Творческое интервью

Подборка: 60 универсальных вопросов для интервью

Интервью — один из самых благодарных видов контента.

Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.

На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.

Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.

И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью, которые можно адаптировать под отдельного персонажа.

Эту подборку мы готовили для себя. Но решили поделиться ею и с вами. Потому что шаблоны всегда помогают в работе.

Вопросы для интервью: 60 шаблонов

  1. Расскажите о себе, своем бизнесе.
  2. Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
  3. Когда Вы решили стать_____ и почему?
  4. Что привело Вас именно к __________?
  5. Что послужило толчком к _________?
  6. Какими были первые шаги?
  7. В чем плюсы и минусы работы _______?
  8. Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
  9. Опишите три Ваших достижения?
  10. Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
  11. Опишите свою рабочую обстановку?
  12. Планируете ли Вы изменить _______?
  13. Каковы Ваши планы в _______?
  14. В чем секрет успеха в _____?
  15. Как Вам удалось добиться успеха в _______?
  16. Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
  17. Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
  18. Можно ли утверждать, что ______?
  19. По какому принципу Вы ______?
  20. Вы сами пришли к этой позиции или ______?
  21. Как изменились Вы после _______?
  22. Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
  23. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
  24. Как сделать, чтобы ________?
  25. Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
  26. Когда Вы в последний раз _________?
  27. Что Вас интересует помимо______ и ________?
  28. Как Вы отдыхаете от ____?
  29. Как к Вам пришла идея организовать ________?
  30. Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
  31. Как часто Вы ________?
  32. Как вы считаете, какова ________?
  33. По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
  34. Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
  35. Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
  36. Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
  37. Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
  38. Сколько времени Вы посвящаете ______?
  39. Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
  40. Что для Вас было самым сложным?
  41. Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
  42. С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
  43. Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
  44. Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
  45. Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
  46. Как к Вам пришел первый успех?
  47. Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
  48. Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
  49. Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
  50. Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
  51. Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
  52. Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
  53. В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
  54. Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
  55. Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
  56. Какую оценку Вы поставите себе как _______?
  57. Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
  58. В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
  59. Что мешает Вам жить, а что помогает?
  60. О чем Вы мечтаете?

Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.

Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.

Творчество, самореализация. Интервью с Н.Н.Нарицыным

Н.Н.: – В теме сегодняшнего разговора заключены два довольно разных понятия: творчество и самореализация. Это далеко не всегда одно и то же. Кстати, о самореализации на сайте есть статья. О творчестве пока такого материала нет, но судя по всему – он не за горами. А пока скажу, что творчество – это деятельность в том направлении, которого требует бессознательное конкретного человека, его, если по Бёрну, внутренний Ребенок. Даже если реальный ребенок хочет пойти в песочницу и делать там куличики – это уже творчество. Мотивация к творчеству обычно идёт изнутри: у самого человека возникает насущная потребность что-то создать, и он занимается той или иной деятельностью.

Конечно, это все очень краткие и упрощённые формулировки: из-за этой упрощённости у читателей может возникнуть множество дополнительных вопросов. Например, мне встречалась точка зрения, что раз человек творит в свое удовольствие – то ему за плоды его творчества незачем платить. Однако творцу тоже на что-то нужно жить, и если ему не платить – то он и творить перестанет, и не будет радовать потребителей его творчества. А потом – в творчестве достаточно часто бывает, что потребитель и покупатель – не одно и то же лицо. И вот тут возникает такая фигура, как заказчик. Здесь снова вспомним о самореализации: кратко можно сказать, что самореализация, точнее, самореализованность – это такое состояние, при котором человек нашел свою нишу в социуме, в том числе нишу творческую (если он испытывает потребность в творчестве).

Здесь хочу привести две распространенные поговорки.

Первая: “У каждого гения свой ум, никто нему не указчик, исключение – заказчик”.

И вторая, найденная недавно где-то на просторах ЖЖ: “Художник не должен быть голодным, но и не должен быть прикормленным”.

Иными словами, потребности того, кто непосредственно платит за творчество, в какой-то мере влияют на творческий процесс и его направленность, однако полностью прикормленный художник обычно перестаёт быть художником в полном смысле этого слова. И здесь приведу третью поговорку, про выбор каждой творческой личности: “Писать для себя и потерять заказчика – или писать для заказчика и потерять себя”.

Основная часть творческой самореализованности, если хотите, в нахождении адекватного компромисса между этими двумя точками.

– Что такое талант, бесталанность?

Н.Н.: – Как наверняка многим известно, словом “талант” ранее называлась денежная единица. Известна притча о трех рабах, каждому из которых хозяин подарил монету в один талант: и первый зарыл свою монету в землю (о чем мы ниже отдельно поговорим), второй потратил, а третий пустил в оборот и преумножил. Сегодня о таланте говорят как о некоей одаренности, о неких способностях, которых нет у других людей. Причём не обязательно эти способности “положительно окрашенные”: например, широко распространено выражение “криминальный талант”. Понятие “талант” вообще трактуется достаточно широко: например, есть соревнования, кто дальше плюнет или виртуознее выругается. И к творчеству тот или иной талант может не иметь никакого отношения.

Но люди настолько разные, что у каждого могут быть те или иные уникальные способности, тот или иной личный потенциал, который можно назвать талантом. Беда в том, что человек “не обучен” самостоятельно судить о наличии или отсутствии таланта: особенно там, где этот талант нельзя измерить объективно. О таланте того или иного человека (а чаще – того или иного ребёнка) обычно судит некто сторонний. Тот самый внешний оценщик. Нередко талантливую личность приводят в какой-нибудь кружок или студию, руководитель смотрит на него и говорит: да он бездарь! Помнится, было время, когда детей сразу делили на “подающих надежды” и “бесперспективных”. Нет, конечно, иногда не так напрямую говорится, чаще намеками, но ведь самому ребенку надо прояснить, почему его не взяли в студию, секцию или кружок? И в таких ситуациях реально талантливые дети, вырастая, либо перестают творить вообще (что бывает реже, поскольку внутреннюю потребность к творчеству заглушить на самом деле довольно сложно), либо боятся показать результаты этого творчества кому-либо. И живут, разрываясь между потребностью в обратной связи (если таковая есть) и страхом “показать кому-либо свою бездарную мазню, писанину и т.п.”

Причем особенно травмирующим клеймо “ты бездарь” оказывается именно в детском возрасте, когда внутренний Взрослый еще не сформирован (и некому отнестись к этой внешней оценке с должным скепсисом).

Кстати, известно, что талант обычно требует развития, и подчас данная извне негативная оценка тоже мешает человеку этот талант развивать и вкладывать в него дальнейшие усилия. Зачем? Сказали же, что человек – бездарь, зачем ему дальше двигаться в этом направлении.

Эту тему мы продолжим чуть ниже в разговоре о “зарывании таланта в землю”.

– Откуда берется вдохновение? И, наоборот, творческие затыки, барьеры.

Н.Н.: – Вдохновение – это тоже по сути продукт бессознательного. Но, в отличие от творчества как такового, вдохновение – явление не постоянное. Это сочетание внутренних мотивов с собственным эмоциональным состоянием человека: и до сих пор сложно выявить закономерности (общие критерии) для ответа на вопрос “Как вызвать вдохновение”.

Потому что опять же, для разных людей мотивы вдохновляться будут разные. Для примера возьмем две крайности: для одного человека, как в старой писательской байке, “денег нет – вот и вдохновение”, а для другого, наоборот, отсутствие денег означает, что никому его творчество не нужно, и этот факт его никак не вдохновляет и даже мешает творить.

Что касается “творческих затыков” – возвращаясь к бёрновским субличностям, можно сказать, что вдохновением заведует внутренний Ребенок, а затыки организует внутренний Родитель (иногда с ощутимой помощью внешнего). Особенно если человеку уже когда-то сказали “Ты бездарь”, и еще добавили, что “хорошее творчество – это то, которое нравится всем, ну или хотя бы подавляющему большинству”. И вот человек сидит и боится: “Если я что-то сделаю и покажу людям, а меня не похвалит подавляющее большинство – значит, я сделал это плохо, я получу пинка, а пинков в моей жизни и так достаточно. Нет, лучше ничего не делать и никому не показывать, потому что вероятность, что я получу за это поглаживания, минимальна”.

И такой затык запросто может подавлять (но не отключать) даже довольно выраженную потребность творить; что может привести к последствиям, описанным в статье о неврозах.

Безусловно, иногда творческие затыки бывают и несколько иной природы – когда что-то не создается, потому что идея пока еще не полностью созрела в голове. Но эти затыки обычно даже затыками называть неудобно, потому что тут творческий процесс идет все равно, просто находится на стадии созревания.

– Надо ли “бороться” за вдохновение, или по типу – баба с воза, кобыле легче?

Н.Н.: – Во-первых – зависит от того, какая перед человеком стоит задача.

Если нужно сдать какое-то “творческое задание” – то “бороться” за вдохновение, иными словами – бить и давить на своего внутреннего Ребенка – бесполезно. Творчество – это удовольствие, а побитые Ребёнки обычно не стремятся радоваться. Если у вас горят сроки, а ничего не креативится, со своим внутренним Ребёнком теоретически можно договориться: мол, давай подумаем, что тебе мешает лепить этот куличик? Чем тебе помочь? Как тебя поддержать? И, безусловно, “договариваться” желательно не с позиции Родителя (который фактически знает только два слова – “нельзя” и “надо”), а с позиции Взрослого. Который может в процессе разговора и раскладку сделать – что Ребенок получит, если он все же сделает это задание в срок, и что мешает ему это сделать.

И во-вторых – если у вас нет никого внешнего задания, а есть только собственная потребность творить для своего удовольствия – то и подавно непонятно, зачем за вдохновение “бороться”. Это будет примерно то же самое, как в случае, если у вас плохое настроение, взять полицейскую дубинку и побороться с самим собой за хорошее настроение.

А “баба с воза” здесь звучит так, словно вдохновение – это не удовольствие, а дополнительная нагрузка, и если его таки не будет, то, согласно продолжению поговорки, “кобыле будет легче”. Словно вы кому-то обязаны “испытывать это вдохновение”: а вот кому именно – это уже отдельная тема.

– Что есть творчество? Этот процесс приносит удовольствие или страдания?

Н.Н.: – Выше, в самом начале интервью, я частично уже ответил на этот вопрос. А насчет удовольствия и страдания – наверное, здесь будет несколько лишней такая бинарность. Творчество на самом деле может приносить и удовольствие, и страдание одновременно, и они зачастую вовсе не конфликтуют. Должен сказать, что творческие личности обычно слегка шизоидны, а эта акцентуация позволяет одновременно испытывать разные и часто весьма противоположные чувства, и не ощущать никакого разлада в картине мира и собственных эмоций.

– Что означает “зарыть талант в землю”? Как себя при этом будет чувствовать человек? Станет ли его жизнь проще?

Н.Н.: – Здесь я скажу парадоксальную вещь: как ни странно, чаще без следа зарывается в землю талант… которого нет.

Часто ведь как бывает: кто-то (опять со стороны) считает, что вот этот человек – неплохо рисует, играет на чем-то, поёт, программирует… да мало ли способностей? И этому человеку начинают говорить, что он непременно должен развивать и далее этот свой талант. И вообще обязан посвятить этому жизнь.

Но сам человек по разным причинам этого не хочет: в самом позитивном случае – нет у него такой внутренней потребности. Он поёт, рисует и программирует просто в качестве временного хобби, ни к чему его не обязывающего: а завтра, может быть, он начнет танцевать, водить мотоцикл и вышивать крестиком. И его начинают гнобить: “Ты зарываешь в землю свой талант!” Причем подчеркивается, что любой талант – это не личное дело человека, а достояние всего народа, и что человек чуть ли не обкрадывает этот самый народ.

Читайте также:  Слюнявчик своими руками

Но понятно, что никакого особого таланта из-под палки не выйдет, к сожалению. А для ребенка, который во время такого давления сам в свой “талант” поверил – это может обернуться еще и дополнительной фрустрацией.

И с другой стороны, ситуация другого ребенка: реально талантливого, но которому когда-то сказали, наоборот, “ты бездарь”. Оптимально каждый человек развивает свой талант в первую очередь для себя, реализуя внутреннюю потребность заниматься тем или иным делом. А так как у него на этом месте стоит барьер “ты бездарь”, и он серьезно зависим от этой оценки – он и не продвигается вперед, потому что его внутренний Родитель уже сам считает это занятие бесполезной тратой времени и сил. И человек таким образом лишается одного из источников жизненного драйва: кстати, жизненный драйв обычно бывает там, где “драйвером” – водителем – своей жизни является сам человек.

Станет ли жизнь человека проще, если он “зароет талант в землю”? Как видите, этот вопрос очень неоднозначен: ответ зависит от конкретного человека, от конкретного таланта, от конкретного окружения и от многих других причин. И очень важно здесь то, как сам человек воспринимает происходящее с ним. Может быть, он махнет рукой на это действительно по принципу “баба с воза”, а может быть, творческий зуд все-таки прорвется наружу и поможет ему прийти к личной творческой самореализации.

Творческое интервью

Lenin.guru продолжает знакомить своих читателей с интересными персоналиями, решившими иммигрировать в Англию и занятыми в творческих профессиях. Сегодня мы общаемся со студенткой Manchester School of Art, художником-иллюстратором Яной Олехно.

– Расскажите о себе: как вас зовут, откуда вы приехали в Манчестер, сколько вам лет?

Я – Яна, 6 лет назад переехала из самого творческого города Латвии – Даугавпилса. Сейчас мне 23 года.

– Почему выбрали Англию и Манчестер в частности как место для получения образования?

Как и большая часть людей, все мы повязаны. Кто-то к кому-то и приезжает. На тот момент у меня был молодой человек в Англии, и тут сразу все решилось. В Даугавпилсе я бросила школу искусств и поехала встречать новый этап в жизни. Мне очень хотелось развиваться как художнику, и я подумала, что Англия – это несомненно идеальное место для этого.

– Где именно учитесь? Укажите, пожалуйста, университет / колледж, сколько лет нужно учиться и сколько лет вы уже отучились?

Мне удалось на отлично закончить три года в The Manchester College (Shena Simon) на Art&Design Course. Там я получила очень большой опыт, и, наверное, самые яркие воспоминания. В данный момент заканчиваю университет Manchester School of Art (MMU), тут я получаю Бакалавра по специальности иллюстратор. В целом уже почти 6 лет обучения за плечами в Англии!

– Сложно ли было поступить?

В оба места было сложно поступить, для колледжа нужно было знать язык (на тот момент он у меня хромал), но я располагала хорошим портфолио и мне удалось получить место. Попасть в университет было намного сложнее, конкурс большой, Manchester School of Art имеет почетное место наряду с другими арт-школами Англии. Скажу честно – было много пролито слез и было много стресса, но это стоило того.

– Чему обучают в вашем вузе? Есть ли любимые дисциплины?

Хороший вопрос. По сути, у нас самообразование за £9.000 в год. Знаете, это сложно объяснить, потому что в Англии другое образование. Когда я говорю «другое» – это значит, что ты сам себе хозяин, особенно если ты учишься на арт-курсе. Это нужно на себе испытать, трудно объяснить.

Я могу объяснить это так – арт-школа это круиз, ты плывешь по волнам, все классно, ты видишь много красивого, капитан – твой друг и ты дышишь искусством. Но, порой происходит водная болезнь – и тебя тошнит. Но! Это замечательный опыт, такой круиз только раз в жизни бывает.


– Какова ваша работа мечты или где планируете трудоустроиться по окончанию? Или если есть какие–то другие планы на будущее, может быть вернуться назад?

Работа мечты у меня – это стать криминалистом! На то она и мечта. А цель у меня по окончанию – взять небольшой break, подготовить портфолио для иллюстративных агентств, и если за год не получится найти работу, то я хотела бы еще получить Магистра в области искусства. Назад точно не вернусь, только вперед. Думаю поступать в Роттердамскую Академию Искусств. Голландия мне очень по душе и там больше возможностей для дизайнеров и иллюстраторов.

– Участвуете ли в творческой жизни города? Выставляетесь ли где–то? / Выступаете ли где–то?

Да, конечно. Я стараюсь участвовать, по возможности в разных выставках и print fairs (это такое больше мероприятие, где иллюстраторы продают свои работы). У меня было уже 3 выставки от университета, и 3 марта этого года мы с друзьями организовываем собственную выставку вне университета. Так что для меня это маленькое событие.

– Как понять, что жизнь обычного офисного человека тебе совершенно не подходит и что в душе ты художник?

Очень легко, мне просто там было бы нечего делать. Максимум, что я могу делать в офисе – это делать всем чай и варить кофе. Даже слово «офис» режет по ушам. Да, если я буду работать на агентство, мне тоже придется сидеть взаперти… но это другое. Когда есть творческие люди вокруг, уже сразу все меняет.

– Посещаете ли выставки? Куда именно ходите?

Я достаточно часто посещаю различные выставки, либо это художники, которые уже добились чего-то, либо знакомые ребята, которые еще пробиваются. В Манчестере достаточно много галерей. Home, Whitworth Art Gallery (там пару раз в неделю проходят лекции интересных людей, зачастую они бесплатные) и Manchester Art Gallery – это основные. Но есть и такие, как Stockport Art Gallery, (в которой в данный момент проходит интересная выставка выпускников прошлого года из Mancheter School of Arts, их преподавателей и другие художников Манчестера.

По мере возможности я катаюсь в Лондон и там посещаю выставки. В скором времени еду на большую выставку британского художника David Hockney. Он мой фаворит. Для студента цены на билеты слегка кусаются, но это того стоит, это уже моя третья встреча с его работами. И это как белый свет в конце туннеля, если исчезло вдохновение.

– Влияет ли город на ваше творчество? Стараетесь ли вы его отразить или абстрагироваться?

В данный момент город на меня не влияет, мне кажется, я уже прошла тот этап, когда хотелось только Манчестер и рисовать. А теперь, город для меня – место для отдыха. Манчестер – это мой дом.

– Чьё мнение о вашем творчестве вам важно?

В первую очередь мое, как бы странно это ни звучало – если я сама себе не угодила, то мне уже не важно чье-либо мнение. А так, мне очень важно мнение моего молодого человека, он художник со стажем и очень креативный человек, поэтому его мнение важно.

– Где черпаете вдохновение?

Оно может прийти даже во сне, это вдохновение. Из-за того, что я уже три года провела в иллюстрации, вместо вдохновения я ищу идеи. Я выкладываю идеи и картинки по цепочке. А вдохновение приходит, когда проделана большая работы и от этого нет усталости. Тогда черпаю ещё больше вдохновения из самой себя и своих работ.

– Какое утверждение вам ближе: творчество это порыв души или кропотливый труд?

Мне ближе «кропотливый труд», потому, что как бы многие не думали, что творчество – это не труд и дело пустяковое, на самом деле, это еще какой труд! Труд, прежде всего, эмоциональный.

– Должен ли художник быть дисциплинированным?

Я очень реалистичный человек, поэтому дисциплина в искусстве нужна. Мне так кажется, но я сужу по себе.

– Зачем вообще нужно искусство?

Искусство – это визуальный язык. Творческие люди зачастую оставляют какой–то знак или хотят что-то передать через свои работы. Искусство – это язык, который объединяет, и на нем говорят, но через картины.

– Кого из творческих деятелей вы можете назвать вашими вдохновителями, учителями, теми, кто влияет на вас?

Коротко и ясно. Те кто вдохновляют, те, кто разделяют, и те, кто дают пинок под одно место. Иллюстратор – очень много, и фаворита нет. Каждый день открываю нового человека для себя и это очень радует. Потому что все разные. Художник – упомянутый раннее David Hockney, и, наверное, Francis Backon. И три преподавателя на моём курсе. Музыканты – BadBadNotGood. Те, что за инструментальную музыку – обязательно нужно послушать.

– Какой месседж вы несёте своими работами и есть ли в принципе попытка коммуникации со зрителем?

На данном этапе моего творчества я вообще ничего не доношу до людей, я просто радую их глаз. Коммуникация со зрителем, я думаю должна быть, то, что должно зацепить зрителя. И дать ему подумать. Или же его расслабить.

– Где можно ознакомиться с вашим творчеством?

В данный момент мой сайт в процессе разработки, так что пока можно следить за процессом работы и моей жизнью на странице Instagram.

Беседовала Мария Лойко

Фото – Яна Олехно и Денис Гембицкий

10 вещей, которые надо знать, чтобы сделать крутое интервью

В рамках «Международной школы журналистики» главный редактор Sports.ru Юрий Дудь объясняет, как делать русских спортсменов интересными.

Чтобы сделать хорошее интервью, нужно:

1. Найти человека, которому есть что рассказать.

Моя позиция: разговорить можно кого угодно – даже если у человека репутация безнадежного молчуна. Но пара противопоказаний все же имеется.

Во-первых, не стоит делать интервью с человеком, который появляется в медиапространстве по любому поводу и высказывается абсолютно про все: переход Мбокани в киевское Динамо, неудачную шутку Ивана Урганта и рождение третьего наследника королевы Елизаветы. Таких людей я причисляю к категории «выжженная земля»: перцы, которые рассказали все свои истории и вряд ли найдут что-то новое для вас.

Во-вторых, не стоит тратить свое время на тех, кто панически осторожен в своих высказываниях. Скажем, Алексей Смертин – прекрасный когда-то игрок и очень образованный парень – сейчас настолько запуган окружающей действительностью, что даже на вопрос: «Вам чай или кофе?» – ответит уклончиво. Это категория – «медийные трУсы». Сделать их смелее можно, но всегда велик риск неудачи – подумайте, стоит ли тратить на это время.

2. Подготовиться

Если кто-то, выдающий себя за мастера жанра, расскажет вам, что приходит на интервью без подготовки, без списка вопросов, просто с диктофоном и хорошим настроением, не верьте. Скорее всего, это рисующийся дурачок, но никак не мастер жанра.

Каким бы известным ни был ваш собеседник, подготовка к интервью – штука, которая позволит вам:

а) узнать о человеке много того, что вы не знали/не помнили; если интервьюируемый чувствует напротив себя человека в теме, он воспримет это как знак уважения и расположится к вам.

б) понять, какие темы доставляют человеку удовольствие, а какие – вызывают напряжение. это дико полезно в планировании последовательности вопросов.

в) избежать повторений. Истории, которые герой уже много раз рассказывал в предыдущих интервью, вам не нужны. Вы крутой интервьюер, поэтому вы пришли за свежими, никогда прежде не рассказанными байками.

С появлением такой штуки, как тег, готовиться к интервью с известными людьми стало совсем просто.

Если же вы идете к неизвестному – сканируйте его по соцсетям, тоже крайне полезное изобретение.

3. Спланировать порядок вопросов

Когда-то на Sports.ru работал Юра Баранков. Юра был растафарианцем и здорово говорил по-испански. Когда ЦСКА назначил себе тренером Хуанде Рамоса, Юра отправился к нему на интервью, которое начал вопросом: «Вы провалились в двух своих последних командах – Тоттенхэме и Реале. Почему?» Рамос несколько прифигел, закрылся, на все оставшиеся вопросы только бубнил: никакой испанский Юру не выручил. «Ты хороший парень, – сказал Рамос в конце разговора. – Но наше следующее интервью попробуй начать с чего-нибудь более веселого».

Про обсеры, фак-апы и прочие неудачи надо спрашивать обязательно. Но точно не в начале. Идеальное время для неудобных вопросов – вторая половина интервью или любой момент, когда вы максимально, почти до дружбы расположили к себе собеседника.

4. Не ссать

Одна из самых больших ошибок отечественных интервьюеров – излишний пиетет к собеседнику. Друзья, если вы будете трусить и не зададите вопросы, которые могут доставить вашему герою неудобства, вы провалите свою работу. Помните: ваша цель – сделать хорошо не герою вашего интервью, а людям, которое это интервью прочтут.

Под журналистской отвагой, разумеется, не подразумевается невоспитанность. Все возможные элементы такта и уважения к человеку обязательны, однако они не отменяют того, что герой интервью будет высечен розгой.

5. Следить, чтобы в интервью вас было мало

Просто запомните: те журналисты, которые без всякой необходимости пичкают в интервью вопросы в три-четыре-пять-десять строк, либо чересчур себя любят, либо просто старперы. Интервью – это история про героя, а не про журналиста. Журналист в интервью всего лишь человек из сферы обслуживания, он должен быть как крутой официант: полезным, но незаметным.

Чем короче ваш вопрос, тем лучше.

6. Сокращать

Интервью ценят не за вопросы, а за ответы. Если вопрос был хорош, но ответ на него – мычания или пара строк воды, не ставьте этот вопрос-ответ в окончательную редакцию интервью. Это сэкономит время читателя и избавит ваше интервью от слабых мест.

Идеальное интервью – то, где нет НИ ОДНОГО ответа, к-й можно было бы безболезненно вырезать из-за его неинтересности, водянистости, пустоты.

Исключение – жанр жесткого интервью «мочить подлецов». То есть то интервью, где конкретными вопросами и мычанием в ответ достигается эффект разоблачения героя.

7. Вытягивать то, что запомнят

Чтобы оценить собственное интервью, просто задайте себе вопрос: когда человек закончит его читать, у него что-то останется в памяти или он забудет о нем уже через минуту, открыв новое окно браузера? Если что-то останется в памяти – интервью хорошее. Если останется много чего – интервью крутое.

Читайте также:  Винтажный умывальник

Запоминаются лучше всего истории. То есть смешные/страшные/удивительные/дикие подробности из жизни и ремесла – ровно такие, какие мы рассказываем друг другу за пивом/шашлыками/обеденным перерывом.

Если вы общаетесь с неизвестным человеком, 90 процентов его историй должно быть про известных людей. Про команду, каждый матч которой он посещает. Про тренера Кварцяного, на лестничной площадке с которым он живет. Про футболиста Милевского, в одном ночном клубе с которым он зависает. Мир – большая деревня, все мы так или иначе пересекаемся с селебрити, даже если сами селебрити не являемся. Давите человеку на память и вытягивайте истории про знаменитых/интересных, о которых он знает больше вас.

8. Не сглаживать углы

Мы живем в век толерантности. Мы живем в век многочисленных пресс-служб, которые вычищают из интервью уйму интересного. Поэтому если герой готов говорить о чем-то конфликтном, не жалейте вопросов, не оставляйте все в намеках и полуоткровениях – докручивайте до конца. Тогда интервью запомнится. Тогда интервью будет крутым.

9. Оставлять интонации

Все мы знаем Бориса Левина. Умный взрослый мужик, никогда не подставлял футболистов, но вот проблема: когда делает с ними интервью, все футболисты говорят не своей речью. «Мой роман со сборной закончен», «Я для себя перевернул эту страницу», «. отношение друг к другу – во главе угла», «Волгу» мы разобрали буквально по косточкам», «Но вам же известна банальная истина» – это слова якобы Романа Павлюченко из недавнего интервью Спорт-Экспрессу. Рома Павлюченко – милый парень, но уверяю вас: такими фразами он не начнет говорить, даже если его на год запрут в комнате и c утра до ночи будут показывать лучшие перфомансы Анатолия Вассермана в «Своей игре» и «Брейн-Ринге» .

Самое лучшее интервью – то, которое ты читаешь, но как будто слушаешь. То есть речь собеседника передана так, как будто он с тобой разговаривает. Всякие специфические детали: смешные суффиксы и окончания, жаргонизмы, инверсия, паузы – все это важно и поможет вам установить максимально прямой контакт между героем и читателем.

Разумеется, надо знать меру: давать тупую расшифровку речи человека, который говорит совсем уж грязно, не стоит. Но искать компромисс между чистым языком и языком реальным надо обязательно.

10. Причесывайте, заверяйте

Заверка интервью (в переводе на народный язык: дать герою интервью почитать его перед публикацией и внести правки, о которых он попросит) – штука, которой с каждым годом все тяжелее избежать.

Правило по заверке простое: если герой попросил вас почитать интервью перед публикацией, вы не можете отказать; если речи об этом не было – публикуйте смело, без повторного контакта с героем.

Тенденцию к тому, что пресс-службы становятся все более профессиональными, а герои – аккуратными, я раньше воспринимал с грустью. Но на самом деле предварительная заверка часто бывает полезной. Увлекаясь рассказами, герои часто путают имена, даты, факты и прочие детали, которое читатель проверит парой кликов в Гугле и напряжется: «Мне чо, бл#, мозги тут пудрят?» Когда герой смотрит на те же самые истории в напечатанном виде, вспомнить имена, факты и прочие детали чуть точнее ему значительно легче, чем во время разговора. В довольном громком интервью Романа Орещука полно фактически ошибок: сделал покер, хотя на самом деле хет-трик, сыграли 0:0, хотя на самом деле проиграли и т.п. Уверяю: в этой долгой, ухабистой беседе ляпов было бы в два раза больше, если бы Роман не вычитал интервью накануне и не поправил те вещи, которые смог чуть лучше вспомнить.

Впрочем, такие заверки работают только с адекватными людьми. Учитывая, что общаться приходится не только с ними, бывают проблемы. Герой, который на диктофон рассказывает интересные вещи, а перед публикацией просит их убрать, – довольно обычная история для России ее нынешней эпохи, эпохи воров и ссыкунов. Поэтому чем дальше, тем больше интервью становится искусством не только беседы, но и дипломатии. Когда герой на заверке начинает безбожно резать самые интересные вещи, я чаще всего жонглирую двумя приемами:

1. Напираю на то, что без этого интервью получится обычным и герой будет такой же, как все. Вы удивитесь, но, к счастью, еще довольно много людей не хотят быть такими, как все.

2. Если шансов спасти историю нет никаких, требую, чтобы в обмен герой рассказал что-нибудь еще – другое, но интересное.

Этим летом, однако, у меня случилась встреча, когда не помогли никакие приемы. Так вышло, что я давно мечтал пообщаться с Анатолием Бышовцем – разумеется, не об итогах российского тура и не текущей форме сборной России, а о нем самом. Дивным июльским днем мы встретились на Фрунзенской набережной и почти полтора часа болтали. Бышовец рассказал много крутого: про то, как потерял деньги на финансовой катастрофе Кипра, как чуть не подрался с Семиным в «Локомотиве», как переживал обвинения в том, что берет взятки с игроков. Причем рассказывал в своей роскошной, выносящей мозг всем невеждам манере. Я уже поймал цитату для заголовка (Анатолий Бышовец: «Лучше грешным быть, чем грешным слыть») и предвкушал, как мы разобьем интервью великого человека на пару десятков цитат, раскидаем их по соцсетям и осветим путь скитающемуся по сети простому народу.

Заверка разрушила мое небо. Чтобы обсудить интервью, Бышовец назначил еще одну встречу и много, много говорил. О том, что воспоминания о «Локомотиве» ранят его близких, что внуков дразнят из-за этого в школе, что никаких взяток, конечно же, не было и вообще зачем же об спустя шесть лет вспоминать? Я объяснял – зачем; пару раз, как мне показалось, подобрался к тому, чтобы его убедить. Все-таки показалось – встреча пошла на второй час, но он не сдавался: предлагал пообщаться заново, но о чем-нибудь другом. Понимая, что проиграл, и не без труда сдерживая гнев, я предложил следующее: «Тогда решаем так: это интервью не выходит вовсе. Но и мы делаем вид, что незнакомы. Я вас не знаю».

Бышовец был счастлив и, когда мы расставались, крепко жал руку: «Юра, запомни: сегодня ты сделал доброе дело».

Этим я и успокоился. Потому что если даже такие парни, как мы с вами, перестанем делать добрые дела, рано или поздно зло победит. А для того, чтобы оно никогда не победило, мы с вами на этом сайте, в общем, и собрались.

Жгите и помните: неинтересных собеседников – мало, журналистов-балбесов – полно.

Творческое интервью с sally_mao .

С Аней sally_mao мы познакомились на одном из наших городских пленэров, про которые я напишу отдельно.
Мне очень приятно, когда на занятия приходят профессионалы, и очень близок складывающийся при этом клубный формат.
Было настолько интересно пообщаться, что мы решили записать интервью на основе нашей беседы.
Для меня это новый позитивный опыт. Надеюсь, вам будет также интересно читать, как и нам писать!
Очень хочется продолжить общение с Аней, а также развивать формат интервью в этом жж.

– Аня, ты замечательно рисуешь маркерами. Расскажи о своей первой встрече с этим материалом, как и где состоялось знакомство, были ли первые трудности и как ты их преодолевала? Или это была любовь с первого взгляда безо всяких “но”?

– Пожалуй, история с маркерами началась в детстве, когда на заре 90-х мне подарили набор из 27 фломастеров. По сравнению с унылыми советскими карандашами, цветной туалетной бумагой, и вечно жухнувшей гуашью это был взрыв цвета и эмоций! Рисунки множились — в ход шли альбомы, тетради, календари, обои. Фломики подсыхали и заправлялись мамиными французскими духами. С тех пор я пробовала почти все, что было в продаже: изменяющие цвет, стирающиеся, для выделения текста… Позже появились профессиональные маркеры с настоящими Сверхспособностями, и горизонты работы с материалом расширились в разы.

– Есть ли у тебя любимая марка? Различаешь ли ты маркеры разных производителей по возможностям нанесения ими линий и пятен, или для тебя важнее цвет и возможности смешивания? Пользуешься ли ты специальным блендером?

– Экспериментировать с линейками маркеров всегда интересно, есть более традиционные модели с двумя-тремя наконечниками и узкоспециализированные, например, маркеры в виде китайской кисти для каллиграфии или акварельные. Широта палитры, форма и толщина наконечника, возможность сделать плавный переход от одного цвета к другому, эти параметры учитываются при решении конкретной задачи. В основном, я отдаю предпочтение классике Copic original. Купить в Москве блендер этой серии оказалось проблематичным, поэтому в градиентных заливках его роль играют нулевые серые.

– В сочетании с какими материалами ты работаешь? Особенно интересно про бумагу, какая, на твой взгляд, способствует наиболее полному раскрытию всех свойств маркеров?

Я рисую черной ручкой, маркеры дают пятно и цвет, при необходимости добавляю белую ручку. В целом, маркеры самодостаточный графический материал, но можно достичь очень выразительных результатов комбинируя их с карандашами, линерами и даже акрилом. Бумагу выбираю хорошо проклееную белую или цвета слоновой кости. Иногда использую специальный альбом для маркеров Letraset: синтетический материал листов не пропускает чернила и позволяет создавать ровные заливки и переходы.

– В чем ты видишь преимущество маркеров? Где и как их любишь применять?

Мне нравится диапазон маркеров, как материала, ими можно делать наивные и немного «детские» картинки или почти фотореалистичные рисунки. Из-за невозможности вносить исправления, маркеры чертовски мобилизуют и благодаря этому в работе появляется «звенящая честность». На мой взгляд, маркеры отлично подходят для всех видов зарисовок: проектных, архитектурных, иллюстративных. Кроме всего, это очень мобильный материал, всегда можно прихватить дюжину цветов на прогулку в парке, порисовать в кафе, на автобусной остановке или в самолете.

– Твои путевые зарисовки сразу привлекают внимание, и стилем, и манерой исполнения, их хочется долго разглядывать. Картинки в твоем тревелбуке легкие и стильные, можно почувствовать морской бриз или спуститься на завтрак в незнакомом отеле. Видно, что путевой дневник для тебя – еще одна часть отдыха. Так ли это?

– Конечно! Путевой дневник это не только копилка билетов, марок и наклеек, но и форма фиксации воспоминаний. Рисуя, полнее погружаешься в момент, обостряется восприятие места, времени и обстоятельств. И в этом состоянии прибываешь гораздо дольше, чем просто спустив затвор фотоаппарата.

– А как же то, что рисование – это все-таки работа по преломлению действительности через себя и отражению ее на бумаге? Если ли у тебя какие-то секреты, как настроиться на работу? Чашка кофе, если ты в кафе? Музыка в плеере?

– Для меня очень важную роль играет осознанность в рисунке. То есть ценна не просто технически верно выполненная работа, а рассказанная автором история, его взгляд, переживания, идеи и решения. Степень вовлечения зрителя. Рисовать можно в любых условиях: на концерте среди тысячи людей, в грузовике, трясущемся по горному серпантину, за мольбертом в студии или на нудистском пляже. Главное, это найти тему. Как говорил С. Дали «Художник — рисуй».

– Что может стать темой твоей работы? Мне, как архитектору, везде чудится архитектура, даже если вдруг рисую не ее, то могу разобрать конструктивное строение дерева, или скажем, шишки. У тебя же – чего только нет, и все очень интересно. И все же, что ближе всего тебе самой?

– Основной сюжет моих работ — это лайф скетчинг. Я оглядываюсь по сторонам и рассматриваю все интересное. Когда хожу по музею, то рисую экспонаты или посетителей, если застряла в лифте — кривые обгоревшие кнопки этажей, если готовлю лазанью, что ж, на этот случай я веду кулинарную книгу рецептов в картинках.


– Анри Матисс – один из трех твоих любимых художников. Кто еще из современных и не очень художников тебя вдохновляет? Кто стал для тебя открытием и помог пересмотреть какие-то взгляды?

– Рауль Дюфи, Эгон Шиле, Май Митурич, Татьяна Маврина, Утагава Хиросигэ, Хаяо Мияздаки, Оливер Куглер, Чарльз Бернс… Меня восхищают не только их работы, но и биографии, которые помогают определить место творчества и гармонично связать его с повседневной жизнью.

– А если говорить о других сферах жизни и интересов, что еще тебя вдохновляет? Не сказывается ли юношеская мечта быть биологом в твоем творчестве? Твои тропические фрукты так и хочется попробовать на зубок!

– События, книги, фильмы, фотографии, люди, зомби, карусели, сладкая вата, китайский фарфор, полароид, северное море, белый цвет — чем больше открываешься миру, тем сильнее вдохновляет все вокруг. И, конечно, значительное влияние оказывают увлечения разных лет; биология — очень хороший пример этого. Тонкая графика иллюстраций книг по ботанике и зоологии завораживали меня с детства. Я до дыр рассматривала четырехтомник Брема, мечтая познакомиться со всеми обитателями его страниц. И только гораздо позже, на пороге поступления на биофак, пришло понимание: мне нравились картинки, а не наука. Думаю, некоторая «энциклопедичность» до сих пор присутствует в моих рисунках.

– Расскажи еще немного о себе, о своих учителях? Насколько я поняла, у тебя степень бакалавра современного искусства, собираешься ли ты продолжать академическое образование или тебе важно самой находить себе учителей и развиваться самостоятельно или в контакте с ними?

– По основной специальности я графический дизайнер. Академическое образование «вынесло мозг», а потом разложило все по полочкам. После окончания института занимаюсь в различных творческих объединениях, посещаю мастер-классы и студии. Я обожаю учиться, ведь это не только освоение техник и подходов, но и знакомство с новыми людьми, обмен опытом и вдохновением. В разное время планировала искусствоведение МГУ, иллюстрацию в Британке и стажировку на другом конце света.

– Ты давно занимаешься в группе Димы Горелышева. Это чуть ли не единственные курсы в Москве, которым я доверяю и всем советую. Меня привлекает в них то, что задачи, которые ставит Дима, интересны и реально выполнимы как профессионалами, так и людьми без всякой художественной подготовки. Что тебе дают эти занятия?

Читайте также:  Вязание пинеток крючком

– Дима учит в первую очередь Думать. Задания сформулированы таким образом, что без тщательного осмысления практически невозможно добиться результата. Благодаря такому подходу техническое мастерство служит лишь средством выражения идеи.

– Не собираешься ли сама преподавать? Мне кажется, тебе уже есть чем поделиться.

– Это моя давняя мечта, и я бы с радостью попробовала себя в роли учителя. Кроме возможности делиться знаниями, преподавание отличный способ саморазвития, ведь не зря говорят, что объясняя другому, лучше понимаешь сам.

– Еще немного о работе. Ты рисуешь для себя или работаешь как коммерческий иллюстратор? Как устроено твое рабочее место, ты ведь рисуешь не только в кафе и путешествиях?

– Как иллюстратор, я рассматриваю все интересные предложения и обычно веду коммерческие и творческие проекты параллельно. Зачастую удачные решения одной задачи помогают достичь наилучшего результата в другой. Мое рабочее место можно описать тремя словами: светло, тепло и тихо. Я поддерживаю установленный порядок на столе, пользуюсь ежедневником, веду список проектов и работаю по системе 45/15. Такая организация позволяет не терять время «в поисках ластика» и всецело отдаваться рисованию.

– Аня, ты очень позитивный и талантливый человек, твои работы по-настоящему яркие! Желаю тебе вдохновения, новых открытий и почаще радовать нас, читателей твоего жж, своим творчеством!

– Спасибо, мне было интересно отвечать на твои вопросы. Желаю всем успехов в творчестве, безудержной фантазии, интересных проектов и умных заказчиков!

Мое интервью. Интервью с поэтом. Наталья Аксенико

Послушай, я снова плачу
над фильмами и стихами.
Я плачу, а это значит,
что сердце мое — не камень,
Что сердце мое живое
колотится, замирает,
захлебывается кровью
когда я стою у края,
когда я теряю крылья,
пока я ращу их снова,
когда я молюсь о милых
для сердца. Еще живого.

Интервью с поэтом. Наталья Аксенико

Я здесь за тем, чтоб кто-то мог согреться.
Я выжила. Ты тоже сможешь, друг.

Эти стихи принадлежат Наталье Аксенико. Помните ее всем полюбившееся «Летнее платьице» и «Я тебе приснюсь»? Хочу обрадовать всех поклонников Натальи — сегодня интервью с этой синеглазой и очень искренней женщиной, автором пронзительных строк, трогательных, грустных и бесконечно добрых. Она ранима и нежна, она умеет «проснуться навзрыд» и играть «сагу на лучах рассвета» Наверное, не каждый способен так чувствовать…Но почему же душа безоговорочно откликается на каждое слово Натальи? Наверное потому, что мы слушаем себя, читая ее стихи.

О себе и своей семье

1. Наталья, представьтесь, расскажите немного о себе.

Первый и самый сложный вопрос… Как и все люди на свете, я самый обычный и самый уникальный человек. Мир интересен, многообразен и непостижим в своем многообразии. Я живу в этом мире, пробую если уж не постичь, то прочувствовать все, что преподносит мне жизнь, а уж она-то не скупится на всевозможные причуды.

В моей жизни был период театра, когда я играла на сцене; был период сектантско-эзотерического воспитания, когда я из любопытства заглянула в одно из так называемых «духовных» обществ и осталась там на несколько лет; был период туристических походов, слетов и фестивалей, когда мы с друзьями ходили в пешие, лыжные и водные походы; был период, посвященный целиком и полностью только любимому сыну…
Я оптимистичный фаталист по своей сути. Это значит, что с благодарностью принимаю все, что дается мне по жизни и всему, что меня увлекает, отдаюсь полностью с макушки до самых пят.

У меня растет замечательный сын, которого я очень люблю, у меня есть моя любимая мамочка, со мной делит дом лохматое кокер-спаниельское чудо по имени Лолита, меня окружают прекрасные, интереснейшие люди и преданные друзья.
Так что обо мне можно сказать в двух словах – счастливый человек.

2. Ваши родители творческие люди?

Думаю, да, хотя у них совсем не творческие профессии, впрочем, как и у меня. Папа в молодости неплохо рисовал, сам научился играть на баяне, чем радует людей и по сей день. Он на слух может подобрать почти любую мелодию на баяне.
Мамочка у меня у меня великолепно шьет, вышивает. Именно она привила мне с детства любовь к книгам и театру, за что я ей очень благодарна.
Стихи в нашей семье писала моя бабушка. При образовании уровня начальной школы она обладала абсолютной грамотностью. Она умерла задолго до моего рождения и ничего написанного ею, к сожалению, не сохранилось. Зато сохранились чудесные вышивки, сделанные ее руками. Любовь к рукоделию и чувство русского языка – это у меня от бабушки.

О творчестве

3. Когда начали писать, что вдохновляло?

Сочиняла всегда, сколько себя помню. В моей голове никогда не было тишины, там либо играла любимая музыка, либо разворачивались сюжеты приключенческих историй, в которых я была главным участником. Поскольку лет так до 11-12-ти я в душе была мальчишкой, то и истории были отнюдь не про дворцы и балы, а про паруса, шпаги, бродячих рыцарей и, конечно же, прекрасных барышень, которых я защищал ))
Вдохновляла рутинность и обыденность. Стоять в углу (что случалось не редко в детстве), заниматься уборкой дома или идти в магазин было куда приятнее, если это время было занято интересной историей.
Истории стали приходить задолго до того, как я научилась писать, а когда все же научилась, то мне и в голову не приходило их записывать, потому что я в них просто жила. Записывать я начала стихи, лет в 13-ть. К сожалению, все, что было написано в период с 13 до 16 лет, утрачено безвозвратно вместе с детством в 1989 году. По памяти смогла восстановить только «Дом на колесах», которое было написано в 14-ть и было, пожалуй, самым любимым. По крайней мере, оно единственное, которое я помнила наизусть.

Мой дом на колесах и ночью и днем.
Он путника манит надежды огнем.
В нем окна и двери открыты друзьям
И горе, и радость — здесь все пополам.

Тепло не от печки — от добрых сердец,
Что лаской согреют, поймут, наконец,
Ведь больше всего тебе надо в пути,
Чтоб кто-то мог вместе с тобою идти.
Мой дом на колесах в дороге всегда,
Чтоб такой безысходной не была темнота.
А если устал ты, идти нету сил —
Свеча огонечком поманит в ночи.

А про вдохновение были у меня такие строчки

Вдохновение было и прошло
И стихи не пишутся отныне.
В комнате уже белым-бело
На столе, на стульях и в корзине –
Всюду клочья белые. Прости,
Тоненькая в клеточку тетрадка,
Нам с тобою выпало постичь
Как без вдохновения не сладко.

4. Помните первое Ваше стихотворение или это была все-таки проза?

Первым было стихотворение. Было мне тогда лет пять. Записать его я не умела, а попросить родителей стеснялась, поэтому от него в памяти остались только две строчки:

Из детского сада бегу я скорей
И стол накрываю к приходу гостей.

5. Благодаря чему рождается у вас сюжет?

«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…» (А. Ахматова)
Сказать, что я пишу стихи, было бы не правильно. Скорее это они пишут меня. Для меня самой это загадка. У меня есть стихи, которые я для себя называю пророческими. Эти те строчки, которые сбылись в моей жизни много позже того, как были написаны.

Есть стихи, которые я не показываю никому и уж тем более, никогда не читаю вслух из суеверного опасения, что они могут сбыться. У меня нередко возникает ощущение, что они живут сами по себе своей жизнью. Поэтому я очень редко говорю «я написала», как правило, это звучит как «ко мне пришли строчки» или как обстоит на сегодняшний день «стихи теперь ко мне приходят редко».
Как написала один из моих любимых поэтов Лена Казанцева:

«Написать бы такой стих,
Чтобы шум в голове стих.
Или был бы такой шум,
Чтобы думали что ум.»

Вот и у меня так. Иногда хочется написать что-то эдакое, зовешь-зовешь муза, а он то ли уснул, то ли другими делами занят… И, ничего, как ни старайся. ))

Меня часто спрашивают: «Как ты пишешь?», и я отвечаю – ногами. Это действительно чаще всего именно так. Стихи приходят сами, не выбирая удобного времени. Это может случиться, когда я куда-то иду, еду, чем-то занимаюсь. Поэтому у меня всегда с собой ручка и блокнот, или на худой конец какой-нибудь кусочек бумаги. Со стороны это выглядит, наверное, забавно. Бежит девушка по улице вся такая сосредоточенная, потом внезапно встает посередине дороги, достает блокнот и начинает что-то писать…
Порою бывает — поймаешь строку за хвост
И начинаешь выкладывать в рифму слова…

6. Переживания влияют на творчество?

Сюжеты в любом случае рождаются из переживаний. Это могут быть переживания своей жизни, либо переживания чьей-то истории, либо какой-то придуманный сюжет, неизвестно откуда взявшийся в голове и затронувший до глубины души. Неясный свет, полутона, звуки, еле уловимый запах… все это может навеять ритмическое сочетание слов, из которого потом рождаются строчки.

Писать, Писать! – почти дышать –
Так стало вдруг необходимо,
Что эта страсть непобедимо
По венам кровь пустила вспять.

Найти себя, в себе сгореть
И прорасти цветком ли, плодом,
Так неустанно год за годом
Сгорать, отодвигая смерть.

И лишь шепчу себе : «держись…»,
Душою с каждой строчкой слита.
Писать, писать… — почти молитва –
Стихами утверждая жизнь.

7. Насколько сильно на вас влияет окружающая действительность?

Окружающая действительность влияет, несомненно. Либо случаются какие-то события, о которых хочется написать, либо она утомляет своей серостью, несправедливостью и ощущением беспомощности в ней и тогда порою хочется спрятаться в себя, а порою изменить ее, вылепив в этой действительности островок любви, красоты и радости.

Однажды на лестничной площадке я встретила потрясающего рыжего кота, поболтала с ним немного, и из этой встречи получилось стихотворение.

Ко мне пришел пушистый рыжий кот
и посмотрел внимательно в глаза.
я гладила его, хоть знала то,
что гладить кошек уличных нельзя,

а он, мурлыча, терся возле ног
и утыкался носом в мой рукав…
ах, рыжий мой, пушистенький дружок,
мы поняли друг друга с полкивка.

ты так хотел, чтоб я взяла тебя
в свой маленький, уютный, теплый дом.
прости меня, дружище, не судьба,
ведь занят он уже другим котом.

он понял все. немного постоял,
расправил генеральские усы
и прочь ушел по снегу января,
неся свою печаль в ночную синь.

Или знакомый мне рассказал про своего чудесного кота Михрюнделя, который живет у него на даче, и настолько мне понравился его рассказ, что из него родилось стихотворение.
Свободу котам!

Как хорошо коту на воле,
Не то, что в четырех стенах!
Кричать, качаясь на заборе,
И ветер ощущать в усах!
Гонять как воробьев листочки
И нюхать запах снежных звёзд
Когда они весенней ночью
Пытаются присесть на нос.
Дружить с собаками в округе
Когда домашние коты
От них в досаде и испуге
Шипя, бросаются в кусты.
Выслеживать у норки мышку
Безлунною ночной порой
И напроказившим мальчишкой
Под утро приходить домой….
Я не знакома с ним, не скрою,
Ведь жизнью городской живу,
Но лишь глаза свои прикрою,
Я вижу, словно наяву –
Под небом ярко-голубым
С природой и собою дружен
С прищуром легким озорным
Михрюндель шлепает по лужам!

О женщинах

8. Наталья, какой Вы видите женщину в современном мире?

Какой вижу или какой хочу видеть? На каждый из вопросов этого интервью можно написать если уж не книжку, то, по крайней мере, эссе. Постараюсь покороче. ))
У Роберта Рождественского есть замечательная поэма «Ожидание (монолог женщины)», в ней очень тонко и точно описаны чувства и мысли женщины. Говорят, что мужчины и женщины живут на разных планетах и говорят на разных языках, но некоторым, тем не менее, удается долететь до другой планеты, прочувствовать и написать об этом. Вот несколько строк, которыми автор описывает женщину:

«Современная женщина, современная женщина!
Суетою замотана, но, как прежде божественна!
Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!
До конца непонятная, никому не подвластная!…»

Меня восхищают очень многие нынешние женщины. Сегодня женщина имеет возможность реализоваться не только в материнстве, но и в других областях жизни. Женщины активно учатся (невзирая на возраст), строят бизнес, наравне с мужчинами, управляют предприятиями, участвуют в формировании политики, реализуются в творчестве, создают и претворяют в жизнь серьезные социальные, культурные и экологические проекты, и при этом они же любящие матери, заботливые жены и просто красавицы.

Вы замечали как много красивых женщин вокруг? А ведь это далеко не заслугами стилистов-визажистов достигается. Красота – она изнутри.
Но у этой медали, как и у любой другой, есть оборотная сторона. Женщины в современном мире стали более одинокими. Мы становимся сильными, самодостаточными, финансово независимыми, обретаем стержень внутри себя и при этом теряем опору вне. Посмотрите как много сегодня красивых, умных, успешных женщин страдают от одиночества.
Мне не хотелось бы сейчас долго рассуждать на темы «Кто виноват?» и «что делать?», хочется просто сказать несколько слов мужчинам.
Дорогие наши, любимые, пожалуйста, не забывайте о том, что мы женщины. Внутри каждой из нас живет маленькая девочка, которой очень нужна ваша крепкая рука, ваша сильная доброта, ваша ласковая надежность, ваше восхищение и поддержка, ваша любовь и забота. Не стесняйтесь быть сильными рядом с нами, позволяйте нам слабости, нам это очень-очень нужно!

Ни о чем меня не спрашивай
Коль пришла
Буду вновь твоей, домашнею
До тепла.

Ветер за окошком мается
Не суди
Сердце стуком отзывается
На дожди.

Возле губ твоих оттаю,
Загрущу
С первою весенней стаей
Улечу…

Ссылка на основную публикацию