Специфика русско-византийского стиля

Русско-византийский (Псевдорусский) стиль в архитектуре России

На фото: Оружейная палата Московского Кремля построена по проекту К. А. Тона.

Предпосылки к появлению русско-византийского стиля

Победа в Отечественной войне 1812 года привела к подъему национального самосознания: в русском обществе возник стойкий интерес к собственным традициям. После двух веков засилья европейских вкусов вновь вошли в моду русские песни, сказки и кушанья, а образованная часть дворянства принялась осваивать подзабытые со времен Петра Великого тонкости родного языка и философствовать относительно прошлого и будущего империи.

Пристальное внимание к отечественной истории, корням и истокам русской самобытности не замедлило сказаться и в искусстве. Например, на смену уже привычным архитектурным образцам барокко и классицизма, ассоциировавшихся у жителей России с цивилизованной Европой, пришел совершенно иной стиль — русско-византийский. Его возникновение связано со временем Николая I, в царствование которого сохранение древних памятников зодчества впервые оказалось в сфере государственных интересов.

Русско-византийский стиль

Новый русско-византийский стиль противопоставлялся западноевропейской традиции и соответствовал средневековым византийским образцам, воплощая, таким образом, идею преемственности Православия. Наиболее заметными чертами в культовой архитектуре русско-византийского стиля являлись крестово-купольный тип храма, увенчанного большим барабаном, опирающимся на компактное в плане основание, а также прихотливый декор с использованием разноцветных элементов.

Одним из первых образцов русско-византийского стиля стал выстроенный по проекту Василия Стасова православный храм Александра Невского в Потсдаме. (Необычная для немецкого города церковь предназначалась для обитателей русской колонии Александровка и была освящена в 1829 году.)

Дальнейшее распространение новый стиль получил в 1830-1840-е годы благодаря деятельности Константина Тона – зодчего, на несколько десятилетий определившего облик русской архитектуры. Согласно монаршему указу, он педантично исследовал собранные по требованию Святейшего Синода описания древних русских построек и составил своего рода атлас образцовых чертежей – для последующего воплощения во всех городах империи.

Константин Тон – основоположник русско-византийского стиля в России

Архитектор Константин Андреевич Тон считается основоположником и наиболее ярким представителем русско-византийского (или, как его иначе называют, псевдорусского) стиля в архитектуре России.

Псевдорусский стиль поддерживал император Николай I – подобный архитектурный стиль отлично иллюстрировал популярную в 1840-е годы идею преемственности между Византией и Россией: «Москва – третий Рим», пришедший на смену «второму Риму» – Константинополю.

Мотивы византийской архитектуры особенно ярко воплотились в проектах церквей Константина Тона. По его чертежам было построено множество церквей и других зданий в Петербурге и его окрестностях, а также в Москве и в провинции.

Самые известные московские творения Тона – Оружейная палата в Кремле, первый храм Христа Спасителя и колокольня Симонова монастыря.

К сожалению, относительная «новизна» зданий русско-византийского стиля, особенно религиозных храмов, сделала их очень уязвимыми в богоборческую эпоху, позволив наклеивать на них ярлык «не представляет исторической ценности» и массово уничтожать.

Новые времена

Удивительный московский храм Христа Спасителя на много десятилетий стал примером для подражания. По всей стране стали один за другим появляться образцы русско-византийского стиля, своим великолепием знаменуя новую эпоху в истории российской провинции.

Во второй половине XIX столетия даже в самых отдаленных уголках России стали происходить большие перемены. Реформы, начатые во времена Александра II, увеличили самостоятельность провинциальных территорий и обеспечили их экономическое благополучие. Плоды этой политики не замедлили сказаться на жизни губернских и уездных городов: расцвет местного предпринимательства существенно повлиял на развитие культуры , просвещения и архитектуры.

Мода на национальные традиции оказалась стойкой и в начале XX века воплотилась в так называемый псевдорусский стиль, подразумевавший вольную романтическую интерпретацию исторических элементов. Этот подход оказался очень популярным в период русского модерна и был особенно востребован в интерьерах. Что касается внешнего облика построек, здесь появились самые разные вариации. Одной из них стало подражание средневековому зодчеству русского Северо-Запада, в котором архитекторов привлекали прежде всего лаконичность и торжественная простота.

Русско-византийский стиль в архитектуре и интерьере: неовизантийский

Византия является одним из древнейших государств с развитым культурным и социальным устройством. Искусство древней Византии переняло и преобразовало основные достижения античной культуры. В силу географического положения, культура этого государства сочетала как европейские, так и восточные новшества. Сформировавшаяся в Византии христианская религия была главенствующим культурным направлением. Наибольших успехов византийские мастера добились в архитектуре. Их достижения переняли и многие другие страны, что прослеживается и в более поздних стилях.

История развития Византии и стиля

Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.

На месте античного города Византия был возведён Константинополь – новая столица Римской империи.

Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.

Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.

Византийцы стали одним из первых народов, принявших христианство. Именно Византия является родиной завершённого ортодоксального православного христианства.

Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.

При этом Византийская культура подверглась значительному влиянию со стороны соседних как европейских, так и азиатских стран.

История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:

  • Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
  • 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
  • 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
  • 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
  • Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
  • В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.

Современные проявления направления

Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других государств и стало основой для формирования более поздних направлений.

Влияние византийского стиля ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Русско-византийский художественный стиль: от храмов и церквей до икон

Позднее в конце 19-начале 20 вв. Византийский стиль нашёл применение в Российской храмовой культуре и появилось отдельное направление – русско-византийский стиль. На территории России возводилось множество храмовых сооружений, соответствующих канонам и конструктивным решениям византийского зодчества. Купол подобных храмов зачастую имеет приземистую форму и располагается на широком низком барабане. Центральный купол при этом значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступают за пределы сооружения лишь частично. Внутреннее помещение лишено каких-либо стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.

Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели.

Архитектура и строительство

Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.

О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.

С укреплением религиозных догматов монастыри и церкви стали основными объектами строительства.

В России

Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.

Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.

Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.

Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.

Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.

Для уменьшения веса в кладке сводов использовали пористые породы камней.

Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.

Особенность: мозаичное исполнение

Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.

Ещё одной особенностью византийской мозаики стала дальняя перспектива – целостный образ можно было рассмотреть только издалека. Подобными мозаиками традиционно украшались храмовые церковные здания.

Интерьер

Отличительными особенностями византийского интерьера выступают исключительная помпезность, элегантность и дороговизна. Яркость дизайна и обтекаемость форм византийцы позаимствовали у своих восточных соседей.

В то же время в византийском интерьере применялась незамысловатая простая мебель – упрощённый вариант римской домашней утвари. Основой искусства Византии является христианство, из-за чего в отделке нередко присутствуют религиозные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки. Нередко встречаются и растительные орнаменты, объединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви вьющихся растений и ленточные сплетения.

Цвета

Византийский интерьер характеризуется стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в применяемой цветовой гамме. Используемые оттенки зачастую насыщенные и яркие. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. Вне зависимости от цвета любые предметы щедро украшались драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позже такая помпезность и вычурность передалась в стиле барокко.

Материалы

В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпич, скреплённые специальным цементным раствором. Что касается отделки, то помпезный византийский интерьер требовал использования наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород деревьев, самоцветов, мрамора, гранита и прочих природных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность цветного стекла.

Полы и стены

Стены в Византии могли обшиваться деревянными панелями, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. В качестве украшения применяли декоративную резьбу, рельефные рисунки или росписи. В росписи традиционно применялся растительный орнамент, содержащий трилистник.

Иногда стены декорировали с помощью шёлка и прочих дорогих тканей. Что касается пола, то он выстилался камнем или многоцветной мозаикой из мраморных вставок.

Окна в интерьере византийцев зачастую были довольно массивными, имели вытянутую стрельчатую форму. Оконные проёмы традиционно драпировали византийским шёлком, который выделялся крайне высоким качеством и яркой орнаментальной вышивкой.

Декор и аксессуары

Отличительной чертой данного стиля является красочный и яркий декор. Типичным для византийского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов ажурными орнаментами. Всё пространство в византийском интерьере заполняется всевозможными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны элементом стиля выступают мозаики и эмали из цветного стекла. Первоначально цветное стекло применяли исключительно для изготовления создания витражей, но позднее из него также стали изготавливать яркие вазы, бусины и посуду.

Собор Святой Марии в романско-византийском стиле

Дизайн спальни на мансарде: особенности планировки и предпочитаемые отделочные материалы.

Обои Касторама: что это такое и в чем их преимущества читайте тут.

Заключение

Византийское искусство оказало значительное воздействие на средневековое искусство многих стран. Черты данного стиля ярко прослеживаются во многих более поздних направлениях, таких как готика или романский стиль. Византийское искусство отличается особой помпезностью, яркостью и богатством. В этом направлении органично сочетались христианские, античные и восточные элементы.

Рекомендуем также ознакомиться со стилем Бидермейер.

Архитектура Византии: 11 примеров чистого стиля

Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.

Читайте также:  Кукла из носков

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

  • ранний с 330 г. до 730 г.,
  • средний ок. 843-1204 гг и
  • поздний от 1261 г. до 1453.г.

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

  • сначала иконоборческим спором 730-843 годов,
  • а затем, периодом латинской оккупации (завоевание крестоносцами) 1204-1261 годов.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

В этот период он начал строительную кампанию в Константинополе, а затем в Равенне, Италия. Его наиболее заметным памятником был собор Святой Софии (537 г), название которого означает «Божественная Премудрость».

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, он, в реальности, предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византии, ставшим только в 324 году столицей.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в город Византий, который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома.

Руины ипподрома, из гравюры Онофрио Панвинио в его работе «De Ludis Circensibus» (Венеция, 1600). Гравюра, датированная 1580 годом, может быть основана на рисунке конца 15 века. Вy nieznani, rycina z XVI/XVII w — internet, Public Domain, Link

Предполагается, что Константинский ипподром имел длину около 450 м (1476 футов) и ширину 130 м (427 футов). Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. Он был местом проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Квадрига с константинопольского ипподрома. By Tteske — Own work , CC BY 3.0, Link

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий, (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готической войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия Di Pufui Pc Pifpef I — Opera propria, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?cur >

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Автор: © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0, Ссылка

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Один из наиболее важных сохранившихся примеров раннехристианского византийской архитектуры и искусства в Европе. Католическая церковь присвоила этому зданию почётное звание «базилики», хотя оно не имеет нужной архитектурной формы. Этот титул присваивают церковным зданиям исключительного исторического и церковного значения.

Базилика Сан Витале, Равенна, Италия

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Ирэна), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337). Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания Ника в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле (Hagia Eirene) Автор: Gryffindor — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

Некоторые реставрации того времени сохранились до наших дней. Таким образом её датируют 8-м веком. Собор Святой Ирины имеет типичную форму римской базилики, состоящей из нефа и двух проходов, которые разделены тремя парами опор.

Церковь св. Ирины в настоящее время является музеем, но здесь также проводятся различные музыкальные мероприятия. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть.

Собор Святой Софии (Айя София, Санта София, Божьей Премудрости)

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства.

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.

Собор Святой Софии в Стамбуле (константинополь)

Но у многих посетителей экстерьер собора Святой Софии в Стамбуле вызывает разочарование. Почему? Читайте на канале Архитектура.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Вид на алтарную часть храмов монастыря преподобного Луки. Автор: Sogal — собственная работа , transferred from el.wikipedia; transferred to Commons by User:MARKELLOS using CommonsHelper., Attribution, Ссылка

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Один из шедевров византийской архитектуры монастырь Дафни также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста». Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего монастыря, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян.


Автор: Dimkoa — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне) замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work , CC BY-SA 3.0, Link

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь св. Екатерины, Греция

Церковь св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Точное время строительства и освящения неизвестно. Но приурочили к периоду правления династии Палеологов с 1261 года до распада Византийской империи в 1453 году.

Храм Святой Екатерины. Автор: Macedon-40 — собственная работа , CC BY-SA 4.0, Ссылка

Большую часть времени она действовала, как мечеть. В 1988 году церковь была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Палеохристианских и византийских памятников в Салониках».

Византийские бани, Салоники, Греция

Еще один шедевр византийской архитектуры, который был добавлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО «Палеохристианские и византийские памятники в Салониках», построили в конце 13-го и начале 14-го века.

Бани перед реставрацией. Оригинальная архитектура соответствует типичным правилам римских бань. By Marijan — Own work , Public Domain, Link

Единственная сохранившаяся византийская баня в Греции использовалась как мужчинами, так и женщинами. Причём она действовала и в византийскую эпоху, и в более поздний османский период. Только османы разделили здание на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. В течение византийского периода мужчины и женщины использовали ванну попеременно.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, объединяющей элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали

  • Владимирский собор в Киеве,
  • Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
  • Александро-Невский собор в Софии,
  • церковь Святого Марка в Белграде и
  • Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
  • Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.

Фасад Владимирского собора в Киеве. Автор: Petar Milošević — собственная работа , CC BY-SA 4.0, Ссылка

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Заберите статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Ставьте оценку, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Пишите комментарии.
О новаторских идеях зодчих собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на Дзен канале Архитектура.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО И РУССКО-ВИЗАНТИЙСКОГО СТИЛЕЙ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX ВВ. НА СОВРЕМЕНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ЗОДЧЕСТВО РОССИИ

Начиная с середины 80-х годов XX столетия и по настоящее время, наблюдается бум строительства православных храмов, который сопровождается возрастающим интересом к культовой архитектуре. Отсутствие опыта и багажа знаний в области современного храмового зодчества приводит к копированию православных храмов прошлого в условиях настоящего, а также к поиску новых направлений православного храмостроения.

Читайте также:  Самодельный макрообъектив

В настоящее время нельзя выделить одно преобладающее архитектурное направление, поэтому, невозможно однозначно предложить конкретный архитектурный стиль, уместный для проектирования культовых зданий. Так же трудно предположить как выглядели бы современные православные объекты, если бы их строительство не прерывалось на столь долгий срок. Любая архитектура, в том числе и православная, должна выглядеть современно, соответствовать духу времени. За последние 70 с лишним лет архитектурный язык храмовой архитектуры во всем мире сильно изменился. Развитие русского православного зодчества «законсервировалось» на дореволюционном этапе.

Перед современным архитектором стоит сложная задача выбора стилистического направления для православных объектов. Будут ли храмы XXI века проектироваться с учетом современных архитектурных форм или же следует вернуться к традициям допетровского зодчества? Одним из решений обозначенной задачи является возвращение к стилевым направлениям, на которых остановилась история православной архитектуры в начале XX в. Непростая ситуация, сложившаяся в конце 1990-х годов относительно вопроса стилистики храмового зодчества, сходна с обстановкой поиска национального стиля в конце XIX – начале XX вв.

Практически всю вторую половину XIX века архитекторы размышляли над проблемой становления стиля в русской архитектуре. Многообразие архитектурных направлений, возникших в связи с этим вопросом более 100 лет назад, роднит ту далекую эпоху с современным периодом поиска стиля православного зодчества. Архитектурный мир России рубежа XIX – XX вв. оставил после себя богатое наследие. Наибольшее развитие и распространение в ту эпоху получил так называемый «псевдорусский стиль».

Говоря о псевдорусском стиле, необходимо уточнить, что он включал в себя несколько направлений, в том числе и русско-византийское, самым известным представителем которого является К.А. Тон. Проекты этого архитектора характеризуются сочетанием деталей древнерусской архитектуры самых разных эпох с формами византийской архитектуры, рассматривавшейся как «праматерь» православного зодчества. Таким образом, через возрождение традиций византийской архитектуры на русской земле, К.А. Тон выражал идею «Москва – третий Рим». Материализованным воплощением этой идеи можно считать Храм Христа Спасителя. Несмотря на то, что мнения современников К.А.Тона относительно применения в православном зодчестве русско-византийского стиля колебались от позитивных до резко негативных, архитекторы рубежа XX-XXI вв. нередко обращаются при проектировании сакральных объектов именно к этому направлению.

Храм Христа Спасителя, г. Москва

В 1860-х гг. отечественные архитекторы «возрождают» византийский стиль, творчески переработанный, но в отличие от русско-византийского направления, свободный от форм и деталей древнерусских храмов. В продолжение идеи «Москва – третий Рим», заложенной русско-византийским стилем, откровенный византизм церквей становился символом и зримым подтверждением духовной, культурной и политической преемственности, существовавшей между Константинополем и Москвой.

В современных проектах православных объектов все чаще применяют композиционные и декоративные приемы византийского, русско-византийского стилей, а также их некое смешение с выделением византийской или древнерусской доминанты. Возможно, это свидетельствует о признании нашими современниками замысла о переходе из века в век генеральной идеи православия. Художественное выражение этой идеи отождествляется с формами древне-византийских и древнерусских храмов, творческое переосмысленное формообразование которых нашло выражение в архитектуре византийского и русско-византийского направлений.

Храм памятник Святого
Великомученника Георгия
Победоносца, г. Самара

Причины обращения к русско-византийской и византийской стилистике так же кроются в вынужденном стремлении современных зодчих вернуться к тому критическому моменту, после которого произошел разрыв в преемственности архитектурной православной традиции. Взгляд назад позволяет осмыслить последний этап в истории проектирования и строительства храмов в России, который насильственно завершился после революции 1917 г.

Разумеется, перенесение характерных стилистических мотивов и форм, зародившихся и оформившихся более 100 лет назад, на новую почву, с новыми эстетическими идеалами, непременно сопровождается адаптацией под современные условия (экономические, политические, социальные и др.).

Храм-памятник В Честь
Святых Царственных
Страстотерпцев,
г. Екатеринбург

Целью данной работы является выявление особенностей применения византийского и русско-византийского стиля в современном православном зодчестве в России, определение того, насколько точно архитекторы следуют традиционной для этих направлений трактовке объемно-пространственной композиции, пластики фасадов и деталей.

Кроме этого, ставится задача по возможности ответить на вопрос: в чем принципиальное отличие прочтения русско-византийского стиля в наши дни от времени его зарождения?

Для ответа на поставленные вопросы был сделан анализ ряда современных православных храмов, стилистика которых определена как неовизантийская и русско-византийская.

Границы исследования охватывают следующие федеральные округа: Центральный, Приволжский, Сибирский и Уральский, т.к. для них характерно наличие архитектурных школ и финансовых возможностей. Перечисленные факторы объясняют значительную активность храмостроения в данных регионах.

Спасский Воскресенский
кафедральный собор, г. Самара

Методика исследования основана на сравнительном анализе объемно-планировочных решений, стилевой окраски, средств архитектурной пластики; включает в себя сбор материалов по современным православным храмам на территории названных выше регионов. Для анализа были отобраны крупные храмы, имеющие большое градостроительное значение: храм-памятник в честь Святых Царственных Страстотерпцев (г. Екатеринбург), храм-памятник Святого Великомученика Георгия Победоносца (г. Самара), Знаменский Кафедральный собор (г. Кемерово), церковь Николая Мирликийского (г. Москва), церковь Троицы Живоначальной (г. Москва).

На наш взгляд, стилистические решения перечисленных храмов можно условно отнести к следующим направлениям. К первому относятся объекты: храм-памятник В Честь Святых Царственных Страстотерпцев (г. Екатеринбург), храм-памятник Святого Великомученика Георгия Победоносца (г. Самара), церковь Троицы Живоначальной (г. Москва), церковь Николая Мирликийского (г. Москва). Эту группу составляют храмы, архитектура которых определенным образом сочетает композиционные принципы формообразования, характерные для византийской стилистики Спасского Воскресенского кафедрального собора в Самаре, церкви Знамения Божией Матери в Вильне, а также храма Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот в Москве.

Ко второму направлению относится Знаменский Кафедральный собор (г. Кемерово), архитектурные решения которого напоминают московский Храм Христа Спасителя

Церковь Троицы Живоначальной,
г. Москва

При первом же взгляде на православные объекты, отнесенные к первому направлению, нельзя не заметить сходство екатеринбургского и самарского храмов. Оба храма являются храмами-памятниками и выполняют важное градостроительное значение. Это объясняет выбор нео-византийской стилистики, которая носит довольно торжественный и официальный характер, что соответствует роли, возложенной на эти соборы. Но это не объясняет удивительное композиционно-пространственное и пропорциональное родство храмов. Оба храма венчает пятикупольное завершение; в 4-х малых барабанах, имеющих башенный характер, находятся колокольни. Используемая форма куполов полуциркульная. Большой и малые барабаны прорезаны арочными проемами.

Церковь Знамения Божией Матери
в Вильне

Перечисленные элементы объемной композиции храмов в определенном смысле воспроизводят архитектурные решения Спасского Воскресенского кафедрального собора в Самаре. Основной объем храмов на каждом из фасадов завершается мощной закомарой по центральной оси. Также для фасадов каждого из соборов характерно применение полуциркульных арок, полуциркульных проемов окон, пилястр, свойственных византийским церквям. Сходство двух церквей заключается только в близости их композиции и пропорций. Задачи по созданию образа каждого из храмов зодчие решили по-разному.

К ряду отличий архитектурных решений екатеринбургского и самарского храмов следует отнести и более детальную проработку фасадов последнего. Строгий и аскетичный вид екатеринбургского собора объясняется тем, что этот храм является своего рода покаянием за совершенное на месте его возведения цареубийство. Стоит сказать об усиленном вертикальном динамизме екатеринбургского храма, придающий ему особый драматизм. Устремленность ввысь достигается за счет зрительного вычленения барабанов-башен из основного объема храма, а также за счет высоких щелевидных окон. Необходимо заметить, что для византийского стиля конца XIX в. характерно отсутствие ярко выраженной вертикальной динамики, которая не прослеживалась и в древневизантийской архитектуре, послужившей базой для этого направления.

Интересной особенностью екатеринбургского храма также является равнозначность его фасадов. Четыре одинаковых апсиды (с входами в храм с каждой из сторон, за исключением восточного), расположенные крестообразно по отношению к главному объему здания, делают храм центричным. Такой композиционный прием распространен среди православных храмов конца XIX – начала XX вв. Примером может послужить церковь Знамения Божией Матери в Вильне 1899-1903 гг. Подобным сочетанием объемов характеризуется и композиция церкви Троицы Живоначальной в городе Москве. Огромный купол этого храма, «вбирающий» в себя церковное пространство, плавно переходит в аркаду окон барабана, а полусферические купола, примыкающих к основному объему апсид, создают иллюзию плавного перетекания форм. Необходимо заметить, что во внешнем облике этой церкви византийские приемы формообразования выражены отчетливее, чем в прочих современных православных храмах.

Церковь Николая Мирликийского,
г. Москва

Но в общее восприятие церкви Троицы Живоначальной несколько эклектичный оттенок вносит следующая особенность. Каждый из четырех углов основного объема занимают скульптуры в виде двуглавых орлов. Смысловое значение этих фигур понятно – они символизируют единство светской и духовной власти. Однако возникает вопрос о необходимости размещения скульптур на православном храме, выполненном в неовизантийском стиле. Ни для древнерусской, ни для древневизантийской традиций такой синтез искусств не свойственен.

Храм Казанской иконы Божией
Матери у Калужских ворот
в Москве

Формообразование московской церкви Николая Мирликийского тяготеет к принципам византийской традиции построения объемов, примененных в храме Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот в Москве. Основу объемно-пространственной композиции этих храмов представляет равноконечный крест, который явственно прочитывается. Над средокрестием – традиционный для византийской архитектуры шлемовидный купол. Углы, образованные рукавами объемного креста, занимают башни, несущие барабаны со шлемовидными куполами.

Внешний облик храма Николая Мирликийского характеризуется нарочитой массивностью и весомостью форм, что позволяет его сравнивать с древнерусскими церквями. В отличие от храмов в русско-византийском стиле, колокола данного культового объекта размещены не в барабанах глав, а в отдельной звоннице, соединенной с основным объемом небольшим переходом. Такое расположение колоколов в независимом от храма объеме также типично для древнерусских храмов. Неожиданными для православной архитектурной традиции являются входы в храм с северной и южной сторон. Очевидно, такое решение было продиктовано градостроительной ситуацией.

Знаменский Кафедральный
собор г. Кемерово

Интересным примером цитирования архитектуры Храма Христа Спасителя является Знаменский Кафедральный собор в городе Кемерово. Сходство, прежде всего, в пропорциях сооружения, а также в форме куполов. В целом композиция и детализация собора выдержаны в рамках русско-византийского стиля: то же пятиглавие с размещением колоколен в угловых барабанах, повторение ритма килевидных закомар, встречающихся в архитектуре Храма Христа Спасителя. В соответствии с “канонами” русско-византийского стиля, в оформлении фасадов церкви отчетливо видны элементы древнерусского архитектурного сооружения: закомары, арочные проемы, пилястры. Вместе с тем, общий облик собора, по сравнению с прототипом, более сдержан и суров. Декор данного православного объекта сух и строг, что может объясняться строительной технологией (применение необработанного под конкретные архитектурные детали кирпича, в отличие от дореволюционных построек). Отсутствует иллюзия плавного вырастания купола из барабана. Обращают на себе внимание венчающие купола кресты, кажущиеся неоправданно большими и непропорциональными основным членениям собора.

Итак, на основании представленного материала можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время мотивы русско-византийского и византийского стилей широко используются при проектировании крупных, вместительных соборов, а также играющих серьезную градостроительную роль храмов-памятников.

2. Чистота византийского стиля чаще всего не соблюдается, распространено сочетание разновременных и разнохарактерных традиций, приемов и форм, что говорит о появлении неовизантийского стиля с эклектическими вкраплениями. Для большинства изученных храмов характерен вертикальный динамизм, который был несвойственен византийскому и русско-византийскому стилю XIX в. Кроме этого, по сравнению с дореволюционными православными объектами, детализация современных соборов значительно упрощена, что объясняется общим невниманием к детали, распространенным и среди светской архитектуры.

3. Для современных храмов, спроектированных в византийском и русско-византийском стилях характерно пятиглавие, однако встречаются примеры и одноглавых церквей.

4. Византийская и русско-византийская стилистика имеет сейчас разное прочтение. В зависимости от того, для каких целей возводится храм, она меняет свой характер – от нарядного, торжественного, свойственного городским храмам-памятникам до монументально-сурового, предназначенного подчеркнуть аскетизм и отрешенность от всего мирского соборов. Возможно, благодаря такой изменчивости, эти стили могут стать универсальным средством выражения мировоззренческих взглядов разных людей одной эпохи. Рубеж XX – XXI веков – время поисков новых идеалов, новых средств художественной выразительности этих идеалов. Возращение к византийскому и русско-византийскому стилю, их переосмысление и адаптация под новые ценностные критерии, возможно, позволит сделать новый шаг в истории православной архитектуры.

Истоки русско-византийского стиля: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Корнилова Анна Владимировна

Текст научной работы на тему «Истоки русско-византийского стиля: теоретический аспект»

Истоки русско-византийского стиля. Теоретический аспект

Поиски истоков русско-византийского стиля были предприняты еще в первой трети Х1Х столетия, когда в Академию художеств, традиционно опирающуюся на классицистические устои, начали проникать новые веяния. Об этом свидетельствует программа, заданная в 1833 году по архитектурному классу. Она предполагала создание проекта «огромной церкви греческого вероисповедания в византийском вкусе».

Тогда же К. А. Тон получил звание профессора за «подробный проект монастыря греческого вероисповедания на сто человек штатных монахов в русско-византийском стиле». В 1838 году воспитаннику Академии ганноверскому подданному Антону Гальману тоже был задан «проект огромной церкви греческого исповедания в византийском вкусе».

Надо сказать, что президент Академии А. Н. Оленин стремился сохранить незыблемые классицистические традиции «посредством изучения изящнейших творений лучших веков у древних Греков и Римлян», и на академическом Совете 1834 года было решено «для занятий академических и третных экзаменов для премий в другом вкусе программ не задавать, как только в Греческом и Римском вкусе. что же касается до других родов архитектуры, как, например, Египетской, Маврской, Готической, Византийской и прочих, то в сих родах программы задавать ученикам в том лишь случае, когда они имеют достаточное понятие об изящных пропорциях греческой архитектуры»1.

Подобные решения академического Совета были лишь попытками остановить кризис классицизма, который ясно осознавался современниками. Ордерная архитектурная декорация зачастую не соответствовала функциональному назначению построек. Недаром профессор Московского университета Н. И. Надеждин говорил о «нашем северном климате, где величественные колонны исчезают в туманах, роскошные завитки капителей заносятся снегом, широкая прямоугольная форма всего здания подавляется тяжестью облаков, над ним висящих. ».2 Он полагал, что «архитектура, работающая по светлым пропорциям греко-римского зодчества» не имеет будущего в России.3

Позицию, близкую Надеждину, по отношению к классицизму, занимал и Г. Г. Гагарин. Несмотря на то, что, как всесторонне образованный человек, всегда отдавал должную дань античности. «Храмы Греции могут служить превосходнейшим для художника назиданием, как для ощущения вкуса и приобретения стиля, так и для

Читайте также:  Бюджетный декор дома

уразумения правил своего искусства; но безрассудно было бы переносить на север храмы, приспособленные к южным климатам, или переделывать их в казармы, госпитали, манежи или загородные домы. В самом деле, на что стал бы похож Парфенон, если бы между его изящными колоннами наделали дверей и окон, а самые колонны перерезали бы балконами; если бы легкую покатость его фронтона подняли и расширили для удобнейшего стока снеговой и дождевой воды, а крышу выкрасили в зеленый цвет и взъерошили печными трубами. Большая разница постигать хороший образец или рабски его копировать для приложения ко всякому употреблению».4

Отвергал Гагарин и псевдоромантизм, «где необузданная фантазия как будто тщеславится уродливостью создаваемых ею форм, где прознаменуется бездна, в коей должно поглотиться искусство, если предаться слепо увлечениям нового фанатизма».5

Золотую середину между холодностью классицизма и бурной патетикой романтизма художник видел в русско-византийском стиле. Обращаясь к памятникам византийского искусства как к первоисточникам, он ратовал за этот стиль, и созданное им теоретическое обоснование было стройно. Недаром он говорил, что ищет в искусстве «мысли и стиля и находит их».6

Логически обосновывая национальный характер византизма, «который одушевлял Россию на протяжении восьми веков», до того как она обратилась «к подражанию Западу», он призывал архитекторов и живописцев черпать в нем вдохновение, творчески «истолковывая плодотворное его начало, чтобы создать нечто новое», национальное.7

При этом, подчеркивал Гагарин, «не может быть и речи ни о безусловном копировании византийских образцов, ни о полном отказе от достижений европейского искусства. дело не в том, чтобы рабски копировать их, нужно проникнуться простодушием их композиции, верностью экспрессии и тою простотою, которою запечатлены все христианские произведения первых времен христианской веры».8

Усматривая прямую связь между фактами, прослеживая вехи истории, Гагарин соотносил с ними эволюцию стилей и взаимопроникновение различных видов искусств. Историю русского национального искусства он также рассматривал в контексте развития мировой культуры.

«Провидение, управляющее миром и Святой Русью, не могло дать ей в X веке лучших учителей в искусстве зодчества, чем пришедших к ней из Византии. Самые ярые противники византийского стиля не могут быть другого мнения по этому предмету, так как всем известно, что в III и IV веках римское и латинское искусство было в упадке, что любовь к богатству и роскоши преобладала над чувством изящного и что только византийское влияние V—VII веков возвысило искусство в Италии.

Великолепные византийские творения в Равенне, в Паренцо, Градо, Милане, Риме и во многих других городах Италии оживили угасающее искусство своими блистательными достоинствами и дали ему новое существование.

Когда в VII веке Халиф Омар завладел Иерусалимом, византийские зодчие построили ему большую мечеть на месте храма. Соломонова.

В начале своего величия аравитяне были очень мало сведущи в искусстве. Греки Дамаска, Гелиополиса, Антиохии и других греческих городов впервые направили их на тот путь, на котором они сделали впоследствии такие чудесные успехи.

От 705 до 715 года Халиф Валид, желая построить мечеть в Дамаске, отправляет посольство к Константинопольскому императору Юстиниану II и получает от него 12000 мастеровых. По словам Ибн Батуты, их мозаики, орнаменты, инкрустации из мрамора разных цветов произвели нечто целое, удивительной красоты».9

Рассматривая события последующих веков до конца X века и соотнося их с возведением тех или иных сооружений, Гагарин особое внимание уделяет византийскому влиянию в России: он отмечает и то, что в 990—996 годах «художники константинопольские строят каменную, фресками украшенную церковь Божьей Матери» (Десятинную.— А. К.), и пожар в Киеве 1017 года, при котором эта церковь погибла, и возведение князем Ярославом Мудрым храма св. Софии, «на том месте, где им была одержана победа над печенегами».10 «Ярослав покровительствует греческим художникам священной живописи, церковному пению, мозаике, книгам, он основывает училищный дом в Новгороде, чеканит монету и составляет сборник законов “Русская правда”. Несмотря на то что при потомках Ярослава «любовь к искусству страдает от беспрестанных нападений хазар, печенегов, половцев и других варварских соседей. мирные проблески оживляют религиозное усердие. Россия продолжает вызывать греческих художников чтобы строить церкви и украшать живописью их внутренность. Русские живописцы продолжают подражать их школе».11

Однако византийское влияние не было единственным. Отечественное искусство испытывало также веяния других культур.

«С XI века четыре брака вводят нас в сношения с Западом:

1. Елизавета Ярославна выходит замуж за короля Норвежского.

2. Анна (Агнесса) Ярославна за Генриха I, короля французского.

3. Анастасия (Агемунда) Ярославна выходит за Андрея I – короля Венгерского.

4. Одна из дочерей Всеволода Ярославича – за Германского императора Генриха I», – писал Гагарин, объясняя этим сближение с западноевропейской культурой.12

И вновь исторические события тесно связывались им с событиями в области искусства.

«В XI веке ломбардские архитекторы, посланные Фридрихом Барбароссою, воздвигают во Владимире храм Божией Матери.

В XIII веке господствует монгольское влияние. Русские князья женятся на монгольских княжнах, которые принимают христианство и строят церкви». В хронологических таблицах 1270 год связывается со значительными событиями: «Монголы принимают исламизм при хане Берка. Великий князь Федор женится на дочери Ногая, предводителя Монгольского племени того же имени. Она крестится, принимает имя Анны и воздвигает церковь святого Михаила в Ярославле».13

В теоретических работах художника эта мысль развита более подробно и основательно. «Наше национальное искусство не что иное, как искусство Востока, основанное на Греческом или Византийском первоисточнике. которое появилось в России вместе с христианством. Это же Византийское искусство на юге примыкает к нарождающейся Арабской цивилизации, и. при татарском нашествии возвращается к нам, способствуя обновлению русского искусства. Позднее итальянские архитекторы, приехав в Россию, вводят некоторые изменения в деталях, не нарушая, однако, общих принципов», – писал Гагарин в «Записке о развитии свободных искусств в России».14

Словно продолжая разговор с писателем В. А. Соллогубом , начатый им некогда на страницах повести «Тарантас», художник спрашивал: «Где можем теперь мы искать национальности для нашего искусства? На этот вопрос можно ответить положительно: в нашей русской древности, в истории нашего прошедшего, нашей цивилизации, из которой возникла наша национальность».15

Гагарин призывал современных ему архитекторов обратиться к традициям древнерусского искусства: «В Юрьеве Польском, во Владимире на Клязьме, в Ярославле, в Ростове, в Романово-Борисоглебском, в Суздале, в Костроме, в Москве, в некоторых других городах существуют детали архитектуры, живописи, орнаментальной резьбы камня и дерева, чрезвычайно интересные, характеризующие народный вкус с ХШ по XVII века. Вкус этот, хотя немного уклоняется от византийского, полон, однако, большой прелести и далеко превосходит новейшую бесхарактерность. В нем можно найти богатейшие мотивы и живописные эффекты, так поражающие оригинальностью, прелестью колорита и полные исторического интереса, но трудно применяемые к нынешним требованиям, тем более, что трудно созидать из этих остатков прошедшего что-нибудь целое в том же стиле и еще труднее положить их в основание школы нового поколения архитекторов».16

Будущее русской культуры ассоциировалось у Гагарина прежде всего с возрождением национального храмового зодчества.

«Если почувствуется потребность возобновить русское искусство в его первоначальном источнике, указанном самим Провидением, то это не только не помешает следить за успехами века, но даст силы опередить его. Представим себе русского художника, желающего славы своему Отечеству, преданного душой и сердцем возрастающему успеху искусства и понимающего, что успех этот служит мерилом образованности его родины, он непременно придет к сознанию, что ни в какой отрасли искусства не найдет такого простора для своих стремлений и деятельности, как в цёрковно-религиозном. Византийское религиозное искусство лучше других приспособляется к русской церкви, потому что оно ее создало».17

Параллельно с Гагариным проблемой национального в русском искусстве занимались: Ф. Г. Солнцев, открывший фрески Софии Киевской и иллюстрировавший духовные книги и сборники; А. Е. Бейдеман, с большим тщанием штудировавший византийскую фресковую живопись и создавший иконописные циклы для церквей Михайловского и Ливадийского дворцов, Парижской церкви и других сооружений; и, наконец, К. А. Тон с его «образцовыми» проектами храмов в русско-византийском стиле и главным его созданием – храмом Христа Спасителя в Москве, Деятельность Гагарина нельзя рассматривать вне этого течения, характерного для эпохи в целом. Недаром В .В. Стасов называл художника «столпом византиизма в России».

1 Петров П.Н. Сборник материалов по истории императорской Академии художеств за сто лет ее существования. – СПб., 1864. Т.1. – С.445.

2 Надеждин Н.И. О современном направлении изящных искусств // Ученые записки Императорского Московского университета. – М., 1833. – С. 65.

4 Гагарин Г.Г. Краткие хронологические таблицы. – СПб., 1887. – С. 1.

9 Гагарин Г.Г. Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. – СПб., 1903. Т.3. Приложение.

14 ГРМ. О.Р. Ф.137. Оп.2.Ед.хр.2387.Л.3.

15 Воспоминания князя Г.Г.Гагарина о Карле Брюллове. – СПБ., 1900. – С. 39.

16 Гагарин Г.Г. Строителям русских церквей. – СПБ., 1892. – С. 3.

Русско-византийский стиль

Сущность русско-византийского стиля

Русско-византийский стиль – архитектурное направление, разработанное в рамках историзма. Стиль основан на византийском и древнерусском зодчестве. В рамках он эклектики мог сочетаться с другими архитектурными стилями.

Русско-византийский стиль зародился в Российской империи в начале XIX века. Его основоположником принято считать архитектора Константина Тона. Стиль, образовавшийся в начале 1830-х годов был неразрывно связан с понятием народности, выражал идеи культурной самодостаточности России. Помимо этого, одной из задач русско-византийского стиля была демонстрация преемственности государства по отношению к Византии.

В узком смысле русско-византийский стиль понимается, как стиль Константина Тона. Более поздние сооружения, похожие на архитектуру Византии, называют уже неовизантийским стилем.

Рисунок 1. Собор Святого Владимира в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В первую очередь неовизантийские храмы строились в Санкт-Петербурге и Крыму, также два изолированных проекта были запущены в Тбилиси и Киеве. В конце XIX века византийские образцы архитектуры стали наиболее предпочтительными в плане закрепления православия на окраинах Российской империи, в:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Царстве Польском;
  • Бессарабии;
  • Литве;
  • Северном Кавказе.

Интересно, что при поддержке правительства религиозные сооружения в русско-византийском стиле были построены в весьма отдаленных областях, например, в Иерусалиме, Софии и на Французской Ривьере.

В нерелигиозной архитектуре русско-византийский стиль использовался крайне редко. Большинство сохранившихся образцов – больницы и богадельни, построенные в период правления Николая II.

Происхождение стиля

Последние годы правления Александра I отмечались главенствующим классицизмом и ампиром. Последний считался единственным архитектурным стилем для религиозного строительства. Однако, с воцарением Николая I ситуация стала постепенно меняться.

Зачатки нового религиозного архитектурного стиля начали складываться еще в середине 20-х годов XIX века. Это проявлялось в большей мере в двух сооружениях русского архитектора Василия Стасова – церкви Александра Невского в Потсдаме и Десятинной церкви в Киеве.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

При разработке проекта храма в Потсдаме Стасов получил поручение от императора Николая I о создании русского «национального» храма. Император рекомендовал обратиться к средневековой архитектуре Москвы, которая на момент строительства олицетворяла самобытность русского зодчества.

Рисунок 2. Храм Спаса-на-Крови. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует заметить, что оба вышеупомянутых проекта не были характерными для творчества архитектора Стасова. Тем не менее, именно этими объектами он предвосхитил русско-византийское направление в архитектуре, которое получило широкое распространение в середине XIX века.

Интерес к восточной архитектуре Византии был связан с тем, что Николай I разделял стремления своих предшественников к завоеванию Босфора и Дарданелл. Восточная политика государства вызывала общественный интерес и способствовала изучению византийской культуры. Помимо этого, освоение Кавказа и Крыма создавало дополнительные строительные проекты, которые нужно было интегрировать в местную среду.

Развитие неовизантийского стиля

Надо сказать, что некоторые представления русского архитектора о «византийском стиле» со временем претерпели изменения. В первой половине XIX века русско-византийский стиль связывали с допетровским зодчеством, так как согласно представлениям того времени, этот стиль прославлял традиции византийского зодчества, которые были привнесены на русские земли в конце X века. Осознание различий между «византийскими» и «русскими» формами начало проявляться только к середине XIX века. В этот период специалистами активно изучались памятники древней Греции, Сицилии, Малой Азии и других регионов.

Одним из самых известных сторонников русско-византийского стиля был русский дипломат Григорий Гагарин, служивший в Константинополе и на Кавказе.

Собор Святого Владимира в Киеве стал первым проектом в собственно русско-византийском стиле. Проект был утвержден лично Николаем I. После смерти императора были созданы первые неовизантийские интерьеры (например, в Церкви Преподобного Сергия Радонежского, Мариинском дворце и т.д.).

Церковь Преподобного Сергия Радонежского была построена в Санкт-Петербурге на Греческой площади. Архитектор Роман Кузьмин вдохновлялся формами Собора Святой Софии, но добавил одну интересную особенность – вместо двух византийских апсид он использовал четыре. Подобная крестообразная планировка была впоследствии усовершенствована Давидом Гриммом, который «вытянул» вышеупомянутую структуру по вертикали. Несмотря на то, что проект Гримма долгое время оставался на бумаге, он стал практически универсальным в строительной практике Российской империи.

Несколько другой вектор был заложен в основу церкви Святого Владимира в Херсонесе Таврическом. Строительство здания на руинах древнегреческого собора спонсировалось императором Александром II.

Несмотря на поддержку правительства, в период царствования Александра II церквей в русско-византийском стиле было построено немного. Основной причиной этому было слабое экономическое положение державы после Крымской войны и проведенных реформ.

Церковные проекты реализовались лишь в царствование Александра II. За тринадцать лет количество православных религиозных сооружений увеличилось на 5 тысяч. Правда, большинство из них относилось больше к псевдорусскому архитектурному стилю, чем к неовизантийскому. О смене государственных предпочтений говорили результаты архитектурного конкурса на проект храма Спаса-на-Крови. Александр III отклонил все неовизантийские здания и отдал предпочтение проекту архитектора Альфреда Парланда, что в конечном итоге определило вектор развития русской архитектуры на долгие годы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию