Подвесная теневая фигура

Теневые фигуры – изготовление и управление

В качестве актёров теневого театра можно использовать самые обыч­ные предметы и детские игрушки (куклы, машинки, мягкие зверушки) и куклы, одевающиеся на руку (пер­чаточные, персонажи кукольного театра). Довольно часто актёрами теневого спектакля становятся люди или только их руки. Для по­каза в теневом спектакле разных животных используют самые обыч­ные маски – новогодние или теат­ральные. В этом случае актёрами также выступают люди (взрослые или дети). На руки натягивают ру­кавички или носочки, чтобы было похоже на лапки животных. Когти мастерят из мягкой проволоки или трубочек для коктейля (их можно пришить, привязать или просто продеть в рукавички). Для таких спектаклей актёрам не нужны слож­ные костюмы и грим, не имеют значения цвет, материал и даже мелкие детали.

Но обычно для теневого театра персонажей изготавливают спе­циально – вырезают или выпили­вают силуэты из плотной бумаги, картона, фанеры, кожи, войлока, металла, пластика или других материалов.

Теневые фигуры сделать очень просто. Нарисуйте или вы-

берите в книжках-ракрасках нуж­ные вам картинки и скопируйте на бумажную кальку или папиросную бумагу, прозрачную плёнку. Обве­дите только общий контур рисунка, без проработки мелких деталей. Фигура может быть самой простой или состоящей из отдельных деталей, что позволит разнооб­разить движения: показать, как опускаются и поднимаются руки или лапы, передвигаются ноги, наклоняется голова, шевелятся уши и т.д.

Сложные фигуры Эскиз. Сложную фигуру важно правильно разделить на части (подвижные детали, сочленения). Для этого каждую деталь рисуют отдельно так, чтобы смежные части находили друг на друга, как на рисунке. Необходимо точно представлять себе, для каких функций предназначается именно эта деталь и нельзя ли обойтись без неё. Лучше отобрать два-три самых необходимых сгиба для каждой фигуры (а остальные разделить таким же образом между дублирующими фигурами, если они понадобятся). Обратите вни­мание, чтобы при сгибах и наклонах не получались неприятные, неес­тественные углы или же разрывы в контуре сочленений. Проверить это можно, начерно вырезая фигуры (можно и меньшего раз­мера) из тонкой вторичной бумаги. Разметка. Разметьте подвиж­ные части, проставьте точки, в которых эти детали (голова, ноги, руки или лапы, хвост, уши и др.)

будут соединяться с основной частью фигуры (туловищем) и прорисуйте держалки (продолже­ние деталей) – полоски длиной 5-6 см. Затем скопируйте рисунок каждой фигурки на картон (или другой материал) и вырежьте от­дельно все детали: основную часть фигуры (туловище или туловище с неподвижной головой) и подвиж­ные части (голову, руки, ноги, лапы, хвост, уши).

Вырезание. Для вырезывания бумажных и картонных фигур используют ножницы или канце­лярский нож. Ножницы понадо­бятся тонкие, прямые, с острыми концами, хорошо наточенные. Мел­кие детали можно вырезать с помощью маникюрных ножниц. Вырезать надо очень аккуратно (особенно лицо), точно следуя линии, нанесённой твёрдым, остро отточенным карандашом. Отвер­стия для соединения деталей мож­но сделать шилом или дыроколом. Края вырезанных фигур желатель­но смазать жидким мылом и про­гладить кольцами ножниц или тупой стороной лезвий, чтобы не было ворсистости, которая даёт на экране неряшливый силуэт.

Соединение. Все части фигур соединяют с помощью мягкой тонкой проволоки, толстой капро­новой лески или жильной струны (жилки). Леска и жилка лучше, так как проволока быстро разнашивает отверстие, сквозь которое она про­пущена. Жильной струной соеди­няют таким способом: сквозь от­верстия в соединяемых частях про­пускают небольшой кусочек жилки

60 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

так, чтобы с обеих сторон выглядывали кончики – миллимет­ров 5-6 каждый. Затем к этим кончикам подносят зажженную спичку. Жильная струна вспыхивает и заваривается в комочек у самой поверхности картона (огонь надо быстро погасить, чтобы картон не загорелся). Получается прочный и легкий шарнир. Так же действуют и с капроновой леской. Фигуры из фанеры монтируют при помощи шурупов или заклепок из алюми­ниевой проволоки.

проходят нитки, с помощью которых можно поднять или опустить отдельные детали (руки, ноги, лапы, хвосты).

Внимание, перед сборкой обязательно проверьте комплект­ность деталей и правильность их размещения на основной части фигуры. Особенно внимательно отнеситесь к деталям, которым полагается быть правыми или левыми.

Важно! Чтобы тонкая фигура не прогибалась, к ней прикрепляют тонкую деревянную рейку. Рейка идёт по всей вертикали фигуры, проходит по одной из ног и продолжается ниже, становясь также и рукояткой (держалкой). К рейке прикреплены все рычажки для управления фигурой, вдоль неё (через проволочные скобки)

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Диет Вигман: как сделать скульптуру из тени

В детстве мы все любили играть с тенями, показывая с помощью рук несколько классических фигур — собачку, зайчика, птичку. Человеческие руки способны создать на освещенной стене удивительный мир, причем невероятно реальный. Существует целое направление подобного театра теней, которое обычно начинается с детского увлечения, а превращается в настоящее искусство — создание удивительных силуэтных образов с помощью собственного тела. Театры теней — и кукольные, и с живыми актерами — гастролируют по всему миру, пользуясь постоянным успехом у детей и взрослых.

Статический театр теней — это тоже серьезное направление современного искусства. Диет Вигман, о котором пойдет речь, не единственный мастер теневой скульптуры, но один из ведущих скульпторов, работающих в этом направлении. Основа его искусства заключается в точнейшем геометрическом расчете. Тень от каждого элемента любой из его скульптур должна падать в строго определенном направлении — тщательно рассчитывается количество источников света, их интенсивность и местоположение. И рождаются шедевры.

Turning plant («Превращающееся растение», 1992). Тут имеет место игра слов, поскольку turn по‑английски может значить как «вращаться», так и «превращаться», а ветки, искусно размещенные Диетом Вигманом в горшке, вращаются на своем постаменте, образуя на стене римский профиль.

Истоки теней

Диет Вигман родился в 1944 году в голландском городке Схидам. Это было тяжелейшее для Нидерландов время: немецкая оккупация подходила к концу, из-за забастовки на железной дороге и эмбарго на поставки продовольствия в Западные Нидерланды разразился чудовищный голод, получивший в истории название «Голодная зима 1944 года». Но после войны, особенно в 1950-х, Голландия начала быстро восстанавливаться, а Схидам, будучи городом-спутником более крупного Роттердама, стал значительно богаче и уютнее, чем даже до войны.

Световое искусство

Номинально скульптуры Диета Вигмана относятся к жанру светового искусства. Интересно, что предтечами европейского светового искусства были создатели церковных витражей, в правильном видении которых основополагающую роль играло наружное освещение. В солнечную погоду разноцветная мозаика расцветала свежими красками, ночью же вообще была не видна. Другой исторической разновидностью светового искусства является театр теней, известный ещё по описаниям Платона и существовавший задолго до нашей эры. Но лишь в XX веке свет стал не просто вспомогательной частью смежных художественных произведений, а «главным героем» целого направления в искусстве. Этому явлению способствовало в первую очередь распространение искусственного электрического света — значительно более яркого и стабильного, нежели газовое освещение или всполохи пламени. Основателем этого направления считается венгерский художник и фотограф Ласло Мохой-Надь, создавший кинетическую скульптуру Light-Space Modulator (1922−1930), основным действующим элементом которой является свет (или тень).

В 1960-х искусство в Нидерландах стало необычайно востребованным, поскольку люди уже жили, а не выживали. Годом начала своей карьеры Вигман считает 1965-й, хотя расцвет его светового мастерства пришелся на 1980-е: именно тогда он создал значительное количество работ, выведших его в мастера мирового уровня.

Диет Вигман // Год рождения: 1944 // Место жительства: Роттердам, Нидерланды // Род занятий: скульптор, художник // Кредо: «Мои работы — попытка создать совершенную красоту из откровенного мусора».

Многие скульпторы работают со светотенями, но методика Вигмана отличается от традиционного подхода одной деталью. Обычно скульпторы пытаются получить результат в виде тени на стене, формирующая же тень скульптура при этом может выглядеть как бесформенный комок проволоки или бессистемная куча мусора. Вигман же не только получает потрясающей точности светотеневые изображения, но и придает источнику тени скульптурную форму, позволяющую рассматривать его как отдельное произведение искусства. Любопытно смотреть, как некий трехмерный объект, вполне завершенный и интересный, отбрасывает на стену или пол совершенно не соответствующую ему тень. Будто чья-то чужая тень перебежала и приклеилась к неправильному носителю.

David after dinner («Давид после обеда», 1983). Материал — деформированные кухонные принадлежности.

Новая классика

Диет Вигман любит использовать в своих работах классические мотивы. Например, он создал значительную серию скульптур совершенно разной формы и размеров, отбрасывающих на вертикальную поверхность тень статуи Давида работы Микеланджело. Внешне скульптуры не похожи друг на друга ни на йоту. Например, работа Regarded from two sides («Рассматриваемый с двух сторон», 1984) сделана из отжившей свое электроники, проводов, фольги, обрезков жести, а David after dinner («Давид после обеда», 1983) — из деформированных кухонных принадлежностей — терок, ситечек, вилок Помимо «Давида», в разное время Вигман создавал теневые изображения «Венеры Милосской», бегущего бога Гермеса, «Мыслителя» Родена, а также культурных идолов нового поколения, в частности — застывшего в танце Майкла Джексона.

Читайте также:  Растительный декор двора

Shadow dancing («Теневой танец», 2008) — одна из недавних работ Диета Вигманна, созданная незадолго до смерти Майкла Джексона. Скульптура непрерывно вращается на постаменте, постепенно формируя фигуру танцора на стене.

Иногда Вигман делает «инвертированные» скульптуры, в которых изображение формируется не тенью, а, наоборот, светом. Скульптура в таком случае представляет собой нечто вроде арки, очерчивающей силуэт. Но есть и другие решения. Например, в работе Misty Eyes («Туманные глаза», 1989) лампа освещает аккуратно разложенное на бархате бриллиантовое ожерелье. Отблеск, который ожерелье отбрасывает на стену, образует символ доллара — перечеркнутую «эску», что одновременно удивительно с точки зрения оптики и символично в социальном плане. Аналогичная техника — не тени, а именно отблеска ярких объектов — использована в работе Homo Habilis (1982), где хаотичная россыпь граненых под алмаз стеклянных осколков образует изображение черепа и скрещенных костей.

Greedy consumption («Жадность потребления», 1993). Силуэты континентов образованы скульптурками людей, возделывающих землю.

Наконец, нередко — в частности, для получения теневых копий картин — художник использует не только свет, но и цвет. Разноцветные стекла, через которые проходят лучи, позволяют Вигману «скопировать» известнейшие полотна разных времен, работы живописцев прошлого — от Рембрандта до Магритта. Цвет придает изображению значительно более глубокий символизм. Например, инвертированная тень древнеримского бога Вулкана, пропущенная через красные стекла, приобретает оттенок лавы.

Наиболее эффектно работы голландца выглядят на вращающемся постаменте при статичном положении источника света. Удивительно, как абстрактная, рваная тень при повороте неожиданно складывается в изящное, выверенное до миллиметра изображение.

Venus on fire («Венера в огне», 1985). Одна из работ, в которой тень имеет цвет благодаря полупрозрачному материалу скульптуры-исходника.

Немного о разном

В своем творчестве Диет Вигман очень многогранен. Игры со светом — это лишь одна из многочисленных сторон его художественной натуры. Помимо светотеней, он делает вполне традиционные (если можно применить этот эпитет к современному голландскому искусству) скульптуры, а также совершенно удивительные изделия из керамики. Последние имитируют своим внешним видом бумагу, куски ткани, ржавые трубы и кожаные сумки — когда вы берете их в руки, вы никак не ожидаете встретить твердую и хрупкую керамическую поверхность. Это сбивает с толку. Кто, кроме Вигмана, догадался бы сделать из керамики точную копию ржавой консервной банки? Никто. Так и хочется пнуть ее ногой, но нельзя — разобьется.

Как мастер керамики Диет Вигман стал известен уже к концу 1960-х годов — его безумные хрупкие банки и сумки производили на зрителей неизгладимое впечатление. Впоследствии работы Вигмана экспонировались — и продолжают выставляться — в крупных галереях наряду с произведениями Пьеро Мандзони, Яеи Кусамы и Жана-Мишеля Баскии, художников, чьи имена не требуют дополнительного представления.

Atlas Off Balance («Атлант, потерявший равновесие»). Скульптура, составленная из монет, образует на стене тень титана Атланта, поскользнувшегося и с трудом удерживающего Землю на весу (хотя в оригинале Атлант держит лишь небесный свод, а не всю планету). Тонкая ирония заключается в послании к зрителю: «Алчность погубит мир».

Сегодня Диет Вигман рассматривается искусствоведами и художественными критиками как один из пионеров жанра световой скульптуры. Он первым начал «играть» с различными оптическими эффектами, используя не только слепое отражение, но и физические свойства света — разнообразные искажения, интерференцию. Кроме того, Вигман создал значительное количество картин, рисунков и художественных фотографий — он никогда себя не ограничивал в плане жанра и не собирается делать это впредь. Но, рассказывая о себе, художник весьма скромен: он старается представлять себя в первую очередь работами и уже во вторую — вехами карьеры и многостраничным перечислением индивидуальных выставок. Хотя говорить тут тоже есть о чем: например, в 2009 году Диет был выбран лучшим художником Нидерландов (премия The Most Brilliant Artist of the Netherlands), а в 2008-м режиссер Майк Редман снял документальный фильм «Анаграмма», полностью посвященный творчеству Диета Вигмана.

Наверное, приятно быть живым классиком и почивать на лаврах. Но Диет не почивает. Конечно, он работает меньше, чем в молодости, но ни на секунду не оставляет выбранную полвека назад дорогу.

Материалы для изготовления силуэтных кукол

Традиционно для изготовления фи­гур теневого театра выбирают тём­ный картон или фанеру. Поэтому теневая фигурка довольно часто ассоциируется с жёсткой чёрной формой. Но на самом деле цвет в данном случае не имеет большого значения, поскольку для образо­вания тени на экране важна лишь непрозрачность материала.

Картон и фанера дают на эк­ране густую, чёрную тень.

Картон для работы надо брать достаточно плотный и тонкий. Если он слишком тонок, можно склеить два-три слоя. Не рекомендуется использовать очень толстый и рых­лый картон, поскольку края фигур из такого картона быстро обтреп­лются и дадут на экране неряшли­вые, неприятные силуэты.

Фанерная фигура значительно прочнее картонной и, кроме того, позволяет использовать более сложный и точный механизм управ­ления. Но при выпиливании теневой

фигуры с помощью лобзика нужно иметь умение, терпение и желание работать ещё аккуратнее, чем с кар­тоном. При умелой работе милли­метровая фанера, близкая по своей толщине к картону, позволяет соз­дать точный силуэт. При желании и сноровке некоторые фигуры можно делать, сочетая фанеру с картоном.

Бумагу и ткани используют, если нужна менее интенсивная, сероватая или имеющая какой-то цветовой оттенок тень. Силуэты можно вырезать из раскрашенной цветными пятнами чертёжной или акварельной бумаги – тогда во время спектакля фигурки будут выглядеть на просвет светлыми и слегка тонированными.

Теневые фигуры могут быть совершенно непрозрачными (в полном смысле слова теневыми) или же просвечивающимися, транспарантными. Обычно такие фигуры из цветных кусочков фольги или целлофана применяют для цветных теневых постановок. Могут быть и комбинированные фигуры, у которых одни части непрозрач­ные, другие же транспарантные.

Силуэты для теневого театра могут быть лёгкими, тонкими, с

мелкими деталями. Лица следует вырезать по контуру волос, платка или шапки, а в образовавшуюся пустоту наклеивать кальку или очень тонкую бумагу. При желании и умении можно прорисовать лицо по кальке тушью и пером. В этом случае прорезать можно не только черты лица, но и кисти рук (как это делают на окладах икон) и закрыть калькой. Ещё можно прорезать узоры на одежде персонажей или декорациях и закрыть их разным количеством слоев кальки. Сами фигуры нужно надежно приклеить к тонкой прочной палочке – для удобства управления.

Предельная выразительность силуэта составляет основную пре­лесть теневого театра. Можно на­учиться видеть и умело изобра­жать тени предметов, но для этого

важно понимать, в каком ракурсе они наиболее выразительны. Точ­ная – до миллиметра – линия, ко­торая очерчивает силуэт, может передавать мельчайшие детали. Образ, характер и динамика пер­сонажа создаются самыми неза­метными на первый взгляд изги­бами этой линии. Возьмите ка­кой-нибудь бумажный силуэт и просмотрите его в виде тени на экране. Вы сразу увидите подроб­ности, которых не замечали рань­ше. Ваша фантазия придаст па­дающей на экран тени то, что в бумажной фигуре при обычном восприятии и увидеть невозможно, даже объём и цвет.

Силуэт может быть вырезан в каком-то неожиданном ракурсе и в то же время характерном, легко узнаваемом, так что тень от плос­кого силуэта скорее даст вам пред­ставление о предмете, чем тень от самого предмета. Попробуйте повертеть за экраном какой-либо объёмный предмет, и вы увидите, что в ряде положений он будет от­брасывать на экран совершенно непонятную тень. Когда показы­вают предмет неодушевленный, это не так важно, К примеру, для ветки или вазы можно легко найти ракурсы, при которых их тень будет достаточно характерной. Но тень – человеческий профиль – при ма­лейшем повороте головы стано­вится на экране совершенно не­узнаваемой. Поэтому при создании декораций и теневых фигуры важно всё время проверять, как они вы­глядят на экране. Художественное чутьё и практика помогут вам по-

нять основные принципы построе­ния силуэта для теневого театра.

Приведём несколько советов, полученных нами от опытных кук­ловодов и художников-силуэти­стов, поскольку создание сцени­ческого образа при помощи си­луэта имеет свои специфические особенности.

Прежде всего, не рекоменду­ется делать фигуру абсолютно ста-

тичной, полагая, что динамическую выразительность ей придадут ме­ханические движения на экране. Вместе с тем, теневую фигуру нуж­но заранее рассчитать на какое-то определенное количество дви­жений (чем меньше, тем лучше!) и в самой конфигурации силуэта за­ложить потенциальную возмож­ность выполнения этих функций.

Читайте также:  Декор уличного ковра

Предположим, вы хотите сделать персонаж «сказочный слуга», кото­рый в одной картине несёт поднос с грудой золотых вещей, а в другой картине должен низко поклониться своему господину. Вы не сможете добиться, чтобы одна и та же фигура «умела» и кланяться, и держать пе­ред собой на вытянутых руках тя­жёлый груз. Придётся для первой картины нарисовать фигуру, в ко­торой чувствуется стремление со­хранить равновесие (откинутая на­зад голова, выпрямленная или слег­ка отведенная назад спина). Но для второй картины эта фигура уже не подойдёт, так как она не сумеет сделать убедительный поклон, и вам придется для второй сцены вы­резать другую фигуру. Вместе с тем было бы ошибкой придавать каждой фигуре слишком уж «готовую» позу. Задача художника – вместе с ре­жиссёром (в любительских условиях обе эти функции нередко совме­щаются в одном лице) внимательно изучить характер и возможные дей­ствия конкретного персонажа с тем, чтобы создать одну или несколько дублирующих фигур, которые имели бы полное внешнее сходство, но от­личались бы позой или способом управления. Каждая из таких фигур

64 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

сможет точно и выразительно со­вершать действия и поступки, по­лагающиеся ей по сюжету.

«Живые фигуры» – способы управления

Для управления самой простой те­невой фигурой к основной части фигуры (туловищу) прикрепляют проволоку или деревянную планку – так, чтобы нижняя её часть опус­калась ниже фигуры на 10-15 см и позволяла вам незаметно дер­жать её на ширме или на экране. Если фигурка достаточно высокая, её нужно опоясать прочной ниткой и управляющую проволоку (или планку) пропустить под ней.

Обычно кукловод сидит справа (левши слева) от демонстрацион­ной рамы и двигает фигуру правой рукой (левши соответственно – ле­вой), а управляет её движениями свободной рукой. Если в представ­лении задействованы два кукло­вода, они садятся по обеим сто­ронам экрана.

Наиболее распространены два способа управления фигурами:

• снизу при помощи ниток (ев­
ропейский способ);

• сзади при помощи тростей (ки­
тайский способ).

Для управления куклами лучше брать не нитки, а рыболовную лес­ку. Каждое движение может про­изводиться либо с помощью одной нитки (тогда обратное движение будет вызвано действием проти­вовеса), либо двух ниток, каждая из которых вращает деталь (ногу, лапу, хвост) в противоположном направлении. Двумя нитками мож­но наклонять голову персонажа.

Движение ног у теневых пер­сонажей ограничено. Обычно те­невая фигура перемещается, не перебирая ногами, будто скользит, и с этой условностью даже самые маленькие зрители свыкаются бы­стро и легко. Иногда режиссёр весь спектакль строит таким образом, чтобы ноги персонажей не были видны и движение наблюдалось только по верхней части фигур. Приёмы, позволяющие скрыть ноги, бывают самые разные: дви­жение фигуры по лугу с высокой травой, маскировка ног длинным платьем, показ фигур из окна, из-за забора.

Управление куклой так назы­ваемым китайским способом, т.е. при помощи тростей, отходящих назад, имеет большое преимуще­ство. В этом случае теневая фигура получает неограниченный спектр движений. Она может передвигать ноги, отрываться от края экрана (от «пола», «земли») и даже летать по воздуху. При этом способе управления фигура не прикреп­ляется жёстко к рейке, и все её части двигаются свободно. Но для управления такой фигурой нужна большая тренировка. Часто для управления одной фигурой тре­буются два кукловода. Работая очень близко друг от друга, иногда переплетая руки и прикасаясь плечами, они должны действовать предельно слаженно и чётко.

В китайском теневом театре трости не всегда прикрепляются к теневой фигуре, а по мере необхо­димости актер с ловкостью жонг­лёра вставляет конец трости в со­ответствующее углубление и пе­ремещает фигуру.

В «Московском театре теней» (худ. руководитель Г. Крупенин) при китайском способе управления пользуются тростями, прикреплен­ными к фигуре. К тростям приде­лывают небольшие крючки, на обратной стороне фигуры имеются петли, в которые продеваются эти крючки, и таким образом теневоды управляют фигурой. Трости, при­крепленные к петлям, кукловод держит перпендикулярно к плос­кости экрана. Если для управления фигурой в данный момент требу­ется три трости, то на помощь

приходит второй кукловод. Напом­ним, что при этом способе источ­ник света должен быть размещен так, чтобы тени от тростей не па­дали на экран. Чтобы действия происходили слаженно, их нужно хорошо отрепетировать.

Во время представления ис­полнители – куклы или люди – дви­гаются у самого экрана на одной линии или же удаляются от него, если нужно изменить размер тени. Важно тщательно отрепетировать движения и жесты, чтобы во время представления они были чёткими, выразительными, понятными. Если в спектакле задействовано не­сколько исполнителей, желательно продумать их взаимное размеще­ние: когда тени накладываются друг на друга, на экран проециру­ется бесформенный силуэт.

В теневых спектаклях лучше из­бегать встречных движений или же проводить одну фигуру мимо дру­гой очень быстро, чтобы зрители – особенно самые маленькие и неискушённые – не успели заме-

тить искажение теней. Жестику­лирует, как правило, одна фигура – та, которая в данный момент действует и разговаривает. Если по ходу действия нужно повернуть куклу в другую сторону, нужно до­вести её до конца сцены и поворот совершить вне экрана или же вос­пользоваться декорацией.

Многочисленные фигурки не­обходимо держать в строгом по­рядке: лучше всего сложить их в стопочки «покадрово» – тогда сверху окажется фигурка, которая требуется для очередной подмены. Такой способ оживления кукол мож­но назвать ручной мультипликаци­ей. Теневая фигура имеет точные, скупые движения, количество ко­торых сравнительно невелико. По­этому их тщательно продумывают и отбирают. Полезно, чтобы актер сам проверял характерность фи­гуры, наблюдая ее тень на экране.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

ТЕНЕВАЯ ФИГУРА

Бог Аид был богом теней, душ умерших в Подземном мире. Мужчина-Аид оказывается «теневой фигурой» в современном мире. С урбанизацией мира, разрывом семейно-родовых отношений, фактическим устранением сословной принадлежности в развитых странах человек получает возможность все чаще и свободнее уходить в тень, исчезать из виду, теряться. Черты Аида заметны в положении и деятельности многих людей, организаций, сообществ в наше время. Не станем всех этих людей называть мужчинами-Аидами. Мы указываем здесь большей частью на характерные черты образа. И уход в тень — одна из них.

У большого руководителя-Зевса много полномочий и власти над большим количеством людей. И рядом с ним всегда могут появиться некие теневые фигуры. Это обычно соратники и помощники, прячущиеся от глаз публики. Они могут преследовать свои личные и корыстные цели, а могут помогать «делать общее дело», строить систему, возводимую Зевсом. При этом вполне может присутствовать некое негласное соперничество с законной властью — для мифологического Аида, кстати сказать, нехарактерное, но в жизни встречающееся. Так Алексей Николаевич Косыгин считался «серым кардиналом» советской политики и, по слухам, постоянно соперничал с Брежневым. Рассказывают, что на Олимпиаде 1980 года они толкались, чтобы вылезть вперед и зажечь олимпийский факел. Конечно, как самостоятельная политическая фигура и крупный начальник Косыгин имел черты Зевса, но все-таки был Зевсом Подземным, обладая чертами Аида. В то же время фигуры «всемогущего кукловода», стоящего за марионеточным правителем, нет в системе греческой мифологии, потому нет его и в этом описании.

В наши дни гораздо больше, чем прежде, стало теневых фигур на стыке государственной власти и бизнеса. Это «негласные хозяева» городов, которые меняют мэров, кормят с руки судей, а прокуроров цепко держат за причинные места. Обладание тайной властью всегда предполагает качества Аида, даже если основной жизненный сценарий у человека идет по модели Посейдона. Также в нынешнем мире активно культивируется сочетание Ареса и Аида. Это военные люди в камуфляже и масках или же бандиты и наемные убийцы, террористы. В их сценарии есть как открытые черты (и правила развития) Ареса, так и характерные признаки Аида (который сам по себе особенно не развивается). Чем больше в них Аида, тем больше в изначально Аресовском типаже маргинальности, тайных целей, бунта против верховной (легитимной) власти. При этом как Арес он способен лишь подчиняться командиру и делать, что говорят, а как Аид — лично равнодушен к вопросам власти (в этом его отличие от бунтаря Прометея).

Похожие главы из других книг

Глава 8. Аид: тайный властитель, отшельник, теневая фигура

Глава 8. Аид: тайный властитель, отшельник, теневая фигура «…лишь бы смотрели на Божий свет два разных моих лица!» Миф об Аиде Аид, или Гадес, — брат Зевса и Посейдона, бог, выбравший по жребию править царством мертвых. Имя «Аид» означает буквально «невидимый», «безвидный»

Фигура и маска

Фигура и маска Фигура — это конечный продукт превращения. Дальнейшего превращения она уже не допускает. Фигура ограничена и ясна во всех своих чертах. Она не природна, а является человеческим созданием. Это спасение из бесконечного потока превращений. Фигуру не следует

Читайте также:  Виды карнавальных масок

Александр Бикбов. Осваивая французскую исключительность, или Фигура интеллектуала в пейзаже

Александр Бикбов. Осваивая французскую исключительность, или Фигура интеллектуала в пейзаже В одной из многочисленных вылазок с друзьями по окрестностям Клод Моне потерял зонт. Имея привычку до рассвета выходить из дома и подолгу созерцать перемену красок окружающего

III. Этика, фигура нигилизма

III. Этика, фигура нигилизма Определим ли мы ее как консенсуальное представление о Зле или как заботу о другом, прежде всего этика обозначает характерную для современного мира неспособность назвать Добро и проявить к нему волю. И даже более: господство этики — симптом

1. Фигура (schëma)

1. Фигура (sch?ma) а) Термин”фигура”в период ранней классики был весьма популярен. Не только Пифагору (14, фрг. 6a) приписывалось учение о”составе космических фигур”, и не только у Филолая (A 13) было учение о пяти фигурах космических элементов. Собственно говоря, и вся атомистическая

1. Фигура

1. Фигура а) Являясь очертанием границы тела (Men. 76a), фигура тела ясно отличается у Платона от звука и цвета вещи (Crat. 423 d, Gorg. 465b), от ее внутреннего смысла (Theaet. 163b) и от ее внутренней красоты (R. P. V 476b). Эта фигура тела либо свидетельствует об его округлости или прямизне (Epist. VII 342

1. Фигура

1. Фигура а) Первоначальный смысл термина”фигура”определяется тем, что Аристотель помещает эту”схему”в число своих десяти категорий, а именно в области качества, в котором”схема”является внешним обликом предмета (Categ. 8, 10a 11 – 16). Поэтому уже в силу расчлененности категорий,

2. Плотин. Фигура, порядок, позиция и мера

2. Плотин. Фигура, порядок, позиция и мера а) Само собой разумеется, не может вызывать никакого удивления, что фигура понимается у Плотина, в первую очередь, чисто физически – говорится о фигуре топора (I 8, 8, 12), железа (1, 4, 21. 23), движения руки (IV 4, 29, 23) и о форме шара (VI 5, 9, 2) и

Фигура свидетеля

Фигура свидетеля Если победитель и побежденный идентифицируют себя сами на основе взаимного участия в произошедшем событии, то для идентификации преступников и жертв необходима внешняя инстанция. Это означает, что к паре «преступник – жертва» следует добавить «фигуру

Стать тростинкой: стилисты перечислили простые приемы, которые сделают фигуру стройнее

Фигура не всегда радует свою обладательницу. Даже счастливицы с точеными формами порой видят в себе то, над чем нужно поработать. Спорт и правильное питание – решение вопроса. Однако для этого нужно время, а радоваться своему отражению в зеркале хочется уже сейчас.

Как быть, подскажут стилисты. В их профессиональной копилке советов есть немало так называемых «стройнящих приемов». Выберите то, что подходит именно вам!

Высокая талия на юбке и брюках

Удлиняет рост, подчеркивает талию, дает в бедрах правильный объем, — перечисляет стилист Татьяна Базлова.

© Instagram @tatibazlova

Используйте ремни и пояса

Ремень влияет на десятки образов. Если у вас такого еще нет – пора покупать. Наибольший акцент на талии сделает широкий ремень. Носить поверх любых оверсайз вещей, на свободные платья, рубашки, блейзеры, удлиненные свитера и даже футболки.

© Instagram @tatibazlova

Акцент на шею

Делаем шею длиннее и вытягиваемся: длинные тонкие колье, V-образный вырез, вертикальные контрастные полоски, любые вставки, вертикальный принт в топах.

© Instagram @tatibazlova

Монохром

Чем ближе оттенки топа и низа, тем стройнее выглядит фигура. Хотя, в монохроме можно давать и разные оттенки в рамках одного цвета.

© Instagram @tatibazlova

Длина макси

Длинные прямые и широкие брюки, почти в пол, юбки полной длины также образуют визуальную вертикаль и стройнят.

©​​​​​​​ Instagram @tatibazlova

Используйте шляпы и обувь хотя бы на небольшой платформе

И то, и другое плюс пару сантиметров к росту, что соответственно сразу «худит».

©​​​​​​​ Instagram @tatibazlova

Не застегивайте блейзер/жакет/пиджак на пуговицы

Он не для этого придуман (можно застегнуть, только если наверх надевается ремень). На распах: во-первых, стильно смотрится, во-вторых опять же вытягивает.

©​​​​​​​ Instagram @tatibazlova

Своими наблюдениями о том, как зрительно сделать фигуру более стройной, поделилась и имиджмейкер Оксана Денисова.

Любое вытягивание фигуры по вертикали стройнит, — уверена специалист. — С помощью цветовых иллюзий, фасонов, принтов – неважно. Важно, чтобы линия силуэта считывалась вашим глазом как вертикальная.

Чтобы выглядеть стройнее, нужно при помощи различных приемов делать визуально себя выше. Человеческий глаз устроен таким образом, что:

темные цвета он воспринимает менее объемными, чем светлые;

вертикальные линии, которые мы создаем при помощи одежды, выглядят менее объемными, так как глаз скользит вниз по вертикали;

2 темных, совпадающих по тону или не контрастных (близких по тону) цвета верха и низа или внутреннего и верхнего слоя сливаются, создавая вытянутый силуэт в одежде;

2 контрастных между собой цвета многослойной удлиненной одежды верха создают вертикальную линии в центре фигуры. При этом визуально взгляд воспринимает только объем внутреннего контрастного слоя.

Тень, падающая от одной фигуры на другую

1. Метод обратных лучей

Метод обратных лучей успешно применяется при построении теней, падающих от одной геометрической фигуры на другую, и характеризуется следующими построениями:

а) строятся тени, падающие от обеих заданных фигур на какую-либо плоскость;

б) выявляются точки пересечения теней от двух линий, из которых одна принадлежит контуру первой фигуры, а другая — контуру второй;

в) при помощи обратных лучей (то есть лучей, параллельных лучам света, но имеющих обратное направление) “возвращаются” эти точки в пространство (на соответствующие контурные линии фигур);

г) с помощью полученных точек определяется искомая тень, падающая от одной фигуры на другую.

На рис. 86 показано применение метода обратных лучей на

примере построения падающей тени от прямой на плоскость треугольника.

Построены падающие тени от треугольника АВСи от прямойEDна плоскость Н. Через точкиМT‘ иМT‘, общие теням прямойEDи сторонамАВи ВС, проведены обратные лучи, пересекающие указанные прямые соответственно в точкахМ’,М”,К’иK”. ТочкиМ’иK’представляют собой тени от точекM”иK”прямойЕDна стороныАВиВС. Искомая же тень будет определена точкамиM’K’.

На рис. 87 приведено решение этой задачи в ортогональных проекциях.

2. Метод следа светового луча (метод сечения лучевой плоскостью)

Метод следа луча основан на том, что тень, падающая от точки, есть след проведенного через нее луча.

На рисунке 88 приведено решение задачи на построение тени от прямой АВна плоскость Q (CDEF) в ортогональных проекциях методом следа луча (или сечения лучевой плоскости).

В данном случае тень от прямой АВна плоскость Q построена с помощью двух точекАTQ(АTQ‘,АTQ”) иВTQ(ВTQ‘,ВTQ”), в которых пересекаются с плоскостью Q(CDEF) соответственно данная прямая и световой луч, проходящий через точкуВ.

Плоскость H является лучевой плоскостью, которая проводится через лучВВTQдля определения точкиВTQ(ВTQ‘,ВTQ”).

Тени геометрических тел

Выше говорилось, что тени делятся на собственные и падающие. Определение собственной тени сводится к нахождению ее контуров, то есть линий, отделяющих освещенную часть поверхности от неосвещенной.

Контур падающей тени можно рассматривать как тень, падающую от контура собственной тени.

Тени многогранников

На рисунке 89, 90 построены собственная и падающая тени прямой пятиугольной призмы.

Для определения контура собственной тени призмы необходимо установить освещенность ее граней. Так как боковые грани призмы перпендикулярны к плоскости Н, то их освещенность легко определить на горизонтальной проекции, где видно, что обращены к свету две грани: EFGKиKGAB.

Освещено также верхнее основание призмы.

Таким образом, контуром собственной тени является ломаная ABCDEFGA, от которой построена тень, падающая на плоскости H и V по правилам, изложенным в предыдущей теме.

На рисунке 91,92 приведен пример построения собственной и падающей теней правильной пятиугольной пирамиды SABCDE.

В отличие от прямой призмы, боковые грани пирамиды не являются горизонтально-проецирующими плоскостями, поэтому определить их освещенность непосредственно по горизонтальной проекции не всегда возможно.

Строим падающую тень ST‘ от вершиныSна плоскость Н и определяем падающие тени от боковых ребер пирамиды. Линиями контура падающей тени пирамиды оказались прямыеST‘А иSTD. Следовательно, контур собственной тени пройдет вдоль реберSAиSD. Таким образом, в собственной тени будут находиться граниSAE,SDEи основание пирамиды.

Ссылка на основную публикацию