Виды карнавальных масок

Виды карнавальных масок

Карнавальные маски , как понятно из названия, появились и получили широкое распространение благодаря ежегодному празднованию. Но, иногда эти изделия также называют венецианскими, поскольку именно в этом городе проходит главный карнавал страны. Со времен появления необычных изделий, прикрывающих лицо, первичная маска трансформировалась неоднократно, однако основными принято считать два направления развития разнообразных изделий. Среди театральных масок, создаваемых для героев пьес фигурируют преимущественно одни и те же персонажи, тогда как карнавальные маски имеют лишь десяток популярных образов, но множество их творческих проявлений.

Традиции и реальность

В наше время маски, это прежде всего предметы искусства и уже во вторую очередь, сувениры, предметы интерьера. Конечно, некоторые, легкие и нежные изделия иногда одевают на разного рода праздничные мероприятия, но типичные маски из гипса или другого, не менее плотного материала, все же вешают на стену или размещают в качестве изысканного элемента декора. В ассортименте современных предложений часто фигурируют:
– кружевные маски,
– мужские маски,
– маски из керамики,
– панно с масками,
– полумаски.
Карнавальные венецианские маски отличались яркими элементами декора и детальным выполнением изделий. Будучи традиционным символом Италии, маски не только скрывали лица, но и позволяли определенному человеку примерять на время определенный образ. Если не рассматривать маски типичного уличного театра, то изделия, которые были приняты сперва в повседневной жизни итальянцев, а затем стали непременным атрибутом длительных карнавальных гуляний, можно условно разделить по ролям. Разумеется, разновидностей каждого варианта есть множество, но основные характеристики, присущие конкретному образу, мастера стараются сохранять. Таким образом, классические маски, не имеющие отношения к театру, подразумевают определенные символические значения. Собственно, среди самых популярных и наиболее часто используемых в качестве основы, известны:
-маска Венецианской дамы,
– немой Моретты,
– Баута,
– потрясающей Коломбины,
– маска кота,
– нейтральная маска Вольто,
– устрашающая маска доктора Чумы.

Самая типичная и при этом невероятно простая маска Баута, полностью скрывающая лицо, целиком деформирует восприятие человека. Имея острые черты, она не позволяет распознать даже профиль, а прикрывая рот, изменяет и голос. Будучи идеальной для анонимных выходов, маска пользовалась неимоверной популярностью у знати. Инкогнито посещать всевозможные заведения и при этом пить, а также есть, не снимая маску, было огромным преимуществом.
По легенде, красавица Коломбина была невероятно роскошной, поэтому получила уникальную возможность носить карнавальную маску, скрывающую лишь половину лица. Разумеется, эта женская маска всегда щедро декорируется драгоценными металлами, камнями, хрусталем. При этом ее украшают и перьями, что делает образ изысканным и романтичным.
Маски Венецианской дамы имеют разновидности, поэтому могут отличаться. Эти прекрасные изделия отличает выраженная индивидуальность и эстетика. Предполагалось, что наряду с маской дама должна иметь необычную, замысловатую прическу, поэтому укладке волос тоже придавали особое внимание.
Немного странноватая маска под названием Моретта не получила большого распространения, но память о ней сохранилась. Уникальность изделия состояла в том, что она особым образом крепилась, а общий облик был невероятно прост – ведь это овальная, не выразительная маска из бархата черного цвета. Придерживаемая зубами за специальный фрагмент, маска плотно прилегала к лицу.
Поскольку котов в городе на воде всегда было мало, к ним относились с большим почтением. Карнавальная венецианская маска кота имела большую популярность и поэтому существует множество ее разновидностей. Единственное, что объединяет все изделия – это форма мордашки животного и наличие ушек.

Венецианская маска: история, разновидности.

Они красивы, необычны, таинственны, изысканны, роскошны. Венецианские маски – одно из самых ярких явлений итальянской действительности.

  • Содержание:
  • Содержание:

Исторический факт

В Венеции, во времена чумы , когда доктора посещали больных, они надевали маски с длинным птичьим клювом. В длинный, клювообразный нос маски, они капали ароматические масла и другие вещества, так как считали, что эти ароматические вещества предохраняют от заражения чумой.

Поверх одежды доктора надевали темный длинный плащ. Доктора в таком обличие выглядели очень зловеще, и были похожи на жуткую птицу. Этот образ, делала еще более мрачным, специальная палка, которую они держали в руках, чтобы не прикасаться к больному чумой руками.
По материалам сайта artgalery.ru

Венецианский карнавал масок – самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы.

Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской “комедии дель арте” выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Словно яркий луч солнца врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.

Венецианский карнавал – величайший праздник Италии, на который ежегодно съезжаются тысячи участников и зрителей из различных стран. Венецианский карнавал считается одним из старейших карнавалов мира: он зародился еще во времена Средневековья, когда общая продолжительность всяких праздников составляла несколько месяцев в год. Духовными родителями этого пышного мероприятия можно считать венецианских аристократов, придумавших его для того, чтобы оправдать свое страстное желание пощеголять друг перед другом в необыкновенных нарядах и масках.
По материалам сайта italywelcome.com

Каковы традиционные венецианские образы? Это, несомненно, Кот, Гражданин, Доктор Чума, Баута, Венецианская Дама. Немалой популярностью пользовались также маски, пришедшие в карнавальную традицию с подмосток уличного театра Венеции – Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино…

Если вас пригласили на мероприятие в венецианском стиле, а конкретного образа вы еще не выбрали, обратитесь к одному из них! К примеру Кот – одна из любимых венецианских масок выглядит ярко, нарядно. В основе этой маски история о том, как привезенный из Китая кот переловил всех дворцовых мышей, а человек принесший кота дико разбогател.
По материалам сайта familia.com.ua

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.
По материалам сайта carnevale.ru

Венецианцы утверждают, что карнавал как таковой родился в их городе, причем называют даже конкретный год – 1094, когда он впервые был упомянут в официальных документах. На самом деле карнавалы проводились еще во времена Древнего Рима.

Но все это был “старый” карнавал.

“Новый” же карнавал, как именуют его венецианцы, возник недавно – в 1980 году, когда группа энтузиастов убедила власти города возродить массовое народное действо, упраздненное в восемнадцатом века с упадком Венецианской республики. Так появился на свет нынешний карнавал, соединяющий в себе древние обычаи празднования и самую современную культурную программу.

Слово “карнавал” происходит от латинского carnis laxatio, что можно в дан! ном случае перевести примерно как “свободу для плоти”. Имело сь ввиду и возможность поесть мяса перед началом Великого поста, и дать волю своим инстинктам, поскольку в давние времена карнавал отличался весьма свободными нравами.

Хорошо поесть, выпить и от души повеселиться, пусть и в пределах современных норм общежития – все это и сегодня составляет неотъемлемую часть карнавальных празднеств, привлекающих в Венецию ежегодно более миллиона гостей со всего мира.
По материалам сайта 1-05.olo.ru

К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.


Баута (Bauta) – одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой – tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.

Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.


Венецианская Дама (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана – нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.


Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.


Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

Читайте также:  Интерьер ванной комнаты


Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.
По материалам сайта carnevale.ru

  • Венецианские маски
  • Венецианский карнавал масок
  • История карнавала
  • Венецианские маски. Это дорого?
  • Бугага – Венецианские маски
  • Маски “Tinta Viva Hobby”
  • Его величество венецианский карнавал

В прошлом венецианцы носили маски не только во время карнавала, но и в будни. Венеция была и остается городом небольшим и частично изолированным от материка, поэтому здешние жители неплохо знали друг друга в лицо. Возможность встретить на улице знакомого в самый неподходящий момент, вероятно, очень мешала венецианцам в личной и общественной жизни. Поэтому они придумали обычай носить маски, благодаря которым можно было скрыть не только личность и социальное положение, но даже пол. Особенно полезными маски были для любовников, которым при таком раскладе было гораздо проще прятать свои похождения от законных супругов.

Анонимность также была на руку респектабельным горожанам, иногда посещавшим бордели, и игрокам – ведь не каждому понравится, если все сограждане (в том числе кредиторы, бедные родственники и грабители) будут в курсе крупного выигрыша. Или проигрыша. Развращенные аристократы под покровом личины выходили на поиски аморальных приключений, а душегубы незаметно устраняли свои жертвы и скрывались с места преступления неузнанными. Хотя не следует думать, что маски служили лишь злодеям – их носили и обычные люди, приватности ради.

Наконец, правительство города Венеции решило навести порядок и запретило, наряду со многими вещами, ношение масок в течение большей части года. Особенно строго следили, чтобы никто не ходил с закрытым лицом в дни церковных праздников. Для маскарада отводилось несколько периодов в году, и одним из них был Карнавал.
По материалам сайта carnevale.ru

День во время карнавала был порой веселья, роскоши и расточительства: прекрасные дамы и галантные кавалеры танцевали на площадях и проигрывали состояния в сотнях игорных домов. Ночь же становилась порой безрассудств, любовных похождений и кровавых дуэлей. Даже смерть на карнавале была желанной и почетной, и прохожие в черных плащах и устрашающих белых масках кричали «браво» поверженному и умирающему на земле человеку…

Каждый год в преддверии весны шумная пьянящая волна карнавалов прокатывается по всему миру. Практически в одни и те же дни накануне Великого поста карнавалы проходят во Франции и Швейцарии, в Австрии и Германии, на Канарах и в Италии. Повсюду они имеют свой неповторимый облик и колорит: в не по-весеннему холодном Кельне вы попадете на массовую попойку веселых людей в масках, с раскачиванием и пением традиционных дурашливых песен; в жарком Санта-Крузе на Тенерифе после недели танцев до упаду станете свидетелем потешных похорон огромной картонной Сардины, а в Иврее окажетесь в центре грандиозного апельсинового боя. Но ни один из всех известных карнавалов мира не сравнится с венецианским ни по древности, ни по популярности, ни по размаху. На десять дней площади и улицы, каналы и мосты этого уникального города мира превращаются в огромную сцену, на которой разворачивается захватывающий спектакль — венецианский карнавал.

Корни его уходят в далекое языческое прошлое, само же слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis — так называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в бронзовом веке возили в праздники идолов плодородия. Главным прототипом современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, как бы воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания. Разница между рабом и господином на время стиралась — рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лжекороля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие обряды, были запрещены, но сама идея праздника перевоплощения, уравнивающего всех его участников, пережила века и расцвела с новой силой в европейских карнавалах, родиной которых и стала Венеция.

Существует множество версий того, когда именно состоялся первый карнавал. Самое раннее упоминание о нем относится к XI веку, когда в 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные преимущества в налогообложении товаров, что делало ее фактическим лидером средиземноморской торговли. Празднование этого события и стало якобы первым венецианским карнавалом. По другой версии, первый раз карнавал был проведен здесь еще раньше, в 998 году, когда молодые венецианцы сумели отбить своих невест, похищенных пиратами из Истрии. Существует и третье мнение, гласящее, что первый карнавал произошел в 1162 году, во время празднования славной победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико, когда горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались танцам и веселью.

Доподлинно известно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний, а еще два века спустя в Венеции был создан специальный ежегодный фонд сбора средств для проведения карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни города. Все население Венеции стекалось в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем веселье и посмотреть на представление. Сначала специально натренированные собаки сражались с быками, а потом на обагренную кровью площадь высыпали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. Уже тогда, в продолжение традиций римских сатурналий, в дни праздника все его участники становились равны. Маска, карнавальный костюм, скрывая подлинный облик своего владельца, позволяли ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, а главное — нимало не заботясь о последствиях этого для своей репутации.

С течением времени маски, изначально копировавшие языческие «личины», связанные с культом плодородия, стали меняться, отображая важнейшие события в жизни города, а карнавалы превратились в празднования самых выдающихся достижений венецианцев. Так, тему для многих последующих карнавалов дала великая победа, одержанная Республикой в сражении с турками в 1571 году. Эхо той моды докатилось и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко нет-нет да и промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары.

Венецианские карнавальные маски

Маска означает личина, это предмет, который надевают, чтобы быть неузнанным. На Венецианском карнавале маски были обязательны, а сами традиционные маски карнавала в Венеции делятся на две группы: маски комедии Дель Арте, что и означает комедия масок, и классические маски. Неудивительно, что в XV веке существовала целая профессия, профессия масочника.

Венецианские карнавальные маски – история.

Комедия Дель Арте – это уличный театр. Этот театр возник спонтанно. В средние века в Венеции было полно уличных лавок и торговцев, и так получилось, что в один прекрасный день около одного из торговцев появился очередной скандалист, которых было полно в Венеции. Но в этот день кто-то из торговцев заметил, что это «представление» одного актёра вызывало интерес толпы и привлекало покупателей. Так и появился театр комедии Дель Арте. Уличный театр, в котором существовали различные персонажи и общий сценарий, а вот отдельные роли прописаны не были, здесь была возможна импровизация.

Сначала в комедии Дель Арте был один персонаж, а затем их число увеличилось до сотни. Первым персонажем комедии Дель Арте считается Дзанни (от итальянского имени Джании), который в одиночку разыгрывал перед публикой не большие представления. Сегодня дзанни называют многочисленную группу персонажей-слуг из комедии Дель Арте. Костюм Дзанни состоял из двугорбой шапочки, полумаски с огромным длинным носом (практически птичьим клювом) и просторного «крестьянского» наряда.

По другой версии первого актёра, который играл роль слуги, звали Дзан Ганасса, отсюда и название дзанни.

Но не будем углубляться в дебри театра комедии Дель Арте. На Венецианском карнавале самыми популярными масками, взятыми из этого театра, являются маски Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино, Бригелла.

Венецианские карнавальные маски – персонажи.

Бригелла (или как ещё называют этот персонаж Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга; Арлекин (или Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга. Они относятся к северному (венецианскому) квартету масок. Ковьелло, первый дзанни, умный слуга и Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга – это маски из южного (неаполитанского) квартета масок. Кроме слуг в квартет также входят маски скупого купца и псевдо-учёного или судьи-заики и хвастливого вояки.

Коломбина или же Фантеска, Фьяметта, Смеральдина — женская маска, служанки. По легенде эта маска была придумана для одной невероятно красивой актрисы, которая исполняла роль Коломбины, и которая не пожелала скрывать всё лицо. Поэтому её маска закрывает только часть лица. Эта маска украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями.

К классическим венецианским маскам относятся маски Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто.

Баута. Название этой маски, скорее всего, происходит от названия выдуманного персонажа, которым пугали детей, наподобие русского Бабая или Буки. Эта маска всегда имеет только два цвета – белый и чёрный. Она состоит из белой атласной маски larva с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкого чёрного плаща с чёрной кружевной пелериной. Также кусок чёрного шёлка надевался и на нижнюю часть лица, закрывая шею. С этой маской носили чёрную треугольную шляпу. Маска была очень популярна среди венецианцев. Она хорошо скрывала пол и возраст. Её любили аферисты и любовники. И, что выгодно, в этой маске было возможно есть и пить не открывая лица. Но вот сама маска означала смерть. При этом считалось, что человека в этой маске смерть не узнает и пройдёт стороной.

Читайте также:  Красно-зеленое декорирование стола

Кот. Эта маска венецианского карнавала появилась благодаря китайцам. По легенде один китаец приехал в Венецию со своим котом. В Венеции кошек не водилось, а вот мышей было достаточно. Кот отловил многих мышей и за это Дож (правитель Венеции) наградил китайца. Кот же остался жить во Дворце Дожей на случай появления мышей. Довольный китаец вернулся на родину, где и рассказывал о своих приключениях. Его историю услышал второй китаец, который решил собрать шелка и роскошные товары, отправиться с ними в Венецию и получить ещё большую награду, если там готовы платить и за обычного кота. Его путешествие было удачным, и свою награду от венецианцев он также получил, они отдали самое дорогое, что у них было – кота. Благодаря этой истории и появилась маска Кот.

Венецианская дама. Эта маска элегантна и изысканна. Существует несколько её вариантов – Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и другие.

Ещё одна женская маска – Моретта, смуглянка. Эта маска имеет круглую чёрную форму иногда с кружевной повязкой на глазах. У этой маски есть и ещё одно название – «отрада мужей», так как изнутри маски был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом. Таким образом, дамы были вынуждены молчать на протяжении всего карнавала.

Вольто. Наиболее нейтральная маска, она копировала форму человеческого лица и крепилась к голове лентами (или у некоторых масок Вольто на подбородке имелась ручка). У этой маски есть ещё одно название – Гражданин.

Доктор чумы. Эта маска обязана своим появлением страшным эпидемиям чумы, которые бушевали в средневековой Европе. В то время доктора, входя в помещения, где находились больные чумой, одевали маски с длинным носом (наподобие клюва), который имел вполне практическое значение, там находились разнообразные травы и ароматические вещества, задачей которых было, как тогда считалось, защитить доктора от заражения чумой. Доктора также носили длинные тёмные плащи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному.

Вот такая история происхождения венецианских карнавальных масок, которые можно приобрести в Венеции или в интернет магазинах.

Венецианские маски

Венецианская маска — традиционный символ ежегодного Венецианского карнаваа. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических встреч до преступлений. Последние привели к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута

Одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой – tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.

Коломбина

Полумаска, часто украшается золотом, хрусталём, серебром и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.

Моретта

Овальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции.

Венецианская Дама (Dama di Venezia)

очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана – нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto)

Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto)

Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

(Medico della Peste) или более известный образ “Доктор чума”

В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.



Самое неприятное, нельзя фотографировать маски в магазинах Венеции. И все это впечатление и многообразие многие туристы пытаются передавать фотографируя через стекло витрины . Нам повезло больше. Решив купить добротное количество масок , нам позволили отвести душу.

Маски продают везде. Это символ, это классный сувенир, но интересней всего лишь не в многих магазинах — мастерских, где по крайне мере можно увидеть как художник делает последние штрихи.

В свое время маски использовались с целью скрыть лицо, когда начиная от простых людей и заканчивая известными особами народ хотел перемещаться неузнаваемым. Став таким образом символом Венецианского карнавала.

Маски делаются в основном из папье-маше и кожи, хотя носить такие маски долго достаточно некомфортно. Самый удобный вариант — маска закрепленная на палочке.

Многие знают маски в виде длинного птичьего клюва. Во время чумы обычно доктора носили такие маски вкладывая в клюв специальные травы, пытаясь таким образом не заразиться от больного, при этом носили черные плащи.

Особую любовь и уважение многие ассоциируют именно с карнавальными масками.

Основные темы в украшении — музыкальные ноты, карты.

Кстати застать мастера за работой не так просто, а сфотографировать еще сложнее.

Так что мы можем смело рекомендовать всем влюбленным парам провести незабываемые дни в настоящей сказке, которой нам так порой не хватает.

«Коломбина» — полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица:

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Виды карнавальных масок

Одна из любимых масок венецианцев – баута – как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета – черный и белый. К белой “личине” – черный плащ. Эту маску обожали все – и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными “раками-медведями”, пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой – ведь скоро Великий пост.

А странное название “баута” – вымышленное чудовище, сродни нашим “буке” и “бяке”.

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто – “гражданин” – простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально “едва торчащем” из воды.

Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани – парча, атлас, муар, изысканные благовония.

У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта – “смуглянка” – самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица – мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название – “Отрада мужей”. Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Читайте также:  Как засахарить имбирь

Но Коломбина – это уже другая песня, другая история, другой век. 18-й. Дель арте – комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне – венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор – юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла – умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин – глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете – Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

Венецианская маска – 26 фото красивых современных масок венецианского карнавала

Ежегодный карнавал в Венеции привлекает в этот город толпы туристов. Многие хотят не только посмотреть, но и поучаствовать в этом зрелище, слиться с толпой и стать ее частью, словно перенесшись во времени на много веков назад. Затеряться и стать неузнанным помогают костюмы эпохи Возрождения, и такой элемент как венецианская маска.

История происхождения венецианских масок

Карнавал – явление захватывающее, оно знаменито на весь мир и является визитной карточкой города точно так же, как каналы и красно-черные гондолы. Его непременным атрибутом являются яркие, непохожие одна на другую маски, за которыми удобно на несколько часов скрыть свою личность и притвориться кем-то другим, таинственным и неузнанным. Многим интересно погрузиться в историю этого многоголосого и многоликого города на воде.

История венецианских масок уходит своими корнями в эпоху становления Венеции, как крупного экономического центра средневековой Европы.

  1. Богатые жители Венеции всегда были на виду из-за небольших размеров городка. Поэтому маски были призваны сохранять инкогнито их владельца в передвижениях по городу, для сокрытия тайных и запретных любовных увлечений.
  2. С помощью этой детали скрывались множество воришек и аферистов в большом количестве промышлявших в Венеции.
  3. Третьей причиной была возможность хотя бы на короткий миг сменить личность, превратившись из слуги в богатого горожанина и наоборот. Традиция надевать такой предмет как венецианская маска, богато украшенная мехом, лентами, шелком и перьями, драгоценными камнями и сияющими красками во время ежегодного карнавала настолько пришлась по душе венецианцам, что на протяжении многих столетий он – самое узнаваемое зрелище в Европе.

Венецианские маски – виды и значение

Настоящие оригинальные предметы в отличие от дешевых полумасок – настоящие шедевры и стоят они не дешево. Но, приобретая такую деталь в Венеции и участвуя в ней в карнавальном шествии, можно полностью погрузиться в атмосферу праздника и словно перенестись о времени. Можно обозначить отдельные виды венецианских масок, которые различаются по типам или образам. Каждый из них имеет свое значение и изготавливается мастерами по строгим канонам, разработанным многие столетия назад.

Отличается только декор и украшения, мелкие индивидуальные детали, характерные для работ каждого определенного вида. Среди них можно выделить следующие:

  • самой популярной считается Баута. Этот образ выбирали как аристократы, так и простолюдины;
  • Вольто – это венецианская маска, представляющая собой ничем не примечательный образ человека, желающего затеряться в толпе;
  • Дама и Коломбина – аксессуары, любимые среди женщин разных возрастов;
  • интересна маска Шута, надев которую можно перенять и повадки этого образа;
  • Гатто или Кошка представляет собой стилизованную кошачью мордочку;
  • Моретта – еще одна женская деталь с интересной историей;
  • к классическим образам относится зловещий аксессуар под названием Доктор Чума;
  • Бабочка – часто представляет собой ажурную полумаску.

Маска Венецианская Дама

Одной из самых ярких и роскошных является карнавальная маска венецианской дамы. Уже по названию видно, что она олицетворяла собой образ знатной венецианки. Для нее характерны такие отличительные черты:

  • обильно украшенная драгоценными камнями, жемчугом, перьями и кружевом, расписанная золотом и покрытая перламутром, Дама олицетворяла собой роскошь и шик;
  • зачастую сверху нее была стилизация под высокую прическу, уложенную локонами или ободок из пушистых страусиных перьев;
  • вокруг глаз, губ или по щекам венецианская женская маска обильно инкрустировалась драгоценными сияющими камнями, крупными натуральными жемчужинами;
  • самые дорогие детали пропитывались восточными благовониями, которые в Европе средних веков ценились дороже золота;
  • существуют разновидности по именам: Фантазия, Валери, Либерта, Реджина, Ольга и Саломея.

Из комедий дель арте пришли маски венецианского карнавала, известные под названием Коломбина или Служанка. Для нее свойственны такие особенности:

  • это полумаска, закрывающая только верхнюю часть лица;
  • образ Коломбины – это образ хитрой, ловкой и привлекательной девушки-служанки, которая помогает своей госпоже в ее любовных похождениях, ловко манипулирует Арлекином;
  • полумаска Коломбины украшается либо контрастными ромбами, символизирующими заплатки на костюмах Арлекина и Коломбины, либо украшается побогаче, перьями, бусинами, кружевом и росписью;
  • крепится такая венецианская женская маска на широких завязках, но она может иметь и ручку, за которую ее нужно подносить к лицу.

Венецианская маска Вольто

Одними из самых популярных считаются венецианские карнавальные маски Вольто или гражданин – это простой и распространенный образ карнавала. Она имеет такие отличительные черты:

  • повторяет контуры человеческого лица, часто выполнена в белом цвете, но возможны и вариации других цветов;
  • украшена она умеренно либо золотой росписью и инкрустацией, либо минимально прописанной линией глаз и губ;
  • Вольто разрешали носить обычным горожанам и в другие праздники, а не только во время главного карнавала;
  • имеет либо ручку, закрепленную на подбородке, либо крепится на завязках;
  • Вольто – канонический вариант, ее использовали для сохранения инкогнито.

Венецианская маска Моретта

Если рассматривать венецианские маски, значение одной из них соответствует переводу ее названия. Моретта переводится как «смуглянка», среди ее особенностей можно отметить следующие:

  • имеет черный цвет и покрыта либо черным бархатом, либо черным атласом;
  • она отличается небольшим размером, не имеет завязок и губ;
  • крепится эта венецианская маска благодаря небольшому штырьку, который берется в рот и держится зубами. Отсюда и еще один вариант названия – «немая служанка»;
  • считается, что она была любимой у Джакомо Казанова, поскольку молчание и таинственный язык жестов он считал очень соблазнительным;
  • в настоящее время Моретта – одна из самых редких из-за неудобства ее крепления, ее изготавливают исключительно на заказ.

Венецианская маска Баута

Одним из мужских вариантов, в которых представлены традиционные венецианские маски, является Баута или Призрак. Это единственный образ, в котором можно было есть и пить, сохраняя инкогнито и без лишних неудобств. К ее характеристикам относятся следующие:

  • неузнанность человека сохранялась благодаря особым акустическим особенностям Баута;
  • она расширена снизу и слегка выдвинута вперед, голос, ударяясь о внутреннюю поверхность, становился глухим;
  • классическая Баута красилась в черный цвет, затем ее стали выкрашивать в белый, и только недавно Баута стали делать стальными, серебряными и золотыми;
  • образ Баута дополнялся широким черным плащом и черной аристократической треуголкой;
  • Баута исторически считалась аристократической, в ней знатные горожане могли прогуливаться по городу в любой день, а простолюдинам надлежало приветствовать каждого прохожего в такой детали.

Венецианская маска Кошка

Единственной, изображающей животное на карнавале, является венецианская маска кота. Издревле венецианцы очень тепло относились к кошкам, которые спасали зернохранилища от мышей. «Кошка» имеет такие отличия:

  • закрывает верхнюю часть лица, оставляя открытыми губы и подбородок;
  • часто в нижней части существует оборка их тонких кружев;
  • полностью повторяет мордочку кота, на ней имеется кошачий нос, щеки, разрез глаз и ушки;
  • принято обильно украшать кружевные венецианские маски узорами, сусальным золотом, сверкающими элементами, лентами;
  • ее выбирают себе как мужчины, так и женщины. Крепится она на голове, благодаря завязкам.

Венецианская маска Доктор Чумы

Самый зловещий образ карнавала – это венецианская маска с длинным носом Доктор Чумы. К ее особенностям относятся следующие:

  • олицетворяет собой что-то потустороннее, неотвратимость смерти;
  • представляет собой однотонный лик с большим птичьим клювом;
  • ее надевали чумные доктора во время вспышки этой смертельной болезни в Италии. В клюв закладывались ароматные и антисептические травы, снадобья, которыми дышали доктора, чтобы избежать заражения этим страшным недугом;
  • на врачах были надеты длинные черные плащи с восковой пропиткой, а в руках они держали длинный посох, чтобы не прикасаться к больному человеку. Увидеть чумного доктора, ходившего из дома в дом, считалось зловещим признаком болезни и неотвратимой смерти. В настоящее время все атрибуты этого образа сохранились.

Венецианская маска Шута

Из комедии дель арте пришли красивые венецианские маски Коломбины и Шута. Последние были при дворах правителей. Они единственные могли сказать королю всю правду и остаться безнаказанными. Это яркий, веселый, дурашливый образ, который отличают такие характеристики:

  • представляет собой хитро улыбающуюся гримасу, с длинным подбородком и носом;
  • украшается узорами, золочеными элементами, на голове – стилизованный колпак с бубенцами;
  • костюм дополняется плащом, сшитым из ромбовидных лоскутов;
  • еще одна вариация Шута – маска Маттачино. Это дерзкий и агрессивный вариант. Во время карнавала ему позволялось многое: выкрикивать оскорбления в адрес прохожих, кидаться в них яйцами и тухлыми овощами. Маттачино имеет один или два рожка с бубенцами.

Венецианская маска Бабочка

Одним из самых популярных вариантов, в которых представлены женские венецианские маски, является Бабочка. Она представляет собой мини-полумаску, закрывающую одни только глаза. Сохранить инкогнито в ней трудно, но она придает образу таинственность и очарование. Деталь прикрывает линию глаз, выполняется из ажурного материала либо покрывается красивым узором или кружевом. Ее можно завязывать лентами, либо она имеет длинную ручку сбоку, за которую ее можно держать в руке.

Венецианская маска с перьями

Варианты Дамы, Коломбины, Бабочки – это женские венецианские маски с перьями, которые занимают особое место в украшении. Исторически страусиные перья считались атрибутом костюмов богатых людей, ими декорировали шляпы и делали из них дорогие веера, поэтому позволить себе такую роскошь на карнавале могли далеко не все. По наличию перьев можно было определить статус того, кто прятался под ней.

Выставка венецианских масок

В разных городах мира проводятся ежегодные выставки, на которых представлены современные венецианские маски. В них принимают участие много частных коллекционеров, которые не могут устоять перед красотой, роскошью и богатой историей атрибутики карнавала. На крупных выставках можно увидеть полные коллекции образов, их исторические прототипы и роскошное современное воплощение. Ведь каждая деталь – это небольшое произведение искусства, которое хочется примерить на себя.

Ссылка на основную публикацию