Техника горячего батика

Горячий и холодный батик: все о техниках росписи по ткани

Мода меняется постоянно. Каждый сезон мы видим новые коллекции одежды, выпущенные известными бутиками. Изо дня в день дизайнеры трудятся над созданием уникальных вещей, быстро теряющих свою актуальность. Поэтому так цениться авторская одежда, сделанная в единственном экземпляре. Однако бытует мнение о том, что предметы гардероба, выполненные по вашему заказу, это безумно дорого.

Стоит сказать сразу, что это всего лишь миф, ведь можно сделать красивую одежду самостоятельно, прибегнув к технике батика — ручной росписи ткани. И даже если ваша работа будет выполнена руками начинающих, выглядеть она будет все равно не хуже работы всемирно известного дизайнера! Если посмотрите на определение, которое дает нам Википедия, становится понятно, почему: «Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества».

История батика

Расписывать ткань люди стали очень давно. Батик был популярен и в Азии, в Африке и в северных странах — археологи находят раскрашенные полотна по всему миру.

Принято считать, что основоположниками данной техники являются жители Индонезии, острова Явы.

Именно на этом острове технике дали прозвище «амбатик», вследствие которого она и получила своё нынешнее название. Термин «батик» стал использоваться впервые ещё в XVIII веке в Нидерландах.

Яванцы настолько хорошо владеют техникой, что прославились на весь мир. Женщины острова создавали огромные полотна, веря в то, что они обладают целительными и лечебными свойствами. Каждая семья передаёт свои знания и умения из поколения в поколение. При этом у каждого рода есть свой выдержанный стиль росписи. Раньше расписанную одежду могли позволить себе иметь только аристократы, но спустя время украшать свои вещи начали и простые люди.

В кругах археологов и учёных часто ведутся споры на тему времени зарождения тканевой росписи. Некоторые утверждают, что батик появился в XIV веке, а другие склоняются к тому, будто украшать вещи красками стали ещё в начале нашей эры. Так или иначе, горячий батик появился задолго до батика холодного. Это связано с тем, что раствор, который позволял бы наносить рисунок на ткань без нагрева, изобрели только в начале ХХ столетия.

Галерея: горячий и холодный батик (25 фото)

Виды батика

Существуют разнообразные виды росписи ткани. По большей части это связано с тем, что с помощью батика украшают разного рода изделия. Соответственно, эффект от нанесения краски отличается.

Самые распространённые направления в росписи тканей:

  1. холодный батик. На будущем изделии наносится изображение, на контуры которого аккуратно накладывается резервирующий состав, предотвращающий попадание красителя за пределы линии. Для нанесения резерва используют специальную трубочку. После того как ткань высохнет, её разукрашивают жидкими красками;
  2. горячий батик. Этот тип росписи характерен тем, что на картину, закреплённую на подрамнике, наносится горячий воск. После того как он застывает, изделие красят;
  3. шибори. Эта техника нанесения красок родом из Японии. Проще говоря, это рисунок, который получается при складывании ткани в несколько слоёв;
  4. узелковый батик. На ткани завязывают узлы и перекручивают её, что позволяет получить красивые разводы и узоры;
  5. свободная роспись. Не предполагает нанесение резервирующего состава, используются краски с загустителем.

Допустим, если вы хотите расписать платок, чаще всего в этом случае резерв не наносят, экспериментируя в технике шибори. А если перед художником стоит цель создать большую работу на подрамнике, то он сделает выбор в пользу свободной росписи или холодного батика — во многом все зависит от жанра.

Материалы и инструменты

Если вы решили освоить батик, нужно заранее запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.

  1. краски — продаются специальные красящие составы специально для батика — как от импортных, так и от отечественных производителей. Отличаются они составом, ценой и способом закрепления. Например, некоторые краски закрепляются с помощью пара и утюга, а для других нужна обычная вода;
  2. кисти — могут понадобиться кисти разных размеров, поэтому стоит подготовить их заранее;
  3. ткань — в выборе ткани для батика вы никак не ограничены. Можно использовать и шёлк, и шифон, и атлас, и даже обычный хлопок. Также можно попробовать расписать уже готовое изделие;
  4. трубочки для нанесения резерва — пригодятся, если вы работаете в технике холодного батика. С их помощью удобно наносить резерв;
  5. резервирующий состав — некоторые мастера рекомендуют покупать резерв той же марки, что и краски. Обычно состав бесцветный, но иногда встречается пигментированный, например, чёрный. Его можно смешать с нужным цветом непосредственно в процессе работы;
  6. воск — используется в технике горячего батика. Продаётся готовым, но его так же можно сделать своими руками;
  7. рама для батика — она необходима для того, чтобы фиксировать ткань в натянутом положении. Можно купить уже готовую раму или сделать её самостоятельно;
  8. палитра — понадобиться для смешивания красок;
  9. пипетки — могут пригодиться для набора краски или резерва;
  10. скотч — используется для защиты рамки от попадания красок. Если не использовать скотч, то можно запачкать светлую ткань, используемую в следующий раз;
  11. булавки, кнопки или степлер — потребуются для закрепления ткани на раме;
  12. спирт — нужен для разбавления некоторых красителей;
  13. крупная соль — может быть использована в качестве средства, помогающего высохнуть отдельным участкам ткани как можно быстрее. Также используют для получения точечного узора;
  14. вода — нужна для разведения некоторых красок и очищения кистей;
  15. простой карандаш или ручка — необходимы в случае, если на ткань наносится иллюстрация.

Холодный батик

Холодный батик относительно прост, если сравнивать его с горячим, процесс более безопасен, поэтому его чаще чем горячий выбирают в качестве техники для детей. Резерв, используемый при этой технике, удалять нет необходимости: он ложится тонким слоем и выглядит аккуратно. Главное, не рисовать слишком жирный контур, так как резерв наносится именно на него, чтобы цветные краски не растекались и не перемешивались. Нагревать состав тоже нет никакой необходимости: он полностью готов к использованию и продаётся практически в каждом магазине канцелярии. Картинки для росписи малыши могут изобретать самостоятельно.

Техника работы с холодным батиком

Для начала выбираем ткань и натягиваем её на раму, заранее подготовив все необходимое. Переносим изображение на материю, а после наполняем трубочку резервирующим составом, проходясь по контуру.

Когда ткань подсохнет, разводим краску с водой, чтобы они были максимально жидкими, но насыщенными и яркими. Краску следует наносить осторожно, чтобы не зайти за контур. В противном случае цвета смешаются, и работа будет выглядеть грязно.

Готовое изделие можно украсить, к примеру:

Иногда работы, выполненные в технике холодного батика, расшивают бисером — здесь все зависит исключительно от фантазии художника.

Горячий батик

Горячий батик, техника выполнения которого считается наиболее сложной и кропотливой, позволяет создать красивые узоры на ткани. Благодаря воску создаётся необычный эффект, похожий на «кракелюр» или «кракле». Освоив технику, можно расписывать ткань, добиваясь интересных сочетаний прокрашенных и непрокрашенных мест на полотне, варьируя яркие и пастельные оттенки.

Раньше для росписи в технике горячего батика использовали чантинг — специальный инструмент для работы с расплавленным воском. Сейчас же появилась куча альтернативных способов нанесения парафина: например, специальные штампы.

Техника горячего батика

Для начала нужно подготовить материал и все необходимые инструменты для горячего батика. Первый шаг в выполнении работы заключается в вымачивании ткани. Это необходимо, чтобы вымыть из неё все химические растворы, добавляемые производителями при изготовлении материи. Для этого берётся обычная столовая сода и растворяется в чистой проточной воде. Ткань отмачивается в приготовленной жидкости около получаса.

Далее материя крепится на подрамнике. Для этого, как уже упоминалось выше, нужны кнопки, скрепки или булавки. Лучше запастись канцелярскими кнопками, так как они хорошо держаться и их легко снимать. Скрепки подходят для тех работ, которые остаются на этом же подрамнике. То есть их снять гораздо труднее, к тому же ткань сильно деформируется. Но если вы не планируете оформлять работу в другую рамку, то отдайте предпочтение степлеру.

Первый слой цвета можно наносить ещё до рисования эскиза. Важно, чтобы материя пропитывалась красителем последовательно, от светлого к тёмному.

Далее рисуется эскиз. Можно использовать ручку или простой карандаш, в зависимости от тонов работы, от того, какая гамма преобладает. Если цветовая гамма тёплая или пастельная, то ручкой ни в коем случае пользоваться не стоит. Продавливать материал карандашом тоже не нужно, следует рисовать очень аккуратно, чтобы не деформировать поверхность. Если используется очень светлая или полупрозрачная ткань основа, можно подложить под неё лист с иллюстрацией маркером или фломастером, чтобы её было видно через полотно на подрамнике.

Переходим к самому интересному — нанесению воскового резерва и раскрашиванию полотна. Им пропитывают все части, кроме самых светлых. Засохший парафин снимается при помощи утюга и бумаги. Для экономии можно воспользоваться старыми газетами или вырезками, которые не жалко выкинуть. Делается это таким образом: после высыхания красящих средств утюгом проглаживают материал, чтобы весь застывший резерв оказался на бумаге или газете. После краску закрепляют и повторяют процедуру перенесения воска на бумагу вновь, если раствор все ещё остался на ткани.

Шибори и узелковый батик

Эти техники чаще всего используются именно для украшения одежды. Если вы хотите разукрасить свои платки, футболки, майки разными узорами, то это то, что вам нужно. Шибори и узелковый батик отличаются от двух вышеописанных техник. Резервирующий, восковой и ещё какой-либо состав не используется.

Шибори, отдалённо напоминающее оригами, предполагает складывание ткани в несколько слоёв для получения симметричного узора. Узелковый же батик заключается в беспорядочном завязывании узлов. Позже из того, что получилось, формируется рисунок, или оформляется какой-либо узор.

Свободная роспись

Эта техника замечательна по-своему: она также не предполагает использование резерва, но эффект создаётся более чем впечатляющий. Свободная роспись сравнима с акварельными работами, но по влажной ткани. В этой технике создаются красивые переходы от цвета к цвету.

Кистью водят без предварительного эскиза или зарисовки — именно поэтому технология батика получила такое название.

Вся работа производится очень быстро, ведь материя быстро высыхает, из-за чего краска может образовать некрасивые подтеки.

Мастер-классы

В заключение стоит сказать, что начиная заниматься чем-то новым, всегда полезно изучить информацию. Новичку очень поможет просмотр мастер-классов. Они демонстрируют роспись по ткани, показывая все нюансы и мелочи в работе. А чтобы написать красивую картину, важно учитывать каждую деталь.

Поэтому важные аспекты в технике батика — мастер-классы, обучение, изучение информации. Тогда вы точно добьётесь того результата, которого ожидали.

Помните, что обучение — неотъемлемая часть всего процесса.

Холодный и горячий батик могут показаться сложными техниками, но это лишь на первый взгляд. Любой может создать красивые картины, одежду и много чего ещё. Горячий батик, мастер-класс по которому сможет помочь вам в его освоении, позволяет сделать то, что не купишь ни в одном магазине.

Шибори хоть и не похожа на остальные виды батика, но тоже очень увлекает. Тем более, эта технология позволяет делать своими руками уникальные предметы гардероба. Отличная идея для модниц и модников, которым нравится выделяться в толпе. К слову, собравшись впервые поэкспериментировать с собственной одеждой, вам бы тоже не мешало посмотреть мастер-классы — это позволит избежать множества ошибок. Мы постарались подготовить исчерпывающий доклад про батик, надеемся, он был вам полезен.

Техника горячего батика

Техника горячего батика

Горячий батик известен как техника росписи ткани, традиции которой корнями уходят вглубь веков. Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Наносили состав на участки, не подлежащие окрашиванию, а после весь отрез опускали в емкость с красителем.

В результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Техника горячего батика была распространена в Китае, в Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах. Традиционно для горячего батика использовалась исключительно хлопчатобумажная ткань и пчелиный воск. В наши дни так красят и шелк, а в качестве резерва применяют состав на основе парафина или стеарина. Некоторые зарубежные производители красок предлагают холодный воск для работы в такой технике.

Особенность технологии

Принципиальное отличие техники горячего батика от холодного в том, что резервирующий состав (или воск) может наноситься на ткань не только линией, но и пятном. Линия не обязательно должна замыкаться, ведь основная функция воска – защищать определенные участки ткани от окрашивания, а не ограничивать растекаемость краски.

Однослойный и многослойный горячий батик

Расплавленный воск можно наносить на ткань в один слой. Такой способ называется однослойным.

Если слоев два и более – это уже многослойный горячий батик.

Принципы работы над однослойным и многослойным батиком схожи, различия только на заключительных этапах росписи.

Подготовительные этапы в технике горячего батика

В работе с техникой горячего батика выделяют несколько подготовительных этапов.

Разработка эскиза

Возможны контурный, пятновой или смешанный эскизы.

Иногда работа может выполняться и без эскиза. Например, если на ткань наносится узор «горох», какие-то произвольные линии, задуман простой геометрический принт или незамысловатые силуэтные картинки.

Подбор цветовой гаммы

Продумывается на этапе подготовки и цветовое решение. При работе в технике однослойного горячего батика на поверхности, не защищенной воском, краска свободно перетекает от одного участка к другому. Поэтому советуют подбирать гармоничную цветовую гамму, красивые сочетания и дополняющие друг друга оттенки. Работу можно выполнить и в рамках одного цвета, используя светлые и темные его оттенки.

Читайте также:  Декорирование садовыми цветами

При многослойном способе подбирать цветовую гамму нужно исходя из того, что последующий слой краски будет наноситься на уже окрашенный участок. Важно понимать, какой цвет должен получиться при нанесении нескольких слоев друг на друга. А также учитывать, что краски для батика при смешивании не всегда дают ожидаемый результат. Зачастую при смешивании красной и зеленой красок, к примеру, фирмы ”Marabu” получается фиолетовый, а не коричневый цвет. Поэтому перед началом работы сочетаемость цветов проверяют на образце.

Подготовка ткани

Ткань перед работой нужно обезжирить. Для этого ее стирают, что предупреждает и последующую усадку. Правило работает для любой техники батика. После материал натягивают на подрамник. Некоторые мастера для большей эластичности ткань смачивают.

Подготовка рабочего места

Рабочую поверхность защищают, накрывая пленкой.

Подрамник располагают горизонтально.

Если подрамник большого размера, его устанавливают на специальные козлы.

Основные этапы работы

Перенос эскиза на ткань

Для переноса эскиза используют исчезающий маркер для ткани или смываемый карандаш. Следы графитного могут остаться на готовой работе.

Если точность в переносе эскиза не так важна, его можно разместить под тканью и наносить воск по нечетким контурам.

Резервирование воском

Воск наносят для фиксации естественного цвета ткани, то есть краска не проникает на зарезервированные участки. Работа начинается с самого светлого оттенка. Если он белый, то просто резервируют чистое полотно. Когда наиболее светлый цвет в палитре не белый, воск уже наносится на предварительно окрашенную и высушенную ткань.

Инструменты и приемы для нанесения воска

Воск наносится только на сухую ткань при помощи кисти, поролонового валика, штампа, чантинга. Возможно использование и штифта – электрического инструмента, поддерживающего внутри постоянную температуру. Многие мастера свободно выливают воск на ткань из любой удобной емкости. Его наносят каплями, линией, пятном, используют и трафареты.

Подготовка воска к работе

Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть, чтобы он насквозь пропитал ткань. Нагревать его лучше на водяной бане (это исключает перегрев) и на электрической плите – на газовой воск может воспламениться.

Перед началом работы степень нагрева проверяется на образце.

Если разогрет хорошо, то воск пропитает ткань насквозь, а в зоне нанесения полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным на просвет.

Если воск остался на поверхности ткани белой непрозрачной каплей, то температура недостаточная и нужно продолжить нагрев.

Нанесение краски

Краска наносится на свободную от воска поверхность кистью, ватным тампоном или поролоновый кисточкой.

Если батик однослойный, то насыщенность цвета может быть любой, зависит только от идеи автора. На поверхности воска не должно оставаться высохших капель краски, иначе они останутся и на готовой работе. Поэтому после нанесения работу протирают и высушивают, избегая нагревания.

При многослойном варианте каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий. Поэтому роспись начинают с самого светлого и ненасыщенного участка, постепенно переходя к более темному. Слой за слоем воск фиксирует цвет на окрашенном участке, а следующий цвет наносят на свободные поверхности. После работу высушивают. Процессы нанесения воска и красителя повторяют вплоть до последнего, самого темного цвета.

Эффект кракле

На заключительном этапе можно применить прием кракле. Он выполняется самой темной из имеющихся красок. На всю поверхность наносится воск.

После его полного остывания поверхность ткани подвергают деформации, создавая заломы.

В эти заломы втирают краситель, смешанный с мыльным раствором. Благодаря воздействию щелочи краситель проникает к ткани и окрашивает ее.

В результате получаются ярко выраженные трещинки, создающие так называемый «эффект старины».

Заключительные этапы работы

Удаление воска

  1. Высушенную работу снимают с подрамника.
  2. Ткань мнут, чтобы воск скрошился с поверхности ткани.
  3. После этого изделие прокладывают бумагой, горячим утюгом вытапливают остатки воска. Для этой цели часто используют старые газеты, свежая типографская краска может отпечататься на ткани. Также слой между газетными листами и непосредственно работой можно выстелить белой папиросной бумагой или бумажными полотенцами.
  4. По мере того, как бумага пропитывается воском, ее заменяют на чистую.
  5. Процедуру повторяют до тех пор, пока полотно не перестанет «отдавать» воск.

Закрепление красителя

Если работа выполнена акриловыми красителями, то в процессе вытапливания закрепляется и краситель. При работе с парозакрепляемыми красящими веществами фиксация идет при помощи запаривателя.

Обратный батик

Кроме традиционных однослойной и многослойной техник батика существуют экспериментальные – например, обратный батик.

Принцип работы схож с вышеописанным. Главное отличие в том, что эта техника выполнения росписи предполагает работу в обратном порядке – от темных цветов переходят к светлым. В первую очередь расписываются и покрываются воском те участки, которые по эскизу должны быть холодных оттенков. Они лучше теплых удаляются из волокон ткани. После раствором отбеливателя с обеих сторон ткани удаляется краситель, свободный от воска. Используется краситель бес хлора, но даже он может повредить шелк, поэтому чаще всего обратный батик выполняют на хлопке.

После отбеливания изделие промывается чистой водой. Затем роспись продолжают красками теплых оттенков. Очень интересно смотрится эффект кракле с отбеливателем. После финального слоя краски работа над изделием продолжается в обычном порядке.

Горячий батик для новичков и профессионалов

Техника горячего батика может быть очень разнообразной. С одной стороны, горячий батик подходит и для новичков, не имеющих художественного образования. Все потому, что полноценную законченную работу можно получить, используя различные приемы, не требующие специальной подготовки.

Приемы горячего батика

  • «Набрызг через трафарет».
  • Выполнение графических работ валиками.
  • Использование штампов.
  • Нанесение точек.

С другой стороны, горячий батик имеет большой потенциал. С его помощью можно решать сложные художественные задачи. К нему зачастую возвращаются, даже овладев другими смежными техниками.

Техника “горячего батика”

Что приходит на ум, когда Вы читаете это название? Какие ассоциации? У меня в голове сразу возникают картины: юг, жара, песок, темнокожие женщины в ярких саронгах, Гоген… В ушах шепот волн, на коже зной палящего солнца и легкий ветер в волосах.

Сама родина батика в этом словосочетании. Яркие, красочные наряды, дивные птицы и цветы, ожившие на ткани под умелой рукой мастера.

Итак, почему же все-таки горячий? Потому что в работе в качестве резервирующего состава используется горячий, расплавленный до жидкого состояния воск.

Раньше в специальных чанах растапливали воск, затем инструментом, который называется чантинг или штампом наносили рисунок на ткань.

Сейчас для этих целей художники используют множество инструментов. Это чантинг, щетинная кисть, батик-штифт, вообще любой предмет, пригодный к тому, чтобы окунуть его в воск и оставить оттиск на ткани.

Смысл в том, что расплавленный воск проникает в ткань и отталкивает краситель. В итоге место, покрытое воском, остается неокрашенным. В несколько приемов можно получить очень сложные, красивые, многоцветные орнаменты.

Расписанные подобным образом ткани весьма популярны и ценны в современном мире. Их используют в качестве материала для одежды, как самостоятельные аксессуары и даже для украшения интерьера.

После окончания работы нужно зафиксировать краски и освободить ткань от воска.
Краски для батика делятся на два вида — анилиновые и акриловые. Первые фиксируются обработкой паром, вторые закрепляют горячим утюгом.

Краски после закрепления становятся устойчивы даже к стирке, правда, требуют бережного и деликатного обращения. Стирать можно только руками в теплой воде, без использования моющих средств.

Сначала этапы работы над горячим и холодным батиком схожи — разработка идеи, создание эскиза и натягивание ткани на подрамник.

1. Соответственно наше идее создаем эскиз. Чем подробнее проработан эскиз, тем проще будет воплотить его в жизнь. Он должен быть в масштабе 1:1, чтобы нам легко перенести линии рисунка на ткань.

2. Готовим ткань к работе: Стираем ее, тщательно прополаскиваем, сушим, гладим. Можно, конечно, пропустить последний пункт, но по гладкой поверхности приятнее работать. Наша ткань обязательно должна быть размером несколько больше подрамника.

3. Переносим рисунок на ткань, пользуясь подходящими инструментами (карандаш, маркер для батика). Чтобы ткань не скользила и не “убегала”, закрепите ее кнопками на твердой поверхности. Подложите под нее эскиз, он будет просвечивать из-под светлой ткани.

4. С помощью кнопок натягиваем ткань на подрамник как барабан или как мини-батут, который пружинит при надавливании на него пальцем.

Некоторые мастера переносят рисунок уже после натяжки, смотрите сами, какой вариант Вам более близок. Я использую оба.

5. Дальше начинается самый интересный этап работы. Расплавленный воск согласно нашему эскизу наносим на участки ткани, которые должны остаться белыми. Делаем это щетинной кистью, батик-штифтом или чантингом. Даём остыть. Затем берем краски и наносим самый светлый оттенок.

После высыхания краски снова проходим воском по самым светлым местам, как бы закрепляя их. Процесс ведется поэтапно, от светлого к темному, чем-то напоминая работу с трафаретом, но только в свободной живописной манере.

6. Завершив роспись, дожидаемся окончательного высыхания ткани и снимаем её с подрамника. Теперь нам понадобятся утюг и бумага в большом количестве. На ровной поверхности раскладываем бумагу в несколько слоев, сверху располагаем нашу работу лицевой стороной вниз и укрываем ее еще несколькими слоями бумаги. Включаем утюг, выбираем подходящий для ткани температурный режим и начинаем снимать воск, проглаживая нашу работу. Под воздействием горячего утюга воск плавится и впитывается в бумагу. Листы по мере необходимости заменяем чистыми. Этот процесс длится до тех пор, пока ткань полностью не освободится от воска.

7. Далее, если это панно или картина, оформляем работу в раму, снова натянув на подрамник. Платок или шарф стираем в теплой воде, сушим и обрабатываем края оверлоком.

Изделия, выполненные методом горячего батика, очень популярны. Дамы украшают себя шарфами и палантинами. Из ткани, расписанной вручную, получается оригинальная, яркая, неповторимая одежда, модельеры любят использовать батик в своих коллекциях.

Лично меня горячий батик притягивает свободой действий, мне нравится процесс создания новых миров на белой ткани. Когда снимаешь воск, роспись становится более живописной, приобретает глубину и насыщенность.

Горячий батик в отличие от холодного дает больше свободы в самовыражении. Кистью можно наносить пятна воска самой разнообразной формы, без ограничений.

Можно покрыть воском всю работу, потом снять с подрамника и хорошенько помять ткань. В результате этих действий получаются эффектные кракелюры — трещины на воске, которые придадут картине еще большую выразительность.

Эксперименты с воском развивают фантазию. Все неожиданные случайности в процессе творчества могут быть обыграны и внесены в общую композицию.

Первым открытием, удивившим меня, было то, что, оказывается, я могу писать на ткани портреты. Второе случилось при работе над серией городских пейзажей. Пугала сложность изображения архитектуры. Что это будет криво, неумело и вообще ужасно. Я ошиблась, город получился дивным, сказочным, с собственным настроением.

Создав несколько росписей, Вы научитесь чувствовать ткань, регулировать степень влажности для получения оттенков разной насыщенности. Процесс работы очень увлекательный и волшебный. Окунаясь все глубже в нюансы и тонкости батика, Вы будете шлифовать свои навыки и оттачивать мастерство, поднимаясь все выше и выше по ступеням этого искусства.

Любые события окружающей действительности, разнообразные сочетания предметов могут стать сюжетом для Вашего творчества. Весь мир целиком или по кусочкам послужит для Вас источником вдохновения.

Возможности неисчерпаемы, главное — искренний интерес к тому, что Вы делаете и желание двигаться дальше. Успехов Вам!

Горячий батик: история, выбор материалов и техника выполнения

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Для того чтобы превратить старую вещь в новую, или своими руками создать эффектный подарок, достаточно уметь пользоваться техникой горячего батика. Работа с воском позволяет без особых затруднений покрывать однотонные поверхности необычными рисунками и узорами.

Что это такое?

Горячий батик – это техника росписи ткани, активно используемая уже на протяжении долгого времени. Суть ее заключается в том, что узор формируется путем расплавленного воска или аналогичного материала. После окрашивания ткани и устранения воска на поверхности остается рисунок, белый или разноцветный.

Горячий и холодный батик в принципе похожи, но существуют небольшие различия в технике выполнения.

Горячая роспись применяется для оформления контура, а также защиты некоторых фрагментов от растекающейся краски.

История возникновения

Расписывают ткань люди уже долгие годы, но первыми, по мнению археологов, это стали делать индонезийцы с острова Ява еще в XIII столетии. Местные жители настолько хорошо освоили технику, что она стала известна по всему миру. Каждый род на протяжении столетий обзаводился собственными особенностями росписи. Сам термин используется с XVIII века, а страной его возникновения называют Нидерланды. Горячий батик появился задолго до холодного батика, так как последний возник лишь в начале XX века.

Инструменты и материалы

Обработка ткани невозможна без специальных инструментов. В первую очередь речь идет о кружке из металла, обладающей двойным дном, позволяющим разместить внутри электрическую лампочку. В данной емкости будет разогреваться воск или другой резервирующий состав.

Для нанесения его непосредственно на ткань потребуются разные приспособления: ножи, воронки, каталки, зафиксированные на деревянных ручках.

Резервирующие составы готовятся по нескольким рецептам.

К примеру, это может быть смесь 660 граммов парафина и 340 граммов вазелина технического. Подойдет также и комбинация 500 граммов парафина, 250 граммов технического вазелина и такого же количества пчелиного воска. Наконец, не менее эффективным считаются 790 граммов парафина, смешанные с 210 граммами петролатума.

Краски лучше брать специальные, предназначенные для создания батика. Выбирая материал, важно следить, закрепляется ли он при помощи пара с утюгом или простой водой. Кисточки лучше подготовить разноразмерные. Рамка подойдет как выполненная самостоятельно, так и обычная покупная.

Чтобы защитить ее от брызг краски, можно воспользоваться бумажным скотчем. Для фиксации на рамке полотна пригодятся скобы со степлером, кнопки или булавки.

Горячий батик может быть как однослойным, так и многослойным. В первом случае, как можно догадаться по названию, воск наносится в один слой. Довольно часто такая техника сопровождается вливанием иной краски в элементы, ограниченные резервом. Заливка проводится еще до того, как вся плоскость была перекрыта фоновой краской, а получившиеся части резерва так же защищаются резервным составом.

Читайте также:  Марокканские интерьеры

Два слоя и более уже подразумевают многослойную технику. Работа происходит одинаково за исключением финальной части. Иными словами, на каждом этапе осуществляется простой батик, после чего создается перекрытие. Повторять процедуры рекомендовано не более четырех раз.

К разновидностям данной техники относят и обратный батик. В принципе он создается так же, как и традиционный, но цвета используются в обратном порядке – от темного к светлому. Работа начинается с тех мест, которые должны быть окрашены в холодный оттенок, а затем осуществляется процедура отбеливания.

Краситель рекомендовано содержать тот, что не содержит хлор в составе, а в качестве полотна выбирать хлопок.

Отдельно можно выделить роспись от пятна, что считается наиболее сложной разновидностью горячего батика. Техника применяется таким же образом, как и при многослойном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий, используются пятна разных оттенков. В каждом пятне осуществляется прорисовка части орнамента резервирующим составом, после чего происходит перекрывание другим цветом. Процедура повторяется только 3 раза, а на финальной стадии задействуется темный оттенок.

Техника выполнения

Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов. Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем. Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.

Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.

Для начинающих мастериц лучше выбрать один ключевой цвет и работать с его оттенками как светлыми, так и темными.

При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.

Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе. Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства. Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.

Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.

На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера. Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки.

Если эскиз требуется приблизительным, то его разрешается разместить под тканью, а воск располагать, основываясь на виднеющихся контурах. То же относится и к полупрозрачному полотну, под которым эскиз будет легко просвечивать.

Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.

Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.

В принципе разрешается использование штифта – специального инструмента, работающего от электричества и сохраняющего неизменную температуру.

Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.

Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет. Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки. Работа обязательно качественно просушивается.

Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».

Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка. Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом. Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.

В том случае, если работа происходила с использованием парозакрепляемых красящих веществ, то их дополнительно потребуется зафиксировать отпаривателем.

Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.


Осваиваем батик. Часть 3: работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика

Горячий батик

Начнем с горячего батика. Многие считают его наиболее сложным, на самом деле это не совсем так. И именно такая роспись – с использованием воска – изначально называлась словом «батик».

Начало одинаково и для холодного, и для горячего батика – натянуть ткань на раму и определиться с рисунком.

Перво-наперво необходимо хорошо постирать ткань, чтобы из нее удалить аппретуру — специальный состав, которым она пропитана. Иначе краска не будет ни растекаться, ни впитываться.

Натягиваем ткань на рамку или пяльцы. Стараемся сделать это ровно, чтобы нити были натянуты строго вертикально и горизонтально — если пойдет немного вкось, по диагонали — ткань деформируется и после снятия с рамки рисунок искривится.

Как нанести рисунок на ткань.
Можно простым карандашом, легко и незаметно. Стирается ластиком, но поверхность ткани от этого портится. Карандаш годится для начала, если вы просто пробуете, экспериментируете, и оставите карандашный рисунок на ткани.
Так как для батика ткань мы выбирали тонкую и легкую – она просвечивает. Обведите на бумаге жирным черным (но не пачкающимся!) маркером, фломастером рисунок в натуральную величину, и закрепите бумагу относительно рамы так, чтобы из-под ткани просвечивал рисунок. Бумага не должна соприкасаться с тканью. Рисунок лежит под рамой с тканью, на расстоянии пары сантиметров – то есть ширины рамы. Ткань при этом должна быть хорошо натянута и не должна провисать. Маркер просвечивает сквозь ткань, рисунок отчетливо видно, можно обводить резервом. Или наносить воск. По желанию. Только учтите, что воск тяжелый – и ткань с обильно нанесенным воском может провиснуть и прилипнуть к рисунку.

Можно еще до того, как вы нанесете рисунок, положить первый светлый слой краски. Я так обычно и делаю. Особенно в горячем батике.

Смачиваем. Удобнее пульверизатором. Берем краску, воду, кисточку – и делаем красивые светлые разводы.
Не пытайтесь нарисовать что-либо конкретное, потому что пока ткань будет высыхать, все нарисованное расплывется в произвольном направлении.
Вот пример: две картинки – на одной только что окрашенная ткань, на второй – что получилось после высыхания. Еще обратите внимание на то, что когда ткань высохла, краска на ней стала значительно светлее.

Важно: всегда и воск, и контур наносится только на абсолютно сухую ткань. Поэтому даем ткани хорошо высохнуть. Лучшие помощники в этом – время, фен и, если есть такая возможность – ветер.

Начальный этап, одинаковый для горячего и холодного батика, завершен.
Теперь переходим непосредственно к горячему батику.

Парафин или стеарин – он же воск в этом описании – это обыкновенные хозяйственные свечки. Чем светлее, бесцветнее, тем лучше. Крошим их, ломаем на несколько частей, и кладем в жестяную баночку. Банку с парафином разогреваем на водяной бане – то есть в емкости (мисочка, каструлька) с кипящей водой. Через некоторое время после закипания воды парафин начинает плавиться. Дождитесь, пока он расплавится полностью, станет жидким и прозрачным, как вода.

Важнейшее условие – воск наносится только на абсолютно сухую ткань.

Возьмите кисточку для воска и нанесите ей расплавленный воск на ткань. Должно появиться ТЕМНОЕ пятно. Это значит, что воск «прошел», пропитал ткань насквозь.
Ошибка, если пятно легло сверху ткани, и воск белесый, непрозрачный. Краска подтечет под такой воск по нитям ткани.
Воск может «не пройти», если он недостаточно расплавился, либо успел остыть «по пути». Значит, либо необходимо подождать, пока воск достаточно нагреется и целиком расплавится, либо доносить кисть с воском от баночки до ткани побыстрее.
Следим за водяной баней – как воды становится мало – доливаем еще.

Воск наносится на те места, которые вы хотите оставить светлыми. На провощенные участки краска попасть не может. В этом-то и смысл горячего батика – закрывать воском пятна, которые так и останутся неокрашенными.

В классическом горячем батике ткань целиком погружают в емкость с краской. В этом случае получается абсолютно ровный цвет. Но по влажной ткани краска сама растекается достаточно равномерно, и в этом нет необходимости. Для ровного окрашивания больших поверхностей можно вместо кисти использовать губку, поролон.

Когда воск остынет, покрываем второй слой краски – уже более темного цвета. Капли краски с поверхности воска протираем сразу, не давая им высохнуть.

Высыхает краска – снова воск. Остыл воск – снова краска. Обычно 3-4 таких слоев вполне достаточно, начиная со светлых тонов и заканчивая темными.

Чтобы не запутаться, где светлее, а где темнее – смотрим батик, покрытый воском, на просвет – на лампу или окно. Слева – батик при обычном освещении, справа – на фоне окна. После удаления воска результат приблизится к изображению, которое мы видим на просвет.

Если есть необходимость сделать более темными покрытые воском участки, можно помять воск, процарапать его, отколупать – и снова окрасить ткань в этих местах. Так получается рисунок, похожий на ветки деревьев, трещины.
Такой эффект называется «кракле».
На шелке кракле получается интереснее, чем на хлопке – трещины мельче, можно добиться интересных эффектов.

Толстый слой воска трескается лучше, чем тонкий. Тонким слой получается, если кисточкой с воском быстро провести по ткани, а толстым – если воск будет капать на ткань, иногда в несколько слоев.

Теплый воск трескаться не станет, он будет вяло ломаться. Немного остудим немного наш горячий батик – снимаем ткань с рамы (краска, конечно же, высохла), помещаем в пакет и на некоторое время в морозилку. После чего мнем ткань с остывшим воском.
Но свечки попадаются разные. Иногда, даже после охлаждения, воск остается мягким, и трещины получаются нечеткими, как в данной работе.
Теперь наносим краску в трещины. Кисточка после контакта с воском может стать «водоотталкивающей», и сберечь ее поможет ватный тампон с краской. Тем более что им можно с более сильным нажимом «внедрять» краску в трещины.

Стираем капли краски с работы, пока она не успела высохнуть.
Наша работа почти готова, осталось только удалить воск. Пока что батик выглядит не очень привлекательно. Для того, чтобы удалить воск, понадобятся утюг и много старых газет.
Сначала там, где возможно, удалите, стряхните, отколупайте с работы ненужный воск.
Теперь на гладильную доску или стол положим несколько листов газет, на газеты положим батик, и сверху покроем работу еще одним листом газеты. Осторожно гладите утюгом по газете так, чтобы на нее с ткани перешел воск – газета получается вощеной, темной.

Меняете на чистые листы газеты верхний лист, и тот, что был под батиком, который тоже потемнел от стекающего воска. После чего, снова проглаживаем утюгом. Меняем листы, до тех пор, пока воск не перестанет проступать на газетах.
Вот что получилось.

Горячий батик, сделанный на хлопке, останется жестким, «накрахмаленным», и для одежды не пригоден. А вот шелк, и после удаления воска, прекрасно драпируется.
Таким же способом можно закрепить холодный батик – покрыть его равномерно слоем воска и выпарить воск утюгом. Краски от этого становятся чуть темнее, сочнее, но ткань становится более прозрачной, особенно заметно это на хлопке. Поэтому вешать такое панно на темные пестрые обои без белой подложки не рекомендую. Зато работа станет более устойчива к влаге, и пыль с нее можно аккуратно протирать чуть влажной тряпкой.
Кстати, самый интересный способ сделать горячий батик для тех, кто думает, что он не умеет рисовать – это побрызгать кисточкой с воском. Получаются шикарные капли. Трех слоев краски – светлый, средний, темный – достаточно. Единственное условие – брызгать быстро – чтобы воск не остыл. Окружение ближайшее – мебель, пол, потолок и так далее лучше предусмотрительно закрыть газетами, чтобы потом не тратить время на отскребание капель воска.

Начинаем точно так же, как и горячий – стираем ткань, натягиваем, подкладываем под раму рисунок. Если хотим, чтобы контуры получились переливчатыми – делаем красивые разводы краской и сушим.

Читайте также:  Костюм "Ковбой"

Для «сдерживания» растекающейся по ткани краски, в холодном батике используют резервирующий состав (резерв).
Чтобы нанести на ткань тонкую ровную линию на ткань, его предварительно засасывают в стеклянную трубочку, либо наносят из специальной тубы.
(подробно про материалы для холодного батика описано ТУТ)
Перед началом пробуем – насколько хорошо резерв удержит краску. Обводим на натянутой ткани замкнутый контур – кружочек. Если резерв слишком густой, вытекает из трубочки медленно и ложится прерывисто – его необходимо слегка разбавить, водой или бензином – в зависимости от состава. И пробуем снова.
Если разбавить до очень жидкого состояния, резерв будет вытекать очень быстро, делать «кляксы», контур будет широко растекаться и может пропускать краску.
Обвели пробный кружочек. Дали высохнуть. Капаем в центр краску и смотрим – выйдет она за контур или нет. Подождать нужно несколько минут, так как подтеки могут появиться не сразу.
Когда убедимся, что резерв ложится ровно и хорошо «держит» краску и воду, нанесем контур по всему рисунку.
Старайтесь, чтобы не появлялось капель резерва (особенно в начале линии), вытираем кончик тряпочкой или салфеточкой, трубочку поворачиваем, чтобы донести до нужного нам места без вытекания резерва, и аккуратно ведем по линии.

Обращайте внимание – если толщина резерва разная – то, возможно, линия прерывается и в там может «прорваться» краска. Увидели ошибки – в таких местах проведите линию контура повторно. Можно также продублировать с изнанки.
Что важно. Весь батик должен состоять из замкнутых контуров. Витраж представляете? Вот что-то похожее. И помните, что краске достаточно одной пропущенной резервом нити, чтобы сделать работу неаккуратной.
После того, как резерв полностью высохнет, приступаем к окрашиванию.
Что делаем – смачиваем водой ткань внутри контура, не задевая контур и соседние участки за контуром. Убеждаемся, что вода за пределы контура не протекает. Берем краску, и плавно, текуче заполняем ограниченный участок.

Краска растекается довольно свободно, и вполне достаточно нанести немного краски одного цвета, а с другой стороны – другого, и получится плавный переход цвета.
Особенно завораживают такие переливы на работах большого размера.
Продолжаем окрашивать ткань, идя от светлых тонов к темным.

Лично мне несимпатичен белый контур. Он получается, если на белую ткань нанести прозрачный контур. Можно окрасить бесцветный резерв масляной краской, можно использовать разноцветные контуры.
Но батик получается намного интереснее, если, используя бесцветный контур, окрашивать ткань в несколько слоев.
Первый слой – покрыть светлой краской, лучше по мокрой ткани, дать высохнуть. Нанести на сухую ткань резерв. Он уже будет цветным, а если на его «пути» встретятся переходы цвета, то еще и разноцветным.
В следующих слоях наносим более интенсивные цвета. Если по ним нанести резерв, и он примет цвет фона, то контур в работе станет разноцветным – как и краска на том или ином месте.
И завершаем работу темными цветами – расставляем необходимые акценты.
Очень важно, что резерв всегда наносится на абсолютно сухую ткань.
При желании, по окончании работы наносим декоративные контуры – цветные, выпуклые, блестящие. Они созданы для декорирования, а не для сдерживания краски – поэтому в качестве резерва ими пользоваться не стоит.

Наносится он так же, как и обычный контур. В данном случае – из тюбика. Здесь серебристый контур, но пока он не высох, выглядит белым.
Данный контур, как и краска, удобно фиксируется утюгом.
Вот и результат:

Это самый простой, интересный и непредсказуемый батик. Совершенно не обязательно уметь рисовать, за вас это сделает краска.
Нужно взять постиранную ткань, перевязать ниткой или веревкой. Можно вязать в узлы, сшивать ниткой, завязывать в ткань различные стойкие к краске и температуре предметы (например, камушки).

Лучше использовать хлопковые нитки, синтетические нити при сушке в духовке могут оплавиться. То же относится и к ткани – хлопок и шелк выдержат высокую температуру, синтетика – нет.
После «перевязки» ткань хорошо смочить, аккуратно отжать.
Помещаем связанную ткань в емкость, где будем окрашивать и сушить. Здесь – лист фольги с загнутыми краями.
Наносим произвольно краску. Удобнее, если это будет раствор краски, а не концентрированная краска из банки, потому что красителя понадобится много.
Может получиться интересно, если посыпать по влажной краске солью или мочевиной.

Теперь нужно высушить ткань в завязанном состоянии. Сушить удобно в духовке. Нагреть и выключить, и в выключенную духовку поместить батик на подносе или фольге.
Данный экземпляр сушился в отсутствии плиты, на веревочке с помощью фена. Это продолжалось довольно долго, но зато получились свои «эффекты» – когда ткань высохла в расправленных местах, по непросушенным узлам продолжала натекать вода, так получились затеки-лепестки.
Важно – пока не высохнет – не разворачивать. Чуть недосушенную ткань можно развернуть и очень быстро досушить, например, феном.
Если оставить сохнуть ткань в развернутом состоянии – краска станет незаметно растекаться, и к моменту высыхания ткань приблизится к равномерно окрашенной.
Высушиваем. Разворачиваем. Гладим. Готово.

Горячий батик: техника выполнения, краски, инструменты. Роспись по ткани

Горячий батик – способ расписывать ткань, создавая великолепные яркие мазки. Визуально результат напоминает живопись маслом. Иногда посредством такой технологии создают эффект кракле. В наши дни эта техника прикладного изобразительного искусства считается сложным, требующим высоких навыков занятием. Лучшие образцы, выполненные в таком стиле, стоят более чем серьезных денег.

Почему горячий?

Батик по этой технологии предполагает использование специальных составов. В частности, если некоторый элемент обрабатываемой поверхности необходимо сохранить без окрашивания, на него сперва наносят разогретый состав для резервации ткани. Наиболее удачно подходят в качестве защиты парафин, воск, изготовленный на сое. Этот продукт безопасен для окружающей среды и человека, не выделяет во время работы вредных соединений.

Чтобы обработать материал резервирующим веществом, необходимо использовать специальные инструменты для горячего батика. Это штампы, кисточки, губки. В последнее время широкое распространение получили аэрографы. Иногда для достижения оптимального эффекта стоит применять воронки. Чтобы нарисовать идеально ровные, очень тонкие линии, нужно иметь в своем распоряжении придуманный специально для этого чантинг. Это такое специфическое приспособление из металла, оснащенное тонким носиком и резервуаром для расходного материала.

Возможностей много

Есть несколько техник выполнения горячего батика. Наиболее популярные варианты – перекрытия, пятна. Расходный материал (преимущественно) – анилиновый красящий состав.

Перекрытия

По такой технологии роспись по ткани может быть как в один слой, так и в несколько перекрытий. Сперва наносят краску, затем выбирают небольшие области, заливаемые защищающим ткань составом. Как только ткань полностью просохнет, можно наносить следующий слой защиты. Элементы, не обработанные специфическим материалом, окрашивают подходящими красками. Каждый новый слой перекрытия делают немного темнее предыдущего. Как правило, количество таких циклов не более пяти.

Пятна

Эта технологии росписи по ткани предполагает сперва создание пятен разными задуманными цветами. Уже внутри этих элементов наносится состав для резервирования ткани в соответствии с задуманным рисунком. Завершив покрытие таким методом и дождавшись его высыхания, можно приступать к нанесению следующего окрашивающего слоя. Самый последний этап – максимально темный оттенок, маскирующий расплывшиеся границы разнообразных пятен на ткани.

Дополнительный декор

Даже в исполнении начинающих горячий батик может иметь сложный, эстетичный результат. Для этого стоит попробовать свои силы в дополнительных декоративных методиках. Самая распространенная и популярная – кракелюр. Этим термином принято обозначать эффект украшения, создаваемый прожилками, словно бы трещинками по ткани. Он генерируется искусственно при соблюдении специальной методологии. Готовый продукт будет иметь своеобразный состаренный вид, оригинальный дух старины.

Еще один популярный метод декорирования в технике горячего батика – воском. Для этого на ткань разбрызгивают разогретый состав, используя специальную кисточку, затем дают материалу достаточно времени для полного высыхания. Следующий шаг – покрытие полотна красящим составом. В результате узоры на материи будут напоминать снежные.

Что дальше?

Когда анилиновые краски для горячего батика нанесены и полностью высохли, необходимо обработать завершенное изделие с помощью разогретого утюга. Он расплавляет резервирующий состав и помогает начисто удалить его с материи. После этого можно приступать к закреплению рисунка. Использование надежных материалов и соблюдение технологии помогает создать уникальное изделие, не линяющее при стирке.

Для закрепления следует применять специальную камеру для горячего батика. Внутри создается влажная атмосфера, наполненная раскаленным паром. По завершении запаривания краска плотно крепится на шелке, а оттенки приобретают насыщенность. После этого этапа работа будет иметь эстетичный завершенный вид.

Альтернативный вариант

Кроме горячего, батик бывает холодным. Это технология, в которой создаются резервные линии – именно за их счет краски не растекаются по натуральному тонкому материалу. Техника холодного рисования оптимальна, если предполагается наличие замкнутых контуров, окрашенных либо прозрачных. Готовое изображение, выполненное в такой методике, графично, эстетично и необычно. Наиболее интересных результатов можно добиться, если совместить обе описанные технологии. Предметы, получаемые в итоге, неповторимы, хотя создание их довольно сложно.

Применение обширно

Горячий батик хорошо подходит не только для изготовления одежды и аксессуаров, но может применяться для производства разнообразных декоративных изделий, картин, панно, подушек, украшающих жилище человека. Из одежды чаще всего по такой методике отделывают платья и сарафаны, блузки и шарфы, палантины и парео, галстуки. Так как батик – технология, требующая использования натурального шелка, то она подходит для декорирования предназначенных на летний сезон предметов гардероба.

Резерв: особенности

Роль защитного состава чаще всего играет парафин. Он стоит достаточно недорого, удобен и прост в работе, не требует специальных условий и навыков, безопасен для человека. В некоторых случаях повышения качества резервирующего состава добиваются введением в него воска, вазелина.

Можно в равной степени успешно применять и произведенный в промышленных условиях искусственный воск, и натуральный, добытый из улья. Традиционно считается, что лучше использовать натуральный продукт. Правда, стоит он подороже, нежели искусственный.

Технические моменты

Для приготовления резервирующего состава необходимо смешать воск с двумя другими компонентами. Соотношения в каждом конкретном случае мастер подбирает сам, ориентируясь на используемый материал, собственные привычки, рисунок и его специфику. Чтобы резерв был максимально пластичным, необходимо добавить больше воска, в противном случае сокращают его концентрацию в общей массе.

Приготовление резерва предполагает аккуратное измельчение всех расходных материалов. Подготовленные продукты помещают в металлическую емкость и расплавляют на конфорке на слабом или среднем огне. Важно соблюдать правила пожарной безопасности – воск, парафин легко воспламеняются, поэтому работать с ними нужно с особенной аккуратностью.

Как научиться

В прежние времена горячий батик был достоянием немногих умельцев, готовых передавать свои навыки только выбранным в ученики. В наши дни все стало гораздо проще: существует немало видеоматериалов, подробно разъясняющих, как именно нужно рисовать по ткани. Есть мастер-классы для всех технологий и техник, можно без труда разобраться с особенностями декорирования.

Необходимо понимать, что только лишь доступ к обучающим видео не даст полного представления о том, как создается горячий батик. Необходимо пытаться самостоятельно. И первый блин наверняка получится комом. Как говорят мастера, не только первый, но и десятый может быть все еще неудачным, к этому нужно быть готовым. Технология требует кропотливости, аккуратности, точности, внимательности. Она дается далеко не каждому человеку, но, обладая упорством и талантом, рано или поздно удастся освоить ее в совершенстве.

Чем красить

В специализированных магазинах в продаже представлено довольно большое разнообразие специальных красителей для горячего батика. Преимущественно товары иностранного производства, стоят они достаточно дорого. Более дешевый вариант – это относительно старые составы, в том числе изготовленные в нашей стране. Они заметно доступнее, но не столь ярки по оттенкам, да и сама цветовая карта существенно уже. Такие расходные материалы подходят для начинающих, еще только обучающихся таинству горячего батика. Также можно использовать чернила, тушь, специально созданные для этой технологии росписи шелка.

На чем рисовать

Самый лучший расходный материал – натуральный белый шелк. Стоит он откровенно недешево, поэтому возможность работать с ним есть не у каждого. Выбирая вариант подешевле, нужно помнить, что больше подходят однотонные материи. Можно остановиться на натуральном хлопке. Для первых экспериментов подойдут синтетические ткани, искусственный шелк.

Прежде чем начинать создание картины, материал следует тщательно обработать. Этот процесс называется декатированием, в результате чего удаляются использованные на промышленности пропитки. Когда ткань полностью очищена, ее натягивают на рамку и приступают к созданию картины.

Рамки

В настоящее время используется большое разнообразие рамок. Наиболее простые экземпляры выполнены из четырех совмещенных дощечек, к которым материал крепят простыми кнопками. Для профессионалов придуманы раздвижные столы, где предусмотрены крючки, позволяющие натягивать ткань без повреждения структуры.

Чтобы уберечь рамку от окрашивания, можно защитить ее простым скотчем.

История возникновения горячего батика

Считается, что впервые этот метод декорирования ткани изобрели еще в тринадцатом столетии. Правда, информация пока не имеет безусловно точного подтверждения, поэтому немало есть на этот счет споров. Например, в древних гробницах, сохранившихся с периода расцвета египетской культуры, были найдены образцы материй, оформленных в очень близком по своей сути стиле. Есть информация об окрашивании тканей и в трудах, дошедших до наших дней с первого столетия нашей эры – об этом упоминает Плиний Старший. Он писал о технологии, широко распространенной в ту эпоху в Египте.

Что любопытно, первые официальные упоминания о методе окрашивания натуральных тканей исключительно похожи на описание технологий, практикуемых мастерами в наши дни. Сперва на полотно наносили специальный защитный состав, затем опускали будущее изделие в чан с цветным кипятком, вынимали и просушивали.

Ссылка на основную публикацию