Рисование зубной щеткой

Методическая разработка “Нетрадиционные изобразительные техники. Рисование при помощи зубной щетки”

Методическая разработка может быть полезна для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, руководителей изостудий, творческих кружков и объединений. Описанные нетрадиционные техники рисования применимы для занятий с детьми 5 – 10 лет. Материалы, необходимые для рисования можно найти в любом доме.

Цель методической разработки:

оказание методической помощи педагогам в выборе нетрадиционных, доступных и эффективных техник рисования, способствующих творческому развитию детей.

Задачи:

  • выделить и дать описание возможным видам рисования зубной щеткой;
  • определить различные варианты применения данных техник рисования;
  • выработать методические советы и рекомендации по использованию предлагаемых изобразительных техник.

Материалы и оборудование:

  • акварельные и гуашевые краски, бумага, палитра, вода;
  • зубные щетки (старые), стеки, плоские палочки, карандаши, пластиковые линейки или расчески;
  • засушенные листочки, цветы и травинки, трафареты, шаблоны;
  • клеенка, газета, фартук, нарукавники.

Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.

Использование нетрадиционных техник при обучении детей рисованию способствует развитию:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • изобразительных навыков и умений;
  • наблюдательности, внимания и усидчивости;
  • эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Преимущества нетрадиционных техник рисования зубной щеткой:

  • техники просты для освоения;
  • позволяют достичь положительных результатов при рисовании;
  • способствуют развитию творческого потенциала учащихся;
  • для рисования используются доступные подручные материалы;
  • техники рисования при помощи зубной щетки можно объединять с любой другой изобразительной техникой.

При рисовании в нетрадиционных техниках используют разнообразные предметы вместо кисти. Рисовать красками можно не только кисточкой, но и с помощью зубной щетки. Зубная щетка – один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования, использование которого при рисовании помогает вызвать у детей интерес к творческой деятельности, экспериментам при рисовании, достичь “ситуации успеха”, т.к. хорошие результаты получатся у каждого ребенка, даже если он умеет рисовать не достаточно хорошо.

Можно выделить две техники рисования при помощи зубной щетки:

  1. Техника рисования “набрызгом”.
  2. Техника рисования зубной щеткой как кистью.

Техника рисования “набрызг”

Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Этапы работы в технике “набрызг”:

  • Смочить щетку водой.
  • Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
  • Набрать немного краски на зубную щетку.
  • Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
  • Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
  • Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.

При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

Техника рисования “набрызгом” позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.

Варианты применения техники рисования “набрызгом”:

  • при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев и других предметов;
  • при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба ;
  • для изображения листьев, кроны деревьев, цветов;
  • для доработки, дополнения рисунков;
  • при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок ;
  • в качестве фона рисунка;
  • при тонировке бумаги для аппликативных работ;
  • при изготовлении паспарту и др.

При помощи набрызгивания зубной щеткой можно рисовать рисунки при помощи шаблона или трафарета. Трафарет (шаблон) выкладывается на лист бумаги и сверху наносится “набрызгом” краска. После этого следует аккуратно убрать трафарет. На листе бумаге останется четкая тень. Используя трафареты, можно выполнить изображения деревьев, самых разнообразных животных и нарисовать рисунки на темы “Зимний лес”, “Африканские жители”, “Зоопарк”, “Животные на ферме” и т.д.

Можно применять многослойный “набрызг” с использованием нескольких трафаретов. Трафареты лучше делать из плотного картона. Сначала выкладываются на лист те элементы, которые должны остаться белыми (их не убирают до конца рисования). Затем при помощи зубной щетки и стеки наносят самый светлый слой краски. Поверх первого трафарета выкладывают второй и наносят второй слой краски, более темной. Поверх второго трафарета выкладывают третий и т.д. Последний слой краски должен быть самый темный. В конце убираются все трафареты. [1]

На бумаге можно красиво расположить несколько сорванных перед рисованием или засушенных листьев, цветов или какой-нибудь другой предмет. Желательно, чтобы он имел характерную форму и не был очень большим по размеру (монеты, старые ключи и т.п.) и применить набрызгивание.

Применяя технику “набрызга” можно заготовить тонированную бумагу интересных расцветок. Такую бумагу используют при выполнении тематических аппликаций для вырезания различных деталей.

В качестве заготовок под будущие работы можно использовать рисунки, которые нуждаются в доработке. Техника набрызгивания красок помогает преобразить рисунок, который получился не совсем удачным или выглядит не интересно. Например, добавить снег в зимнем пейзаже или кружащиеся разноцветные листочки при изображении осени. Работы сразу преображаются.

Техника рисования зубной щеткой как кистью

При рисовании вместо кисти можно воспользоваться зубной щеткой. Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу, сочетать более светлые и темные оттенки, наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. [2] Тем самым создается эффект объемности изображения. При помощи техники рисования зубной щеткой можно передать колючую или пушистую фактуру предмета.

Для рисования зубной щеткой как кистью используется гуашь. Важно угадать с консистенцией краски. Если добавить много воды, она будет ложиться сплошным слоем, что не даст нужного эффекта. Но если краска будет слишком сухая, рисунок вообще не получится. Рисунок, выполненный зубной щеткой, выйдет не идеальным, поэтому в конце можно подправить его кисточкой. [3]

Варианты применения техники рисования зубной щеткой:

  • для рисования фона рисунка;
  • для рисования животных, деревьев, цветов, травы,
  • при рисовании земли, воды, неба , облаков, дождя, снежных сугробов;
  • для рисования двойным мазком.
  • Зубной щеткой можно передать фактуру многих предметов (листву деревьев, облака, шерсть животных). Изображения, сделанные зубной щеткой, отличаются своеобразной пушистостью и объемностью.

    Можно изобразить всем ворсом зубной щетки густую траву, цветы, елочки, крону дерева , песок в пустыне , сугробы, дождь, облака, волны, море. А также же различных животных: кошку, белку, ежика , льва, плюшевые игрушки.

    Если зубную щетку окунуть в две разные краски, то это позволит получить в работе технику “двойного мазка”. Спектр полутонов и оттенков расширяется и простой детский рисунок выглядит как картина художника. Такая техника подходит для рисования натюрмортов, пейзажей (цветов, травы, деревьев, морских волн).

    • Перед рисованием надеть фартук или старую рубашку, халат, чтобы не испачкать одежду.
    • Накрыть стол газетой или клеенкой. Во время работы брызги будут лететь во все стороны, поэтому не забывайте застилать стол и убирать с него все лишнее перед началом работы.
    • При рисовании в данных техниках удобнее пользоваться несколькими зубными щетками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую.
    • При рисовании в технике “набрызг” важно не ошибиться с направлением движения стеки (палочки, линейки), иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника.
    • Желательно освоить легкое напыление брызгами на отдельном листе бумаги, а затем приступать к рисованию.
    • При рисовании зубной щеткой как кистью нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунуть в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе. [2]
    • Краски лучше выбирать ярких цветов.
    • Для того, чтобы рисунки, имеющие цветовой фон, не выглядели тусклыми, следует подмешивать к цветной краске белую. Когда в изображении присутствует белый цвет, картины выглядят яркими, красочными и привлекательными. [4]

    Мастер-класс «Рисование зубной щеткой»

    Для чего нужна зубная щетка? Конечно, чтобы чистить зубы. А что вы делаете со старыми зубными щетками? Выкидываете? Ну, и зря! Ими можно рисовать! В нашем мастер-классе мы вам покажем несколько оригинальных приемов рисования зубной щеткой.

    Для работы нам потребуются материалы и инструменты:

    • акварельные краски,
    • вода в баночке,
    • альбомные листы,
    • цветные карандаши или фломастеры,
    • зубная щетка,
    • графитный карандаш,
    • ластик.

    Как рисовать зубной щеткой

    Приготовим все необходимое для начала: альбомный лист, баночку с водой, акварельные краски, зубную щетку.

    Зубной щеткой легко нарисовать елочку пушистую и мохнатую. Кисточкой этого то же можно добиться, но гораздо сложнее. А щеткой пара взмахов… и елочка пушистая готова. Сначала нарисуем зеленой краской веточки: мазок щеткой снизу вверх и сверху вниз. Такие мазки повторяем сверху вниз. Каждый последующий мазок длиннее предыдущего. Ствол – коричневой краской – прямой мазок сверху вниз. Предлагаем вам самостоятельно выполнить лесной пейзаж из елок.

    Те же самые мазки: сверху вниз, снизу вверх – продолжаем их во всю длину листа. Лист при этом расположим горизонтально. Волны из мазков выполняем в нижней части листа. Один ряд волн синим цветом.

    Следующий ряд волн зеленым цветом, ведь морская вода – зеленая.

    И так несколько рядов волн то синих, то зеленых.

    После того, как волны высохнут, т.е. краска. Карандашами или фломастерами дорисуем морской пейзаж. Это может быть корабль, плывущий по волнам или остров с пальмами и обезьянами, или плывущий кит.

    На другом листе попробуем нанести зубной щеткой короткие прямые мазки по кругу желтой краской.

    Когда краска высохнет, нарисуем фломастерами на не раскрашенной серединке личико. И получилось – солнышко! Вокруг солнышка могут быть облака, птички, радуга, грибной дождик с радугой.

    Коротенькие мазочки, расположенные пучком.

    Как только краска высохла, дорисуем стебельки с листиками. Получился букет гвоздик.

    Читайте также:  Как выбрать шубу

    Коротенькие прямые вертикальные мазки зеленой краской внизу листа. Черные длинные мазки пучком.

    Конечно же, это ежик! С любопытным носиком несет к себе в норку яблочко и грибок.

    Вы убедились, что зубной щеткой можно нарисовать очень интересные работы. И, конечно же, вы придумаете еще!

    Можно даже такое рисование устроить в игру типа «Дорисуй». Один игрок что-то «накалякал» красками зубной щеткой, а другой должен что-то из этого дорисовать. Такая игра прекрасно развивает воображение и не только детей!

    Приятного вам творчества! Рисовать можно всем и везде! У нас есть и другие интересные публикации: рисование по мятой бумаге и рисование витражными красками.

    Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике

    занятие для детей 2 младшей группы в нетрадиционной технике рисования – рисование зубной щеткой и манной крупой

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЯСЛИ-САД № 319 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

    ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПЧЕЛКИ»

    по изобразительному искусству

    по теме: «У елочки колкие иголочки»

    Сведения об авторе:

    Турчина Наталья Евгеньевна, воспитатель,

    МДОУ «ЯСЛИ-САД №319 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

    Конспект занятия по изобразительному искусству

    для детей 2 младшей группы на тему «У елочки колкие иголочки»

    Уточнить представления детей о ели как хвойном вечнозеленом дереве с иголками вместо листьев;

    Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование с помощью зубной щетки;

    Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение рисовать без нажима на зубную щетку;

    Закрепить знания о зеленом и белом цветах;

    Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь; побуждать мыслить, фантазировать;

    Вызвать у детей чувство восхищения красотой природы;

    Воспитывать любовь к природе, желание сохранять зеленые насаждения.

    Рассматривание иллюстраций с изображением сосновых и еловых боров;

    Загадывание и разгадывание загадок о хвойных и лиственных деревьях, о животных, живущих на и под елями;

    Беседы об украшении новогодней елки дома;

    Д/игра «Что растет на елке?», «Угадай какое дерево?»;

    П/игры «Найди дерево, которое назову», «Прятки», «Допрыгни до шишки», «Чья шишка улетела дальше?».

    подбор картинок по теме;

    подбор музыкального сопровождения;

    разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности;

    подготовка аппаратного обеспечения;

    изготовление заготовок формата А-4 с фоном и стволом ели.

    Подборка иллюстраций с изображением ели, листы формата А-4 с фоном и стволом ели на каждого ребенка, гуашь зеленого цвета, смешанная с клеем, манка, зубная щетка, игрушка Мышонок, мешочек с конфетами.

    Дети стоят на ковре полукругом взявшись за руки. Вдруг раздается писк. Дети и воспитатель начинают смотреть по сторонам и искать источник писка.

    Воспитатель – Дети, кто же это пищит?

    Мышонок – Это я…( раздается голос из-за двери).

    Воспитатель – Кто такой я?

    Мышонок – Это я, мышонок Пик-пик.(заглядывает в группу, но не заходит).

    Воспитатель – Заходи к нам, Пик-пик, не бойся! Мы тебя не обидим.

    Мышонок – А я и не боюсь! (входит в группу). Я к вам пришел по делу. У вас есть волшебная палочка?

    Дети – Нет, палочки у нас нет.

    Мышонок – Ну тогда я пошел дальше – искать волшебную палочку! Пока, ребятишки!

    Воспитатель – Постой, Пик-пик, а зачем тебе нужна волшебная палочка?

    Мышонок – Понимаете, скоро Новый год, все ставят у себя елку. А у меня же норка маленькая, а елка ведь большая, высокая – она в моей норке не поместится.

    Вот я и хочу с помощью волшебной палочки уменьшить елку и поставить ее у себя в норке для красоты!

    Воспитатель – А знаешь, мышонок, что и без палочки можно в твоей норке поставить красивую, пушистую, нарядную елку.

    Мышонок – Так не бывает!

    Воспитатель и дети – Бывает, бывает! Хочешь, мы тебе это покажем?

    Мышонок – Конечно хочу!

    Воспитатель – Но сначала, Пик-пик ты должен вместе с детьми угадать, с помощью чего мы сегодня будем делать елочку. Слушайте загадки!

    Мелкие крупинки, сыплются,

    словно белые снежинки,

    В молоко попадают –

    молоко в кашу превращают.

    Из щетины, но не свинка,

    Не кисть, а рисует,

    По зубам так скачет,

    Отбелить их хочет.

    Мышонок – Вот это чудеса – зубная щетка и манка превратятся в елку?!

    Воспитатель – Ничего-то ты, мышонок, не понял! Зубная щетка поможет нам нарисовать иголочки на веточках елки, а вот манка – это будет снежок. Я научу ребят рисовать зубной щеткой еловые веточки, и они нарисуют для тебя много красивых, пушистых и нарядных елочек.

    Мышонок – Что-то мне не вериться…. Надо посмотреть, как это у вас получится.

    Воспитатель – Ребята, проходите на свои места. Посмотрите на доску. Вы видите перед собой ствол ели и ветки без иголочек. Сколько иголок на ветках ели? (ответы детей). Можем ли мы рисовать каждую иголку отдельно? Почему? (ответы детей).

    Чтобы нарисовать на ветках елки быстро много иголок нам и понадобится зубная щетка. У щетки очень много тонких щетинок, которые похожи на иголочки. На щетину зубной щетки набрать немного зеленой гуаши, которая смешана с клеем, и движениями, напоминающими чистку зубов, от веточки провести вниз короткие прямые вертикальные линии (показываю выполнение приема рисования на доске).

    Затем снова набрать немного краски на щетку и продолжить рисовать на веточках иголки. Работать нужно быстро и четко, чтобы краска не успела высохнуть. Когда работа будет закончена, нужно набрать щепотку манки и посыпать на иголочки, которые вы нарисовали.

    И у вас получится вот такая нарядная и пушистая елочка ( показываю готовый образец).

    А чтобы работа у нас спорилась, нам нужно размять пальчики:

    Пальчиковая гимнастика «Как у нашей елки»

    Как у нашей елки – колкие иголки,

    (сжимание и разжимание пальцев в кулачках)

    И висят на ветках бусы и конфетки,

    (постукивание сжатых кулачков друг о друга)

    Пряники и шарики, шишки и фонарики.

    (покрутить «фонариками» из пальцев)

    Все игрушки хороши – веселимся от души!

    (хлопки в ладоши).

    Воспитатель – А теперь, детишки, можно приступать к работе.

    (Включаю песню «В лесу родилась елочка». Дети рисуют самостоятельно, помогаю только тем, у кого совсем не получается.)

    Воспитатель – Молодцы, ребятишки! Все справились с работой. Мышонок, выбирай себе елочку по вкусу!

    Мышонок – Ваши елочки все хороши! А вы можете мне их все подарить?

    Воспитатель – Да ведь у тебя норка маленькая?

    Мышонок – А я ваши елочки отнесу своим друзьям мышатам, и у них в норках будет празднично и нарядно.

    Воспитатель – Какой ты Пик-пик заботливый! Настоящий друг! Конечно же мы с ребятами дарим тебе все наши елочки для тебя и твоих друзей!

    Мышонок – Спасибо! До свидания, детишки! А за то, что вы мне помогли, я принес для вас угощение – сладкие конфетки! Угощайтесь!

    Дети – Спасибо! До свидания, мышонок!

    Техники рисования для детей

    Вы думаете, что рисовать можно только с помощью цветных карандашей, акварельных красок или восковых мелков? Техники рисования, о которых ниже пойдёт речь, нельзя отнести к традиционным – они очень креативные, необычные, яркие, но именно этим и интересны любознательному ребёнку 5–7 лет. Его не придётся специально увлекать процессом, он сам с радостью погрузится в творчество, иногда – буквально от макушки до пят. О нетрадиционных техниках рисования читайте в нашей статье.

    Рисунок зубной щёткой

    Это не такая уж новая техника, просто о ней редко вспоминают. Способов нарисовать картинку два. Первый – использовать старую зубную щётку вместо кисти: жёсткие щетинки создают на бумаге необычную фактуру. Важно, чтобы краски были не слишком жидкими. Второй способ требует именно разбавленных красок. Сначала смачиваем щётку в красках, а затем разбрызгиваем их по бумаге, это очень забавная техника, которая нравится детям. Иногда используют обычную пластиковую плоскую расчёску, водя ею по щетинкам и добиваясь нужного эффекта.

    Рисование ватными палочками

    Рисунок с использованием ватных палочек – это узор из точек. Краски выбирайте густые – гуашь, акрил. Смешивать их лучше на палитре и чуть развести водой. В такой технике можно обводить рисунки по контуру, рисовать затейливые узоры (причём не только на бумаге), а также создавать картины в духе импрессионистов.

    Штампы из овощей

    Ещё одна техника родом из детства. Берём сырую картофелину, режем пополам и на срезе рисуем будущий штамп. Аккуратно вырезаем лишнее. Теперь можно макать в краску и оставлять отпечатки на бумаге. Поэкспериментируйте с разными природными «инструментами»: срезом репчатого лука, пекинской капустой, бутоном розы, листьями с крупными прожилками и тому подобным.

    Для такого рисования акварель или сильно разведённая гуашь подходят лучше всего. Рисование льдом – процесс, который даёт представление об окружающей среде, пробуждает любознательность, стимулирует фантазию и творческие способности. Рисовать можно также двумя способами. Первый – наносить причудливые узоры краской прямо на кусок льда. Дополнительно можно посыпать лёд солью, которая, как известно, способствует его таянию. Кристаллы соли образуют на поверхности замёрзшей воды причудливые структуры. Затем просто накладываем на лёд кусок бумаги – готов отпечаток, который можно использовать как фон для дальнейших работ или как самостоятельное произведение.

    Второй способ – раскрасить воду красками, а затем заморозить её в виде кубиков льда. Предварительно вставьте в каждый по зубочистке. Затем эти импровизированные «кисти» использовать как обычные, рисуя по бумаге разноцветные волны и разводы тающим льдом.

    Рисование пальчиками обычно рекомендуют самым маленьким. Но, несмотря на то что дошкольник 5–7 лет уже вышел из младенческого возраста, рисовать пальчиком для него и весело, и познавательно. Для создания более масштабных произведений используем отпечаток ладошки. Можно пустить в ход и ноги: сделать отпечатки не только пальчиков и ладошек, но и ступней, дорисовать детали пальчиком. А затем остаётся придумать, какой персонаж в этих оттисках скрывается. Кто-то видит осьминога, кто-то – птицу, сидящую на ветке, кто-то – человека с взлохмаченной шевелюрой. Придумайте свой вариант, чем больше, тем лучше!

    Рисование по воску или мылу

    Сначала на бумаге рисуем восковыми карандашами, свечой или кусочком мыла. Затем хорошенько разводим гуашь или акварельные краски и буквально «заливаем» картинку. В местах, где нанесено мыло, парафин или воск, краска не впитается в бумагу. Техника знакомит ребёнка со свойствами разных материалов, а заодно учит понятию «негатив» – «позитив».

    Читайте также:  Как сшить шапку-ушанку

    Фроттаж

    Техника, название которой мало кому знакомо, но сам процесс любим с детства. Все мы любили подложить под бумагу монетку и закрасить потом простым карандашом: на поверхности проявлялся рельефный рисунок. Это и есть фроттаж. Выберите предметы с выступающим над поверхностью узором и «переведите» их на бумагу с помощью карандашей, мелков или пастели.

    Обычная поролоновая губка для мытья посуды может стать очень интересным инструментом для рисования, особенно если у неё две стороны – мягкая и шершавая. Такое рисование стимулирует тактильные ощущения ребёнка и способствует развитию мелкой моторики.

    На одну половину листа бумаги наносим капли краски – кляксы. Можно слегка наклонять лист, чтобы краски растекались самым причудливым образом. Затем лист бумаги складывается пополам, и кляксы отпечатываются на другой стороне листа. Теперь разворачиваем и пытаемся понять, на что же похож получившийся симметричный рисунок и во что его можно превратить.

    Ещё одна зеркальная техника. Рисунок рисуем на стекле довольно жидкой краской. Затем поверх аккуратно накладываем лист бумаги и получаем отпечаток. Предварительно бумагу можно увлажнить, тогда отпечаток получится более размытым, акварельным. Осталось высушить и добавить мелкие детали карандашом, пером или тонкой кистью.

    Техник получения необычных рисунков несколько. Одна из самых интересных – эбру, или рисование на воде. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста она сложновата, тут точно понадобится помощь взрослого. Нужна широкая и неглубокая ёмкость с водой, например большой таз, диаметр которого больше размеров листа бумаги, или железный противень. Краски – масляные, они должны не растворяться в воде, а плавать по её поверхности. Также понадобятся растворитель для красок и кисточка. Маслом капаем в воду, кисточкой создаём из капель узор. Затем аккуратно сверху накладываем лист бумаги, переводя узор. Не забываем высушить.

    Второй способ потребует акриловых красок. Закрашиваем одним цветом лист бумаги по всей поверхности плотным слоем. Высушиваем. Затем наносим ещё один слой – контрастный, для этого используем слегка разведённый акрил. Сразу же после нанесения краски закрываем лист куском тонкой пищевой плёнки и «комкаем» её, создавая на краске прожилки и фактуру. Аккуратно убираем плёнку, высушиваем работу.

    Чем ещё можно рисовать. Идеи для родителей

    Стеклянные шарики. На внутреннюю поверхность крышки коробки из-под обуви прикрепляем лист бумаги, высыпаем покрытые краской шарики и начинаем потряхивать коробку. Катаясь, шарики оставляют разноцветные следы.

    Плёнка для упаковки хрупких предметов (пузырчатая плёнка). Краску на неё лучше наносить валиком, а затем делать оттиск на листе бумаги.

    Объёмные краски. Они есть готовые, можно сделать их и самостоятельно. Для объёма рисунок «запекают» в микроволновке. Такие сложные эксперименты проводятся только при участии взрослых и после ознакомления с инструкцией.

    Цветной клей. Не обязательно покупать готовый, его можно сделать самостоятельно, добавив гуашь в маленькие тюбики с клеем ПВА.

    Игла. Она используется для создания работ в технике граттаж, иногда её называют также «гравюрой». По сути, это процарапывание рисунка на толстом слое краски, покрывающем контрастный основной фон.

    Набрызг — осваиваем нетрадиционную технику рисования

    Дети любого возраста любят рисовать. Однако создание изображений с помощью красок, карандашей, кистей требует высокого уровня владения техникой рисования, знания некоторых приемов и правильного применения различных красящих составов.

    Отсутствие подобных навыков у ребенка может отвратить его от творчества, поскольку готовые работы получаются непривлекательными и далекими от объектов, которые он хотел изобразить. Что делать? В таком случае на помощь приходят нетрадиционные варианты, в том числе техника рисования «набрызг».

    Материалы и оборудование

    Для выполнения работ в технике «набрызг» необходимы:

    • краска (акварель, гуашь, масляная, акриловая и др.);
    • плотная бумага или иная основа;
    • вода и емкость для нее;
    • кисти или зубная щетка;
    • трафареты или шаблоны;
    • высушенные цветы, листья, травинки;

    • ножницы, канцелярский нож;
    • пластиковая линейка или расческа;
    • простой карандаш;
    • фартук, нарукавники;
    • клеенка или газета;
    • плоские палочки и другие приспособления.

    к содержанию ↑

    Этапы создания изображений

    В первую очередь необходимо обустроить рабочее пространство и надеть фартук для защиты одежды. Для того чтобы не испачкать потолок, стены, стол и другие предметы в помещении, следует застелить близлежащие поверхности газетой или клеенкой. Лучшим решением будет создание рисунков над раковиной или ванной, чтобы сразу по окончании всех манипуляций вымыть кисти, руки и испачканную сантехнику. Можно взять большую коробку, в которой также работать «набрызгом».

    При отсутствии опыта работы в подобной технике стоит предварительно потренироваться на черновых листках бумаги. Создавать брызги очень просто, однако некоторая практика все же необходима.

    Для того чтобы быть более уверенным в получении хорошего результата и не волноваться, что досадная ошибка испортит все изображение, декорируемую поверхность лучше заранее покрыть слоем акрилового лака. В этом случае кляксы и некрасивые мазки можно будет аккуратно стереть влажной бумажной салфеткой или тканью.

    «Набрызг» создается с помощью кисти или зубной щетки. Краску нужно развести с водой в отдельной баночке или другой емкости до получения консистенции негустой сметаны. Чем более густой красящий состав используется в творчестве, тем труднее создавать брызги, они будут объемные и рельефные. Однако слишком жидкая консистенция красителя заставляет его растекаться, из-за чего могут возникнуть большие подтеки или кляксы, которые испортят полотно.

    Работа в технике набрызг происходит в несколько последовательных этапов:

    • смочить кисть или зубную щетку в воде;
    • стряхнуть лишнюю жидкость во избежание появления клякс;
    • набрать щеткой немного красящего состава;
    • взять кисть или щетку в левую руку, а плоскую палочку — в правую;
    • отвернуть от себя щетину, держа приспособления над листом бумаги, быстро провести палочкой по поверхности волосков по направлению к себе, чтобы брызги полетели на бумажную основу будущего рисунка;
    • в зависимости от поставленной задачи покрыть брызгами нужных оттенков все полотно или его отдельные участки.

    Во время работы «набрызгом» можно менять направления руки и разбрызгивать краску горизонтально, по диагонали и др. Меняется и величина капель — ее можно регулировать, приближая или отдаляя щетину от бумажного листка.

    Краски разного цвета и степени густоты позволят создавать уникальные изображения, которые невозможно воссоздать в точно таком же виде. Плавные переходы от одного цвета к другому — интересная идея при изготовлении неповторимого произведения.

    Способы применения техники

    Существует множество вариантов рисования «набрызгом»:

    • использование готовых или самостоятельно сделанных шаблонов и трафаретов, высушенных цветков, листьев и других предметов;
    • создание эффекта снега или дождя, неба, усыпанного звездами, на готовом изображении пейзажа;
    • для доработки существующих рисунков и дополнения других техник (например, в декупаже);
    • в целях создания базового фона будущей картины для последующей отделки окрашенной поверхности;
    • для тонирования основы аппликаций;
    • при изготовлении паспарту и т. д.

    Шаблоны или трафареты часто применяются в творчестве, поскольку не требуют большого художественного опыта и знаний. Эти приспособления выкладываются на плотную бумагу или иную основу, после чего сверху распыляется краситель. Трафарет убирается, и на бумажном полотне остается четкий рисунок выбранного оттенка либо отображается яркий фон. Такой же эффект дает использование сухоцветов, мелких веточек и других предметов, которые легко найти на улице.

    Техника рисования зубной щеткой как кистью

    При отсутствии кистей можно воспользоваться старой зубной щеткой. С ее помощью создаются равномерные брызги, поверхность тонируется очень быстро и легко, светлые и темные (даже черный) цвета правильно сочетаются на полотне, краска любой густоты наносится без каких-либо трудностей. Все это достижимо благодаря жесткой и однородной щетине. Готовый рисунок кажется объемным, можно изобразить «пушистую» или «колючую» текстуру.

    В большинстве случаев при использовании зубной щетки применяется гуашь. Главное — создать состав нужной консистенции. Важно не допустить получения слишком жидкой краски, но и не наносить ее в густом или сухом виде.

    Зубная щетка понадобится для изображения на бумажной или иной поверхности:

    • базового фона будущего рисунка;
    • создания образов животных, насекомых, деревьев, цветов и других элементов пейзажа;
    • снега, града, дождевых капель, морской глади, облаков, туч и др.

    Интересным решением будет окунуть зубную щетку сразу в 2 разные краски. Таким образом можно овладеть техникой «двойного мазка». Различные тоны и оттенки выглядят профессионально, поэтому даже ребенок сможет порадовать близких красивыми пейзажными зарисовками и натюрмортами.

    «Набрызг» не всегда нужен для изготовления самостоятельных изображений. Он применяется для тонировки белой бумаги в целях ее дальнейшего использования при создании аппликаций и других поделок.

    Овладение техникой «набрызг» будет полезным как для детей, так и для взрослых. Краски, другие подручные материалы и простые приспособления помогут создать настоящие произведения искусства. Для того чтобы сделать брызги красками на бумаге более привлекательными, необходимо немного потренироваться, прежде чем приступить к работе.

    «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

    «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

    Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках

    пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые

    питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше

    мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие

    педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить,

    почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать

    возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с

    помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт

    новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он

    каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в

    своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно

    чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.

    Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества.

    Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и

    продуктивнее, станет деятельность его воображения.

    Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

    Читайте также:  Вязаные игрушки

    Учитывая тот факт, что планирование включает лишь формирование умения работать кистью, возникает вопрос о внедрении методики рисования нетрадиционными способами в процесс обучения, не отходя от программы, то есть в свободное от специально-организованной деятельности время. Нетрадиционные техники рисования формируют у детей не только технические навыки рисования, но учат создавать их свои неповторимые образы, повышают интерес к рисованию, развивают воображение и творческие способности. Овладение нестандартными способами искусства побуждает детей к творческим поискам, развивает чувство цветовосприятия, композиции.

    Главная цель работы в вопросе по использованию нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей – развитие творческих способностей, средствами нетрадиционных техник, помочь детям реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    – Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников; – Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. – Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изо деятельности. – Разработать и реализовать комплекс занятий для детей дошкольных групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования. Чтобы работа по данной проблеме велась системно и планомерно, нужно создать:

    •предметно развивающую среду в группе (уголок творчества по изо деятельности: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты различных форм, раскраски различного тематического содержания, образцы работ с использованием нетрадиционных техник рисования);

    •подобрать дидактический материал по ознакомлению и закреплению знаний цветов;

    •организовать совместную деятельность педагога с детьми по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования (дидактические игры, игры-занятия, выставки рисунков в групп).

    Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:

    • способствует снятию детских страхов;

    • развивает уверенность в своих силах;

    • развивает пространственное мышление;

    • побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    • знакомит с разнообразным материалом;

    • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятие;

    чувство фактурности и объёмности;

    • развивает мелкую моторику рук;

    • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

    • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

    Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие

    методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное

    содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

    С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется

    • оттиск печатками из картофеля;

    Детейсреднего дошкольного возраста можно знакомить более

    • тычок жесткой полусухой кистью.

    • восковые мелки + акварель;

    • рисунки из ладошки;

    • рисование ватными палочками;

    А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более

    трудные методы и техники:

    • рисование мыльными пузырями;

    • рисование мятой бумагой;

    • кляксография с трубочкой;

    • печать по трафарету;

    Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет

    детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает

    воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Тычок жесткой полусухой кистью

    В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не

    опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «почувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание техники тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.

    Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.

    Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика

    Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку/ поролон.

    Способ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками или свечой остается не закрашенным.

    Печать по трафарету

    Изображение получается путем прижимания печатки или поролонового тампона к штемпельной подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, следует брать другой тампон и трафарет.

    Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину предмета (предмет должен быть симметричным). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали.

    Кляксография с трубочкой

    Как и обычной кляксографии ребенок зачерпывает пластиковой ложкой жидкую гуашь, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Отличие происходит в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубочку. Важно, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется, если это необходимо. Можно дорисовать недостающие детали.

    Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    Как и в предметной монотипии, лист бумаги скалывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в воде. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, которая предназначена для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

    Рисунки из ладошки

    Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

    Каждая из этих техник – маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя раскованнее, выражать свое творческое начало и свое собственное “Я”.

    Рисование дном пластиковой бутылки

    1. Наливаем в крышечку немного воды, добавляем туда гуашь и тщательно размешиваем. Предварительно примерьте крышку к дну бутылки, оно должно спокойно становиться в крышку. Можно взять любую ёмкость.

    2. Для рисования нам достаточно окунуть донышко бутылки в краску и отпечатывать его на листе бумаги.

    РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

    Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

    Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

    Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

    Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

    РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

    В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point – точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.

    Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

    Оттиск мятой бумагой

    Нужно разорвать расходную бумагу на куски и скатать каждый из них в комочки такого диаметра, чтобы их было удобно держать в щепоти. Для каждого цвета краски подготовить по отдельному «штампику» и сделать несколько про запас, чтобы не отвлекаться от рисования. Размер и степень скомканности бумаги также позволяют «играть» с отпечатками на бумаге, поэтому вы можете самостоятельно создавать самые разные инструменты для работы. Теперь можно щедро обмакнуть штампик в тарелочку с цветной водой, подождать, пока стечет немного, и наносить краску на бумагу. Скользящие движения будут создавать линейные штрихи причудливой формы, а промакивающие короткие прижимания штампиков к бумаге больше подходят для создания фактуры.

    Рисование зубной щеткой

    При рисовании вместо кисти можно воспользоваться зубной щеткой. Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу, сочетать более светлые и темные оттенки, наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Тем самым создается эффект объемности изображения. При помощи техники рисования зубной щеткой можно передать колючую или пушистую фактуру предмета. Для рисования зубной щеткой как кистью используется гуашь. Важно угадать с консистенцией краски. Если добавить много воды, она будет ложиться сплошным слоем, что не даст нужного эффекта. Но если краска будет слишком сухая, рисунок вообще не получится. Рисунок, выполненный зубной щеткой, выйдет не идеальным, поэтому в конце можно подправить его кисточкой.

    Ссылка на основную публикацию