под большой, указательный и средний палец.

Некоторые кнопки служили для внутренней настройки мыши, например, для изменения чувствительности, другие — позволяли запускать приложения, управлять уровнем громкости и воспроизводить аудио- и видеофайлы с помощью сервисных программ.

Мыши с дополнительными кнопками оказались очень популярны среди геймеров в 2000-ых — спрос на такие контроллеры вырос почти вдвое. Чтобы запрограммировать клавиши на любые действия, пользователю нужно было лишь установить необходимые драйвера. Например, с помощью дополнительных кнопок можно было передвигать персонажа в игре или делать двойные-тройные щелчки.

Дополнительные кнопки также упрощали работу офисным сотрудникам: можно было запустить браузер, перейти на нужную страницу в интернете, а затем на стартовую и вернуться обратно с помощью боковых кнопок.

Первая оптическая мышь

В конце 90-х второе поколение оптических мышей стало массовым. Microsoft обновила IntelliMouse — она стала первой оптической мышью серийного производства. Пыльный шарик и ролики заменили светодиоды и цифровая камера. Курсор стал более точным, а мусор не попадал в корпус.

Внутри устройства располагался излучатель света и специальный датчик, напоминающий видеокамеру. Он непрерывно делал снимки поверхности стола и определял направление и величину смещения мышки.

У оптических сенсоров были и некоторые недостатки: они нестабильно работали на стеклянных, зеркальных и полированных поверхностях.

Первая беспроводная лазерная мышь

В 2001 году вышла первая серийная беспроводная мышь, а в 2004 году компания Logitech выпустила первую в мире мышь с лазерным сенсором.

Сенсор был в десятки раз чувствительнее оптического — поэтому курсор на экране отображался более точно и не дёргался. Управлять мышкой можно было на любой поверхности, кроме зеркальной.

Коротковолновой лазер, задействованный как источник света, передавал более контрастную картинку на светочувствительную матрицу, тем самым многократно увеличивая чувствительность мыши к перемещениям по сравнению с оптикой. А также лазер автоматически отключался, как только пользователь отрывал мышь от поверхности — это экономило энергию.

Дизайнеры Logitech постарались придать мыши максимально удобную форму, а также сделали расположение кнопок более комфортным. Корпус повторял форму руки, но такая мышь была рассчитана только на правшей.

Модель MX-1000 была связана с компьютером с помощью радиосоединения на частоте 27 МГц и могла работать без подзарядки до четырёх недель, а зарядка аккумулятора занимала всего четыре часа.

«Геймерская» модификация мыши на основе LM555

Не хватает скорости «кликов-выстрелов» при игре? Программного обеспечения выполняющего такую функцию не существует? Или, может быть, нет возможности воспользоваться такими программами? Решение есть – маленькая модификация мыши (ЛЮБОЙ мыши!), которая позволит Вам увеличить количество нажатий на кнопку огня до бесконечности! Ну что, приступаем?

Для успешного выполнения миссии нам понадобятся:

  • Микросхема таймера 555 (LM555 например)
  • Гнездо для микросхемы DIP 8pin
  • Резистор 10 кОм
  • Резистор 1 кОм
  • Конденсатор 4.7 мкФ (напряжение не имеет значения, т.к. в USB больше 5 В не бывает)
  • Кнопка Здесь остановимся поподробнее.

Во-первых, кнопка должна быть максимально удобной и качественной, поэтому экономить на ней НЕЛЬЗЯ. Во-вторых, кнопка (!) в нормальном состоянии, т.е. не нажатая, должна быть открытой, т.е. пропускать ток.

  • Немного проводов
  • Клей (в идеале – термоклей)
  • Инструменты, необходимые для пайки и работы с проводами (см. фото).

Теперь приступим к пайке. К сожалению, если вы в этом деле новичок – Вам придется просить о помощи более опытного радиолюбителя, т.к. паять мы будем «на весу», то есть не использую плату. Использовать такую технику можно только для очень маленьких схем, когда использовать печатную плату нецелесообразно.

Немного прокомментирую схему.

Выводы N6 и N2 микросхемы таймер соединены вместе, а N5 и N4 не используются вообще. Питание 5 В подключается к красному проводу USB кабеля, земля (GND) – к черному.To Left Mouse Button мы подключаем к левой кнопке мыши – каким образом, узнаете дальше. И не забудьте установить конденсатор правильно (соблюдайте полярность)! Не жалейте изоляционной ленты! Убедитесь, что бы ни одно соединение не соприкасалось с другим. «Имплантат» готов, пора браться за «пациента» – разбираем ее. Достаем печатную плату – никаких частей корпуса не должно остаться – нам нужен доступ к обеим сторонам платы.

Предстоит разобраться куда припаивать нашу дополнительную кнопку (To Left Mouse Button). Попытайтесь найти, какая часть кнопки ведет к микропроцессору мыши, а какая к питанию. Если схема очень запутанная – используйте мультиметр. Нашли? Отлично! Припаиваем 3-ий вывод микросхемы-таймера (To Left Mouse Button) к этой части кнопки.

Теперь пора взяться за механическую часть модификации – кнопку. Включаем воображение – находим место для кнопки, тут уж дать точные указания нельзя – все зависит от корпуса мыши и от ваших предпочтений. Просверливаем отверстие. НЕ ПРОЖИГАЕМ! Помимо того что вы испортите корпус мыши (а если еще мышь окажется качественной, то вам продеться уж очень постараться что бы прожечь дыру в хорошем слое пластика), отверстие выйдет некрасивым, да и жалу паяльника причините немалый вред.

Используя эпоксидную смолу ил термоклей (предпочтительнее) фиксируем положение кнопки. Соединяем кнопку с электронной частью модификации (все это делаем по схеме, которую можете найти в самом начале статьи). Попытайтесь ничего не замкнуть! Ура! Готово! Сверяем результаты (в виртуальном мире конечно):

Как я делал W-Mouse — игровую мышь с уникальными способностями

Как известно все фломастеры разные на вкус, и естественно такой специфичный дивайс как игровая мышь, не может удовлетворять абсолютно всем требованиям и желаниям конкретного человека.
Многие выбирая мышь и пытаясь подобрать для себя наилучший вариант, читают тесты и обзоры, общаются на форумах. Но зачастую купив мышь и с сожалением осознав, что не подходит, вынуждены идти в магазин менять или покупать другую.
Один гениальный человек, с ником Walkie, решил самостоятельно разработать и сделать себе мышь которая бы отвечала его желаниям и требованиям… И сделал. И назвал он её W-Mouse.
Walkie сделал мышь не только себе, но научил делать w-mouse-ы, других хороших людей.

W-Mouse имеет следующие отличительные особенности или вернее возможности:
— Тонкая настройка работы сенсора на конкретную поверхность (коврик). Это возможно путем изменения таких параметров как ток лазера подстветки, длительность выдержки сенсора (он же фотографирует поверхность), высота отрыва.
— Настройка характеристик движения курсора. W-Mouse позволяет задавать зависимость модуляции чувствительности скоростью, т.е. гибко настраивать динамику перемещения курсора.
— Вывод изображения поверхности, как её видит сенсор, это помогает при настройках сенсора на конкретную поверхность.
Вот так выглядит окно программы настроек W-Mouse

Я расскажу как делал W-Mouse версии W2-4. Расшифровывается просто 2 — контролер ATMEGA32U4, 4 — сенсор Avago adns9500.
Дело в том, что W-mouse можно собрать в любом корпусе, а также можно поставить на выбор лазерный или оптический сенсор из линейки сенсоров AVAGO. Таким образом, каждый может собрать мышь, которая бы удовлетворяла его желаниям и потребностям в плане эргономичности, функциональности и качества работы.
Я донором взял мышь Oklick HUNTER, более удобного корпуса для себя я не нашел, хоть и перепробовал довольно много разных.

Читайте также:  Яркий жизнерадостный интерьер

Схема W-Mouse w2-4

Этапы изготовления W-Mouse:
— очистка оригинальной платы от ненужных деталей.
— аккуратное выпаивание сенсора adns9500, т.к. чтобы не порвать дорожки.
— подключение и проверка работы светодиодов подстветки.
— подготовка основной платы для установки платы контролера. Сюда входит распайка проводков от сенсора и кнопок, а также установка опор крепления.
— установка платы контролера и всех деталей кроме сенсора.
— установка сенсора на высоту 1.18мм, фиксация и распайка его
— проверка правильности пайки всех соединений, 7 раз. (шутка)
— первое включение
— заливка прошики мыши (автор прошивки Walkie)
— сборка корпуса.

Так выглядел внутри донор

Предыдущие w-mouse, я делал навесным монтажом, размещая контролер непосредственно на очищенной, от ненужных элементов основной плате мыши, зрелище не очень эстетичное, несмотря на то, что я старался делать как можно аккуратнее.

В этот раз я использовал небольшую плату

Эту плату сделал для себя, человек с ником Управдом, но так как партия была большая, то часть плат досталась энтузиастам вроде меня.
На плате размещается контролер с обвязкой и остается только соединить её с сенсором, светодиодами подсветки, кнопками и колесом — и w-mouse готова 🙂
Вид основной платы, с подготовленными проводками для впайки их в плату контролера.
Кстати в качестве шлейфов использованы полоски, из нескольких жил, от IDE шлейфа.

Вид с установленной платой контролера

После этого сенсор Adns 9500 припаивается гибкими проводками для выставления оптимальной высоты при которой происходит наилучшая фокусировка.
Задача — используя программу настройки, позволяющую видеть снимок поверхности и изменяя высоту расположения сенсора, добиться наилучшей фокусировки. Сенсор устанавливается на пластинки (проставки) разной толщины и по изображению считанному с сенсора, определяется наиболее оптимальная высота.
При определении высоты расположения сенсора, у меня получилось 1.18 мм, это толщина одного диска СД. Удивительно, что в документации указана оптимальная высота 2.4мм и все производители мышей ставят сенсор на эту высоту. При этом картинка с сенсора довольно размытая… непонятно…
Вот так выглядит картинка с сенсора adns9500, который нормально фокусирован, коврик стекляный черный.

После определения оптимальной высоты сенсора, окончательно ставим его на плату. Для этого в дне корпуса вырезается отверстие по форме основания линзы сенсора. Линза, ставится на пластинку с нужной высотой, сверху ставится основание корпуса мыши так, чтобы линза вместе с пластинкой оказались в вырезанном отверстии. Сверху ставится плата, на плату сенсор, в соответствующие отверстия в плате. Плата фиксируется винтами в корпусе, после чего сенсор прижимается к линзе и выводы сенсора распаиваются. Отверстие в основании корпуса, снизу, под сенсором, закрывается аккуратной черной вставкой, например вырезанной из коробки от dvd. После сборки внешний вид, естественно не отличается от того как выглядел донор.

Вид собранной мыши, осталось только верхнюю крышку поставить.

W-mouse в сочетании со стеклянным ковриком обеспечивает очень четкий и безошибочный контроль курсора, что позволяет например делать такие картинки (кликнуть для масштаба 1 к 1):

Картинка рисовалась и писалась в паинте. Масштаб не изменялся т.е. никаких хитростей с зумированием. В момент рисования, на экране монитора, буквы имели высоту примерно 4-5мм.

Выражаю огромную благодарность Walkie за проект W-Mouse, а также помощь в её изготовлении.

История компьютерной мыши и её модификации…

Все мы уже привыкли к тому, что рядом с компьютером находится небольшое устройство с длинным кабелем (или без него), называемое мышью. Мышь совершенно намертво вписалась в концепцию современного компьютерного интерфейса и хотя присутствия ее особо не замечаешь, зато в отсутствие не знаешь, что делать. Что уж говорить про геймеров. Между тем, активно использовать это средство ввода информации начали не больше 15-20 лет назад, то есть только после появления и широкого распространения графических оболочек операционных систем. И хотя устройство это весьма простое, лежащие в его основе технологии и сама история появления очень интересны.

Первая мышь появилась относительно давно, еще в 1964 году. Придумал это устройство американский изобретатель Дуглас Энджелбарт, работавший тогда в Исследовательском центре улучшения человека в Стэндфордском исследовательском институте. Собственно, мышь была одним из побочных продуктов разработки Энджелбартом операционной системы oN-Line System (NLS). В ходе работы над NLS появилась концепция оконного интерфейса, и мышь стала одним из возможных манипуляторов для работы с окнами. Вообще-то, идея такого манипулятора появилась еще в 1963 году, а в 1964-м был изготовлен первый действующий прототип (сам Энжельбарт говорит, что первые мысли насчет подобного устройства появились у него еще в 1951 году). Прототип представлял собой деревянную коробку ручной работы, внутри которой находились два перпендикулярных колеса и кнопка. При движении мыши колеса катились по столу и позволяли узнать направление перемещения устройства и его размер. Эти данные преобразовывались в перемещение курсора на экране. Кстати, именно Энджелбарт дал новому устройству прозвище мышь, потому что «у него с одной стороны был хвост». Другим вариантом названия был «жук» — за форму корпуса, но он, возможно, к счастью, не прижился. В 1968 году состоялась первая публичная демонстрация системы NLS и, вместе с ней, прототипа мыши. К тому времени она обзавелась уже тремя кнопками. В 1970 году Энджелбарт получил на мышь, а точнее, на «индикатор координат x и y для дисплейной системы» патент. Однако та мышь была весьма далека от современной. (Такой и убить можно…)

Интернет магазин белый кот, Smart, корейская косметика. Широкий выбор чистящих средств белый кот, Smart и корейской косметики
Для умных и прекрасных чистота и уют вашего дома
+7-903-014-75-78
https://mamasuper.org

Следующий шаг в эволюции мыши произошел в 1972 году в легендарном исследовательском центре Xerox PARC в Пало-Альто, в котором сделали первые шаги очень многие из современных компьютерных технологий. Улучшенная версия мыши для Xerox была создана Биллом Инглишем, перешедшим в PARC из лаборатории Энджелбарта (кстати, именно он в свое время изготовил прототип первой мыши по эскизам Энджелбарта). В частности, два больших колеса были заменены одним подшипником, перемещения которого фиксировались при помощи двух роликов уже внутри мыши. Дизайн корпуса тоже стал больше напоминать современные мыши

.

Хотя мышь все еще оставалась достаточно экзотическим устройством, к началу 80-х годов началась ее коммерциализация. В 1983 году существовало уже порядка 10 компаний, производивших и продававших различные модели компьютерных мышей. Часть из них была основана бывшими сотрудниками лаборатории Энжельбарта или PARC. Что интересно, мышь в те времена отнюдь не была почти бесплатным приложением к компьютеру. Например, мыши компании The Mouse House, основанные на дизайне и патентах Xerox, стоили порядка $400 . (плюс около $300 . за интерфейсную плату, к которой подключалась мышь). Вызвано это было тем, что мышь имела достаточно сложное механическое устройство. К тому же, такие мыши были не очень надежны. В общем, мышь хотя и стала, так сказать, «официально признанным» периферийным устройством, все еще оставалась, в основном, уделом исследователей и разработчиков новых компьютерных технологий, но отнюдь не пользователей.

Традиционная мифология компьютерной индустрии утверждает, что в массы мышь была запущена компанией Apple. Во время визита в Xerox PARC в 1979 году Стив Джобс увидел мышь и решил, что она обязательно должна быть использована в компьютерах Apple. После чего Apple ударными темпами разработала мышь для своих компьютеров Macintosh и Lisa и выпустила их на рынок. На самом деле работы над интерфейсом Macintosh и Lisa к тому времени в Apple уже велись, а многие из разработчиков до этого бывали и в PARC, и у Энджелбарта, так что мышь Xerox отнюдь не была для Apple откровением. Другой вопрос, что именно Apple привела мышь из лаборатории к пользователю. Впрочем, сделала это она при помощи небольшой дизайнерской компании Hovey-Kelley Design. Именно ей Джобс заказал создать мышь, работающую так же, как существующие, но намного более неприхотливую (то есть, надежную и работающую в руках пользователя без университетского диплома в области электроники и компьютерных технологий) и с себестоимостью порядка $20-30. Задача, скажем прямо, весьма нетривиальная, но Hovey-Kelley Design с ней успешно справилась.

В результате мозгового штурма Hovey-Kelley мышь вместо небольшого стального подшипника в сложной механической подвеске обзавелась большим резиновым шаром, свободно катающимся в корпусе. Хитрая (и дорогая) система кодирующих колес и ненадежных электрических контактов сменилась простыми оптоэлектронными преобразователями и колесиками со щелевыми прорезями. Опять же, в Hovey-Kelley решили использовать литой пластиковый корпус, в котором все необходимые детали четко крепились на своих местах. Таким образом можно было отказаться от прецизионной обработки корпусов и ручной сборки — теперь мышь мог собрать любой рабочий на конвейере. В результате Apple получила именно то, что заказывала — надежное и недорогое устройство, которое стало одной из причин ошеломляющего успеха Macintosh, вышедшего на рынок в 1984 году.


ВСКРЫТИЕ ПОКАЗЫВАЕТ

Существует три типа мышей. Это:

Механические, в них основным элементом являются датчики, отслеживающие движение шарика. Датчики механические, отсюда и название мышей. В результате этого движение мыши происходит не так плавно, да и долговечность ее тоже невелика. Поэтому, так как качество их оставляет желать лучшего, а себестоимость не намного ниже оптомеханических мышей, практически все производители прекратили их выпуск.

Оптомеханические. Аналогичны механическим, но движение шарика отслеживаются оптическими датчиками. Такие мыши довольно надежны, универсальны (могут работать на любой ровной поверхности, дешевы, поэтому получили очень большое распространение, и обычно используются именно они.

Читайте также:  Бусы ручной работы

Оптические. Оптическая мышь посылает луч на непрозрачную поверхность, а после отражения луч поступает обратно в мышь и там анализируется электроникой, которая в зависимости от характеристик полученного сигнала и отслеживает два направления движения мыши, основываясь либо на углах падения, либо на каких-либо других признаках. Преимущество такой мыши — очень высокая надежность, достоверность и плавность движения.

Надо сказать, что первые оптические мыши появились достаточно давно — еще во времена все той же Xerox PARC. Но тогда обычные мыши явно выигрывали у них по технологичности, качеству и удобству (ранние модели оптических мышей работали только на специальных ковриках, разлинованных специальной цветной сеткой), так что массовое распространение оптические мыши получили только после достаточного развития электроники. Когда стало возможно упаковать в небольшой корпус быстродействующую камеру и достаточно мощный процессор для обсчета кадров, причем сделать это дешево, — тогда оптические мыши и вышли на массовый рынок. Обязаны мы этим радостным событием, произошедшим в 2001 году, компаниям Agilent (производитель электроники) и Logitech (собственно, производитель мышей).

Кстати, не так давно эта парочка, продолжающая плодотворно сотрудничать, представила следующее поколение оптических мышей, — мышь лазерную. Вышедшая в 2004 году модель Logitech MX 1000 представляет собой, в общем-то, ту же оптическую мышь, только вместо банального светодиода оснащенную маломощным полупроводниковым лазером. За счет того, что лазер излучает когерентный свет, новая мышь может «рассмотреть» детали даже на такой поверхности, где обычной оптической это не под силу. Она способна работать на полированных поверхностях и даже на стекле. И при этом обеспечивает большую точность позиционирования (Logitech утверждает, что чувствительность такой мыши возросла в 20 раз).

Другая важная характеристика мыши — способ ее подключения к РС, то есть интерфейс. Раньше в основном использовался COM-интерфейс, теперь же стандартным является PS/2. Особой разницы между ними не наблюдается, но к порту PS/2 подключить все равно не удастся ничего, кроме мыши, поэтому предпочтительней мыши с 6-контактным круглым разъемом PS/2. Надо только отметить, что в очень старых компьютерах такого разъема нет, и тут выход один — мышь для COM-порта с 25- (реже) или 9-контактным гнездом на конце кабеля.

Есть также USB-мыши, рассчитанные на работу с шиной USB. Они лучше других, потому что, во-первых, обеспечивают большее количество отсчетов в единицу времени (об этом дальше), а, во-вторых, их можно включать при работающем компьютере, что особенно важно для владельцев портативных PC. Правда, мышки для COM-порта тоже приспособлены для горячего подключения, но вот в случае с PS/2 это хотя и можно, но не нужно по тем соображения, что так очень легко спалить порт.

Теперь о разрешении и об отсчетах. Разрешение мыши измеряется в dpi и показывает, сколько отсчетов (импульсов, на которые разбивается пройденное расстояние) совершает мышь при прохождении одного дюйма. Естественно, чем больше, тем лучше, так как большее разрешение позволяет более точно позиционировать курсор, а движение курсора становится более плавным. Нормальное разрешение мыши составляет 200-900 dpi. При этом точность, естественно, зависит от разрешения экрана монитора и выбранной скорости движения. Кстати, увеличение скорости путем выставления соответствующей опции в панели управления не связано с увеличением dpi, как считают некоторые, просто драйвер сопоставляет одному отсчету большее количество экранных пикселов. При работе в низких разрешениях это не так существенно, но вот при больших разрешениях курсор начинает двигается заметными скачками, что очень раздражает, особенно при работе с мелкими объектами, поэтому либо приобретайте хорошую мышь, либо ставте низкое разрешение, либо уменьшайте скорость перемещения указателя.

Оптические мыши могут иметь разрешающую способность 1000 dpi и более, поэтому при их использовании курсор можно очень точно позиционировать даже при больших разрешениях экрана и максимальной скорости его перемещения.

Другое дело, сколько отсчетов мышь может сделать за секунду. Это уже зависит не от мыши, а от интерфейса. У мышей с интерфейсами COM и PS/2 это число равно 40, а у USB больше 100. Этот параметр указывает, насколько плавно указатель мыши может двигатся при быстрых ее перемещениях (именно быстрых перемещениях самой мыши). При медленных перемещениях этот параметр не имеет особого значения, так как и 40 отсчетов в секунду вполне хватает, но вот при игре, скажем, в Unreal Tournament или Сounter-Strike (особенно на профессиональном уровне), это очень даже существенно.

Если вам не нравятся хвостатые зверьки, то существуют и бесхвостые породы мышей. Они могут использовать либо инфракрасное, либо радиоизлучение. Последние, конечно, лучше, так как могут работать и при отсутствии прямой видимости с приемопердатчиком. Вот только не забывайте менять батарейки.

Стандартная мышь имеет три кнопки. Очень распространены двухкнопочные мыши, так как третья кнопка практически не используется. Но большинство мышей имеет и другие полезные и не очень дополнения. Чаще всего это колесико, позволяющее прокручивать содержимое окна. Еще на мыши могут быть дополнительные кнопки (от 1 до 40), которым можно приписывать разные функции.

Еще одной интересной разновидностью мышки является ее видоизменение в виде телефона — мышефон. Телефон там самый обычный, включается в обыкновенную телефонную розетку. Чтобы от мыши не отходило два провода, их обычно объединяют в один, а разделение на телефонный кабель и собственно кабель мыши происходит в отдельном небольшом блоке, к которому все и подключается. Говорить можно с помощью громкой связи, не отвлекаясь от основного занятия, для этого у «мышетелефона» есть динамик и микрофон. Такое оригинальное решение представляет очень хорошую альтернативу как обычному, так и миниатюрному телефонному аппарату, который, например, вешается на монитор. Так как в этих устройствах нет ничего сложного и дорогого, то стоят они тоже относительно недорого (примерно столько же, сколько телефон с такими же функциями и аналогичная мышь), поэтому такие мышки могут быть очень полезными для тех пользователей, которые любят поговорить по телефону не отрываясь от экрана.

Небольшой разновидностью мышеподобных манипулятором является трэкбол (Trackball), который по сути та же мышь, только перевернутая. Передвижение курсора осуществляется движением шарика (точнее, шара, так как размеры его побольше, чем у мыши). Он представляет хорошую альтернативу для тех пользователей, чей стол заставлен кофейными чашками и прочей утварью. Если вы и есть такой пользователь, то обратите внимание, чтобы корпус был достаточно массивным и не скользил по столу, а шар большим. Считается, что трэкболы особенно удобны при работе с графическими программами, так как позволяют более точно позиционировать курсор. Может показаться несколько странным, но трэкболы тоже бывают беспроводными.

Сейчас мышь оснащают дополнительными настраиваемыми кнопками, всякими примочками вроде биометрических сенсоров, считывателей флэш-карт и т.д. Выпускаются даже мыши со встроенными вентиляторами или мыши с подогревом, мыши с массажерами и мыши с обратной тактильной связью. А уж изощрений на тему формы грызуна и всяческого украшательства — просто не счесть.

Ремонт и модификация колеса прокрутки мыши компьютера

Содержание / Contents

Первым делом мышь от компьютера отключаем!
Берем тонкую крестовую отвертку и разбираем мышь. Иногда производители хитро прячут винты под скользящие накладки-ножки.
Получилось? Теперь рассмоттрите устройство вашей мыши. Чаще всего встречаются две основных конструкции.

↑ 1. Мышь с оптическим датчиком колеса прокрутки

На фото показана мышь, в которой колесо прокрутки построено на оптическом энкодере. Обычно это признак более дорогих и качественных мышек. Отличительными чертами являются ребристая перегородка внутри колеса прокрутки и 2 оптических элемента (излучатель и приёмник) по разные стороны от него.
В этом случае ремонт упрощается. Нужно очистить намотанные волоски, шерсть, нитки с оси ролика, которые затрудняют равномерное вращение колеса и блокируют работу оптической системы. При необходимости протрите пыль, грязь или разводы с излучателя и приемника.

↑ 2. Мышь с механическим датчиком колеса прокрутки

Но в основном производители делают мыши на электромеханических энкодерах в целях удешевления продукта. Далее рассмотрим подробнее случай поломки такого энкодера.

Убираем всё лишнее и видим электромеханический энкодер, который немного напоминает подстроечный резистор. Вот он, с оранжевым восьмигранником внутри.

При наличии паяльника и сопутствующего навыка лучше отпаять его для дальнейшей разборки и чистки. В противном случае нужно быть очень аккуратным, чтобы избежать надлома контактной ножки при перегибе.

Далее энкодер нужно разобрать. Делается это легко, просто отгибаем любым ковыряющим инструментом 4 ушка-зажима.

Аккуратно отгибаем внутренности от рамы, а если вы отпаяли энкодер, то просто разберите его. Металлический фиксатор, как правило, установлен на пластмассовых ножках. Снимается всё очень легко, главное работать без фанатизма.

И видим внутри истинную причину выхода из строя колеса прокрутки: тот же мусор и грязь. Скорее всего это смесь силиконовой смазки, перетертой пыли и волосков. Контактные пружинки также покрыты грязью.

Берем вату, макаем ее в спирт (изопропиловый или этиловый), водку, пиво или спец. чистящее средство для контактов элекроники. Ацетон лучше не использовать, т.к. есть риск растворения и деформации пластиковых деталей энкодера.
Далее со всей тщательностью протираем контактные площадки и пружинки. Проявите повышенную аккуратность при очистке пружинок, иначе можете всё испортить.

↑ Твик упругости колеса прокрутки

Теперь выступ будет плотнее входить между зубьев на пластмассовой трещётке.

Собираем всё в обратном порядке и можно продолжать пользоваться мышью.

↑ Итоги

Например, на фото дальняя мышь Gembird — самая дешевая, куплена в переходе, работает без косяков уже 2 года, в то время как у левой «геймерской» Trust, которая дороже в 15 раз, колесо прокрутки загадилось уже через неделю после покупки.

Удачного ремонта и крепких мышей!
Спасибо за внимание!

Ссылка на основную публикацию